Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Рспп: родственные связи правительства рф Где работает сердюков в настоящее время

Как взыскать неосновательное обогащение за пользование земельным участком без договора аренды

Законодательная база российской федерации Федеральный закон 402 фз о бухгалтерском

Пятерочка: учебный портал Study X5

Что он делает и чем занимается

Почему в депутаты идут артисты и спортсмены, а не те, кто надо?

Осетины - боллоев таймураз

Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Государственное бюджетное учреждение: виды, финансирование. Относятся ли бюджетные учреждения к некоммерческим организациям и существуют ли различия между данными категориями организаций при формировании налоговой базы по налогу на прибыль? Бюджетное учре

Согласно отечественному законодательству, в Российской Федерации в зависимости от типа собственника выделяют три вида учреждений: государственные, частные и муниципальные. В свою очередь как государственные, так и муниципальные организации могут подразделяться на казенные, автономные и бюджетные. Разделение на типы учреждений закреплено в Федеральном законе № 83-ФЗ от 08 мая 2010 года. Данная классификация определяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждения, его права и обязанности в отношении недвижимого и движимого имущества и денежных средств, а также степень независимости от государства. Но чем отличается автономное учреждение от бюджетного?

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.

Основной финансовый рычаг, с помощью которого государство может эффективно воздействовать на все социально-экономические процессы в обществе - это бюджет. По средствам бюджета происходит финансирование бюджетных учреждений.

Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:

  • - федерального бюджета Российской Федерации,
  • - бюджета субъекта Российской Федерации,
  • - местного бюджета,
  • - государственных внебюджетных фондов,
  • - бюджетов всех уровней,
  • - внебюджетных доходов,
  • - средств, поступивших во временное распоряжение.

К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:

1. Целевое использование выделенных и самостоятельно заработанных средств.

В отличие от всех остальных учреждений бюджетные организации при расходовании средств должны строго придерживаться тех целей, на которые эти средства выделены. Если коммерческая организация может израсходовать полученные в оплату за поставленные товары или оказанные услуги средства на любые цели, начиная от увеличения фонда оплаты труда своих сотрудников и кончая направлением их на благотворительность, бюджетные организации такой свободой действий не располагают. Полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства они могут использовать исключительно на те цели, которые предусмотрены в смете.

  • 2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. Обе группы средств хранятся на отдельных счетах, на каждую из групп составляется отдельная смета по их расходованию, по каждой из групп составляется самостоятельная отчетность.
  • 3. Бюджетный иммунитет. Согласно ст. 239 БК РФ иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
    • - возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
    • - возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.
  • 4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств.

Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:

1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета главным распорядителем бюджетных средств по получателям бюджетных средств.

Бюджетная роспись это документ, в котором производится поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетная роспись устанавливает распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В классификации расходов бюджета следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные. расходы; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:

  • - ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • -оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • -трансферты населению;
  • -ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • -бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • -субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
  • -инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • -бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • -кредиты иностранным государствам;
  • -средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Группировка бюджетных средств по функциональному, экономическому и ведомственному признакам осуществляется на основе соответственно функциональной, экономической и ведомственной структур бюджетных расходов.

Доходы подразделяются на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

  • 2. Уведомление о бюджетных ассигнованиях. После того как сводная бюджетная роспись утверждена, исполнительный бюджетный орган в течение 10 дней доводит ее показатели до всех получателей бюджетных средств в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
  • 3. Составление сметы доходов и расходов. Бюджетные учреждения в течение 10 дней со дня получения уведомлений о бюджетных ассигнованиях обязаны составить и представить на утверждение смету доходов и расходов по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить представленную смету в течение 5 дней и в течение одного рабочего дня, со дня утверждения сметы, должен передать ее в орган, исполняющий бюджет.
  • 4. Лимиты бюджетных обязательств представляют собой предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более трех месяцев.

На основании уведомлений о выделенном лимите получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы и платежи путем составления платежных и иных документов в пределах доведенных до них лимитов и в соответствии со сметой доходов и расходов. Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Понятие «главный распорядитель бюджетных средств» разъясняется в статье 158 БК РФ.

Прежде всего, данной статьей выделены:

  • - главный распорядитель средств федерального бюджета,
  • - главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель средств федерального бюджета - это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главным распорядителем средств федерального бюджета является также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Названные бюджетные учреждения имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета являются:

  • - орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
  • - орган местного самоуправления,
  • - бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право:

  • - представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций, при условии, что Правительством Российской Федерации предоставило ему такие полномочия;
  • - определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
  • - утверждать сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • - составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета;
  • - вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, на основании мотивированного представления бюджетного учреждения;
  • - осуществлять контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
  • - осуществлять контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Главный распорядитель бюджетных средств обязан подготовить и представить органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

Главный распорядитель средств бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

  • - о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;
  • - предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 БК РФ, это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В статье 163 БК РФ перечислены права и обязанности получателей бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

  • 1) своевременное получение и использование бюджетных средств, в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;
  • 2) своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;
  • 3) компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

  • 1) своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
  • 2) эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;
  • 3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
  • 4) своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
  • 5) своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели (статья 70 БК РФ):

  • - на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • - на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • - на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • - на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • - на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.

Статья 71 БК РФ устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В случае выявления фактов не целевого использования бюджетных средств, на расходы бюджетного учреждения накладывается блокировка. Это означает сокращение лимитов бюджетных обязательств или отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств.

Блокировка расходов бюджета проводится по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Решение о блокировке расходов отменяется только после выполнения учреждением условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Использование бюджетных средств бюджетными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, осуществляется исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством.

Бюджетные организации, финансируемые за счет федеральных средств, в настоящее время переведены на обслуживание в федеральное казначейство, через которое они и получают все названные выше расчетные услуги. Эти организации не имеют права самостоятельно заключать с банками договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования. Указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно и работают банки.

Бюджетные организации представляют платежные документы в федеральное казначейство, которое после их проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ) для исполнения. В отличие от всех других организаций, которые могут открывать счета только в коммерческих банках, бюджетные организации могут вступать в отношения с Центральным банком. Следовательно, прием расчетных документов банк осуществляет от федерального казначейства; оно же получает от банка подтверждение о приеме расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Несколько иначе дело обстоит с кассовым обслуживанием. Наличные средства бюджетные организации получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства. Оставшиеся неиспользованными средства федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет, но с учетом лимитов кассы всех бюджетных организаций, находящихся на обслуживании в данной структуре федерального казначейства.

Банк не контролирует соблюдение лимита кассы бюджетными организациями, находящимися на обслуживании в казначейской системе. Порядок ведения кассовых операций распорядителей бюджетных средств, открывших лицевые счета в органах казначейства, контролируют сами органы казначейства.

Существует специфика и в приеме расчетных документов. Если любая не бюджетная организация может использовать свои средства, как в конце года, так и в самом его начале, то для средств бюджета такая свобода неприемлема - и в конце года все расчеты должны быть завершены.

Если бюджетное учреждение помимо бюджетного финансирования имеет доходы от предпринимательской деятельности, то оно имеет право самостоятельно расходовать средства, полученных за счет внебюджетных источников.

Бюджетные учреждения не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Итак, бюджетное устройство - это основанная на правовых нормах организация системы взаимосвязей не только между звеньями бюджетной системы, но и между участниками бюджетного процесса, включающей, кроме принципов построения бюджетной системы, также принципы и методы разграничения бюджетных полномочий, требования и правила формирования и исполнения самих бюджетов, межбюджетные отношения и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения непроизводственной сферы (социально-культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие все необходимые средства из государственного бюджета.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" в других словарях:

    См. Учреждения бюджетные Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально культурной сферы, науки, образования,… … Экономический словарь

    Учреждения, частично или полностью финансируемые из средств государственного и местного бюджетов. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

    Бюджетные учреждения - (Budgetary entities) — учреждения непроизводственной сферы, получающие необходимые средства в основном из государственного бюджета, посредством бюджетного финансирования … Экономико-математический словарь

    бюджетные учреждения - Учреждения непроизводственной сферы, получающие необходимые средства в основном из государственного бюджета. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN budgetary entities … Справочник технического переводчика

    БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ - учреждения и организации непроизводственной сферы, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально… … Профессиональное образование. Словарь

    бюджетные учреждения - учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. К таким организациям относятся органы управления, армия, суды, прокуратура, многие учреждения социально культурной сферы, науки, образования … Словарь экономических терминов

    бюджетные учреждения - учреждения непроизводственной сферы (социально культурные, органы государственной власти и государственного управления, обороны, суды, прокуратура), получающие все необходимые средства из государственного бюджета … Большой юридический словарь

    Бюджетные учреждения, состоящие на федеральном бюджете - Бюджетные учреждения, состоящие на федеральном бюджете, организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально культурных, научно технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется … Официальная терминология

    Учреждения, организации, финансируемые преимущественно или полностью из средств государственного или местного бюджетов. К Б.у. относятся органы власти, армия, суды, прокуратура, социальные учреждения, наука, образование, здравоохранение. Словарь… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Обеспечение безопасности плавания судов , В. И. Дмитриев. В учебном пособии по дисциплине Безопасность судоходства изложены вопросы, связанные с обеспечением безопасности плавания судов в соответствии с требованиями международных конвенций и…
  • Автономные, бюджетные и казенные образовательные учреждения , Феклин Сергей Иванович. В методическом пособии представлены официальные материалы Парламента России и мнения некоторых экспертов, касающиеся изменений законодательства в сфере образования и происходящих реформ сети…

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии. Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти.

Для каждой бюджетной организации установлено одно вышестоящее ведомство (вышестоящая бюджетная организации), выполняющее функции собственника от лица субъекта Российской Федерации.

Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых бюджетных услуг.

Деятельность бюджетных организаций субъекта Российской Федерации может быть условно разделена на ведение хозяйственной деятельности, выполнение регулирующих функций и функций по администрированию. В ряде случаев бюджетные организации совмещают различные виды деятельности (оказывают различные виды бюджетных услуг). финансы бюджетный денежный

Для выделенных групп бюджетных организаций определяются характер взаимодействия с вышестоящим ведомством, механизм формирования бюджета и его исполнения, право на осуществление заимствований и полномочия по управлению активами

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования. Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций -- основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Созданная органами государственной власти (местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из государственного (местного) бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе Российской Федерации от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Учредителями создаваемых учреждений являются, как правило, Российская Федерация, субъект РФ или муниципальные образования. Можно выделить следующие их типы: учреждения образования и науки, культуры, здравоохранения, социальной помощи и защиты и т.д.

Государственные (муниципальные) учреждения создаются собственником имущества для определенной деятельности некоммерческого характера. Собственником в данном случае выступает, государство, регион, муниципальные образования. Государственное (муниципальное) учреждение как юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта органа государственного (муниципального) управления.

Правовой основой деятельности учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью , то есть деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определены возможные направления предпринимательской деятельности учреждений, в том числе:

Приносящее прибыль производство товаров, услуг и работ, отвечающих целям деятельности некоммерческих организаций;

Приобретение и реализация ценных бумаг , имущественных и неимущественных прав;

Участие в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Права государственных (муниципальных) учреждений включают:

Своевременное получение и использование бюджетных средств в размере, утвержденном бюджетной росписью с учетом сокращений и индексации;

Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

Компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанности учреждений:

Своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;


Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

Своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

Своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Собственник наделяет учреждение имуществом, закрепляя его на праве оперативного управления. Учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете, без согласования с собственником имущества. Учреждение самостоятельно не может распоряжаться (сдавать в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Государственные (муниципальные) учреждения, выступая в гражданском обороте, вправе заключать от своего имени договоры купли-продажи, подряда (например, для ремонта или строительства зданий), за исключением установленных ограничений, предусмотренных законом, и оплачивать задолженность по ним из средств бюджетного финансирования или внебюджетных средств. Объем договорных обязательств, которые на себя может взять учреждение за счет финансирования из бюджета, определяется через заложенные в смете объемы расходов, утвержденные в пределах годовых назначений в соответствии с решением о бюджете на очередной год.

При заключении учреждениями договоров на приобретение товаров, выполнение работ или услуг установлен ряд условий: обязательное ведение реестра закупок; заключение государственного, муниципального контракта.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его деятельность из бюджета соответствующего уровня. Ежегодно решением о местном бюджете в составе расходов главных распорядителей бюджетных средств предусматривается финансирование учреждений.

Основной документ, который определяет общий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых из бюджета на содержание учреждений, является смета доходов и расходов.

Учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

Оплату труда работников;

Перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

Трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с нормативными документами;

Командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

Оплату товаров, работ и услуг по заключенным муниципальным контрактам;

Оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения контрактов.

Данный перечень является исчерпывающим, и расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата труда работников учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки, установленной постановлением Правительства РФ. Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений находящихся на бюджетном финансировании.

Если в соответствии с учредительными документами, учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Доходы, полученные от такой деятельности, могут быть израсходованы учреждением только для осуществления возложенных на него задач. Предпринимательская деятельность учреждения носит вспомогательный по отношению к основной деятельности характер и осуществляется только с разрешения его учредителя-собственника. Такое положение обусловлено в первую очередь сущностью учреждения - некоммерческой организации, созданной для определенных целей, а также правовым режимом имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения. Предпринимательская деятельность учреждений осуществляется под собственную имущественную ответственность.

С 1 января 2011 года государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на три типа: казенное учреждение, бюджетное учреждение и автономное учреждение (п. 4 ст. 6 Закона № 83-ФЗ).

Общие положения о учреждениях содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в редакции Закона № 83-ФЗ), а особенности правового положения отдельных видов учреждений определяются специальными правовыми актами.

Государственное (муниципальное) казенное учреждение - учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств государственного, местного бюджета на основании бюджетной сметы.

Государственное, муниципальное казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты государственному (муниципальному) казенному учреждению не предоставляются. Государственное (муниципальное) казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Государственным (муниципальным) автономным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственное (муниципальное) автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, а также находящееся у него особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц, за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда.

Государственным (муниципальным) бюджетным учреждением - признается некоммерческая организация, созданная государством, регионом, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ государственных полномочий, полномочий соответственно органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, оно вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, бюджетное учреждение вправе вносить имущество, указанное в законе, в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или иным образом передавать им это имущество в качестве их учредителя или участника.

Основным объединяющим признаком для всех государственных (муниципальных) учреждений является то, что учредителем такого учреждения может быть только Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Также общим признаком для учреждений является перечень видов деятельности, который учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, и этот перечень должен содержаться в уставе. За учреждениями сохраняются ограничения на распоряжение имуществом учреждения в зависимости от типа учреждения.

Правовой основой деятельности государственного (муниципального) учреждения является устав, утверждаемый собственником. Уставом учреждения может быть предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы. Осуществлять предпринимательскую деятельность учреждение может лишь в том случае, если это способствует достижению целей, ради которых она создана.

Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538. Создание и/или изменение типа учреждения осуществляется решением органов государственной (муниципальной) власти. Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Государственное (муниципальное) бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться.

Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. Сверх установленного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых для одних и тех же услуг условиях.

Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Вам также будет интересно:

Что входит в страхование ответственности
Компенсационные выплаты при использовании страхования рассматриваемого типа выплачиваются,...
Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом
На какую сумму кредита я могу рассчитывать?Банк всегда одобряет максимальную сумму, которую...
Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции
В жизни каждого выпускника может произойти такой момент, что при сдаче ЕГЭ он получает не...
Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение
С 14 октября 2017 года вступают в силу новые антитабачные меры. Курильщикам придется даже...
Пример должностной инструкции оператора азс
Должностная инструкция оператора АЗС Должностная инструкция оператора АЗС | Образец...