Что он делает и чем занимается

Почему в депутаты идут артисты и спортсмены, а не те, кто надо?

Что такое прожиточный минимум на ребенка и какой его размер

Балаковская АЭС: строительство и развитие Руководство балаковской аэс

Деньги под автомобиль с правом пользования

Что такое план аудита. Принципы планирования. Планирование аудиторской проверки

Воинские звания США: в чем их особенности?

Нулевая отметка Как согласовать помещения по уровню

Как оплатить административный штраф через сбербанк онлайн Заплатить штрафы гибдд онлайн сбербанк

Пример хеджирования. Валютное хеджирование. Что такое хеджирование простыми словами? Хеджирование активов

Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Госзакупки – начинаем и выигрываем. Методы государственных закупок

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введения

Рост внимания к закупкам для государственных и муниципальных нужд связан прежде всего с необходимостью рационального использования бюджетных средств, создания равных условий доступа к государственным и муниципальным бюджетам поставщикам товаров, исполнителям работ и услуг различной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, повышения прозрачности прохождения средств от государственного и муниципального заказчика непосредственно к поставщикам.

Последние годы характеризуются стабильностью наполнения бюджетов различных уровней, существенным ростом бюджетной массы и, соответственно, увеличением объемов закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Перед заказчиками стоит задача обеспечить удовлетворение государственных и муниципальных потребностей в различных товарах, работах и услугах с наименьшими затратами бюджетных средств. Для ее решения применяются различные способы закупок, основанные на принципах прозрачности, гласности, конкурентной борьбы поставщиков, взаимной ответственности за выполнение взятых обязательств. В этих условиях поставщики товаров, работ и услуг больше заинтересованы выполнить государственный или муниципальный заказ с гарантированной оплатой, чем работать на открытом рынке в условиях все возрастающей конкуренции, отсутствия гарантии продажи своего товара, спроса на работы, услуги и своевременного получения средств за их поставку.

Масштаб и разнообразие закупок с каждым годом растут, потребность в конкретных товарах, работах и услугах при условии соблюдения антимонопольных требований предполагает повышенное внимание к отдельным разделам конкурсных документов. На сегодняшний день значительная часть закупок осуществляется по типовой документации. Порядок и процедуры проведения торгов строго регламентированы Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и зависят в основном от способа размещения заказа. Содержание технического задания в большинстве случаев индивидуально.

1. Порядок разработки конкурсной документации

При подготовке конкурсной документации учитываются нормы гражданского и бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, антимонопольного законодательства и иные законодательные акты.

Назовем основные из них:

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Согласно ст. 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией. Государственными и муниципальными заказчиками являются соответственно органы государственной власти РФ или субъектов РФ и органы местного самоуправления. Заказчиками могут также выступать органы, уполномоченные на размещение заказов. Они могут быть созданы соответствующими органами власти, а могут и не создаваться. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных (муниципальных) заказчиков устанавливается решением о создании самого уполномоченного органа.

Главная трудность в конкурсах - формулировка лота таким образом, чтобы можно было закупать именно те товары, работы и услуги, которые нужны учреждению, причем соблюдая нормы закона. Проблема состоит в том, что законодательство запрещает указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если указание этих сведений влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа (п. 3 ст. 22 Заказа N 94-ФЗ). Можно только указывать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Исключение составляют случаи, когда невозможно дать характеристику товару, работе, услуге. При этом конкурсная документация может содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Раздел, в котором заказчик описывает предмет размещения заказа (техническое задание), - ключевой в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок. В нем согласно п. 2 ст. 22, п. 2 ст. 34, п. 4. ст. 43 Закона N 94-ФЗ отражаются требования, которые устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом:

К качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг;

К их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

К размерам, упаковке, отгрузке товара;

К результатам работ;

Иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

2. Порядок оформления технического задания

1. Техническое задание оформляется в виде единого документа.

1.2. Техническое задание должно содержать:

1.2.1. Объем заказываемых товаров, работ или услуг в физических величинах.

1.2.2. Функциональные характеристики товара, работ или услуг.

1.2.3. Подробную техническую характеристику товара, работ или услуг.

1.2.4. Показатели оценки качества товара, работ или услуг - гигиенический сертификат, сертификат соответствия, страна-производитель и т.п.

1.2.5. Гарантии на товар, работы или услуги.

1.2.6. Формы и сроки гарантийного обслуживания.

1.2.7. Затраты на обслуживание приобретаемого товара, работ, услуг.

1.2.8. Сроки поставки товара, работ, услуг.

1.2.9. Условия оплаты товара, работ, услуг.

1.2.10. Цена контракта на приобретение товара, работ, услуг.

1.2.11. Иные условия и требования, являющиеся обязательными для данного вида товаров, услуг.

1.2.12. Источник финансирования.

1.2.13. Требования к упаковке.

1.2.14. Порядок приемки товара.

1.2.15. Требования к безопасности.

1.2.16. Требования к результатам работ.

При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:

а) функциональные характеристики;

б) расходы на эксплуатацию товара, выполнение работ, оказание услуг;

в) расходы на техническое обслуживание товара;

г) срок предоставления гарантии качества товара, услуг.

Основные позиции, включаемые в техническое задание (п. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ):

Описание товаров, работ, услуг (функциональные характеристики, потребительские свойства);

Требования по качеству (ст. 469 и 721 ГК РФ; законодательство о техническом регулировании);

Комплектация товара;

Уточнение, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся;

Количество товара;

Периодичность и место поставки;

При необходимости - требования к шеф-монтажу, к обучению персонала;

Обеспечение сервисного обслуживания; и т.п.

Естественно, что не все из этих требований обязательны. Выбор показателей и характеристик закупаемого товара остается за заказчиком. Поэтому определять предмет закупки, отражать требования в техническом задании должен специалист, разбирающийся в предмете закупки. Одновременно при определении эксплуатационных характеристик профильному специалисту нелишне ознакомиться с пожеланиями работников, которые будут использовать закупаемый продукт. Например, учесть такие факторы, как удобство и простота в работе и т.п. Сложность составления технического задания в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно такого товара, в каком нуждается заказчик, причем не без нарушений антимонопольного законодательства. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик нельзя "подогнать" под конкретную марку или определенного производителя, поскольку такие действия по нормам Закона о защите конкуренции могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий. Обращаем внимание читателя, что заказчик не может ввести также ограничение по территориальному признаку при закупке товаров, работ, например, установить при закупке горюче-смазочных материалов условие, что АЗС должна находиться на территории данного города или района. Это также будет нарушением антимонопольного законодательства.

государственный муниципальный закупка контракт

3. Типичные ошибки при составлении конкурсной документации

В оформлении закупочной документации нет мелочей. В этом убеждают решения Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных подразделений, принятые по жалобам на действия заказчиков. Среди них:

Заказчики не устанавливают критерии оценки заявок на участие в конкурсе и не определяют порядок оценки и сопоставления заявок участников, что не позволяет сделать процесс оценки заявок объективным;

Заказчики устанавливают в конкурсной документации требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные Законом N 94-ФЗ (например, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и материальных ресурсов и т.д.). Эти сведения могут быть запрошены в качестве не обязательного, но дополнительного критерия для оценки заявки участника конкурса для выявления победителя;

Заказчики устанавливают требование 100%-го выполнения заявки как критерий оценки выполнения контракта.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию. Конкурсная документация не содержала требований к техническим характеристикам мебели, размерам. Отсутствовали иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемой мебели потребностям заказчика, что противоречит п. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ о размещении заказов. Заказчику было предложено устранить нарушения законодательства о госзаказе в части приведения в соответствие с Законом о размещении заказов извещения о проведении конкурса и конкурсной документации, продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе на 30 дней и разместить извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями, предъявляемыми Законом N 94-ФЗ, устранить нарушения в выборе критериев оценки заявок и процедуре оценки заявок.

Составление технического задания требует от государственного (муниципального) закупщика четкого знания предмета закупки, умения конкретно изложить свои требования и, не нарушив законодательство, выбрать самого надежного поставщика. Оно регламентирует именно содержание конечного результата разработки и сроки начала и окончания работ. А разбивка этих работ по этапам расписывается в календарном плане работ. В календарном плане указывается время закрытия каждого отдельного этапа работ. Отклонения могут стать основанием для предъявления заказчиком претензий. Стоимость работ определяют на основании сметы, в которой исполнитель обосновывает потребность в установленных сроках для выполнения работы. Потребности представляют как в натуральном, так и (обязательно) в стоимостном выражении. На основании согласованной сметы расходов составляют протокол согласования договорной стоимости.

4. Содержание условий госконтракта

Одна из составляющих конкурсной документации при проведении государственных закупок - это проект государственного контракта, который предполагается подписать по результатам торгов. При подготовке конкурсной документации следует уделять большое внимание условиям контракта.

Нередко в конкурсную документацию вставляют "рыбу" контракта для проформы, а затем начинают перекраивать ее, менять условия. Иногда заказчик, вспоминая, что он забыл вставить в контракт какие-то важные условия, требует, чтобы победитель принял их, при этом не увеличивая цену и не меняя других условий. В противном случае заказчик может предпочесть следующего участника. Либо наоборот, контракт подписывается в таком виде, в котором он указан в конкурсной документации, и затем на этапе его выполнения возникают спорные вопросы. Стороны подписывают дополнительные соглашения по увеличению цены или по снижению объемов работ и т.п.

Все подобные действия нарушают основные принципы конкурсных закупок: принцип единых исходных условий для участников на всех этапах конкурса, принцип недискриминации - равного отношения ко всем участникам, принцип экономической эффективности. Во-первых, изменяя условия контракта, стороны нарушают принцип единых условий для всех участников. Не исключено, что на новых условиях другие участники предложили бы более конкурентоспособную цену заявки. Во-вторых, участник, который победил на первоначальных условиях, подвергается давлению по сравнению с другими, то есть дискриминации. В-третьих, при подписании без конкурса дополнительных соглашений с поставщиком в процессе реализации контракта нарушается принцип конкурентности и, как следствие, принцип экономической эффективности.

Во избежание нежелательных споров и противоречий на этапе реализации государственного контракта организаторы торгов и заказчики должны уже в процессе подготовки конкурсной документации продумать условия будущего государственного контракта таким образом, чтобы они:

Были понятными, лаконичными и непротиворечивыми;

Не накладывали больше рисков и обременении на поставщика/подрядчика, чем на заказчика (это грозит завышением цены участниками или вообще их отказом от подачи заявок);

Соответствовали сложившейся практике и обычаям делового оборота;

Не противоречили законодательству;

Были бы, по возможности, типовыми/унифицированными.

5. Пример государственного контракта на выполнение работ

Государственный контракт

Организация "Х" (наименование организации), именуемая в дальнейшем "Заказчик", в лице руководителя ФИО, действующего на основании Устава, с одной стороны, и организация "У", именуемая в дальнейшем "Подрядчик", в лице ФИО, действующего на основании Устава, с другой стороны, в дальнейшем именуемые "Стороны", в соответствии с решением конкурсной комиссии Заказчика, заключили настоящий Государственный контракт (далее по тексту - Договор) о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя подряд на выполнение следующих работ: капитальный ремонт здания.

1.2. Работа по настоящему контракту выполняется в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (Приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью.

Работы, не предусмотренные настоящим контрактом, необходимость проведения которых выявлена в процессе выполнения контракта, оформляются дополнительным соглашением.

2. Цена договора и порядок оплаты работ

2.1. Стоимость работ по контракту составляет ххх руб. (прописью), в том числе НДС - ууу руб. (прописью).

Стоимость работ включает в себя стоимость материалов, необходимых для выполнения работ, приобретаемых Подрядчиком.

При исполнении договора в случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных Договором, но связанных с ним, Заказчик вправе по согласованию с Подрядчиком изменить цену договора пропорционально объему дополнительных работ, но не более чем на 5% цены Договора.

2.2. Оплата производится из средств федерального бюджета.

2.3. Заказчик в течение 5 дней с даты подписания настоящего контракта производит выплату Подрядчику аванса в размере 30% от стоимости выполнения работ по контракту, то есть 0 руб. (прописью рублей).

2.4. Окончательный расчет производится после сдачи Подрядчиком и приемки Заказчиком выполненных работ, оформленных актом. Оплата производится Заказчиком в течение 5 дней с даты подписания сторонами актов выполненных работ.

2.5. В случае прекращения работ по соглашению сторон или по вине Заказчика последний обязан возместить Подрядчику фактически произведенные затраты.

3. Права и обязанности сторон

3.1. Подрядчик обязуется:

3.1.1. Выполнить работы, предусмотренные настоящим договором, в полном объеме и с надлежащим качеством в срок.

3.1.2. Обеспечить качество всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.

3.1.3. Нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по настоящему контракту субподрядчиками в случае их привлечения.

3.1.4. Обеспечить выполнение в месте выполнения работ необходимых мероприятий по технике безопасности.

3.1.5. При выполнении работ по настоящему контракту не изменять в одностороннем порядке график производства работ в сторону продления сроков их выполнения.

3.1.6. На Подрядчике лежит риск случайного уничтожения или повреждения результата работ до момента сдачи его Заказчику, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.

3.1.7. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

Возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

Иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

3.1.8. В случае возникновения обстоятельств, замедляющих ход работ или делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, немедленно поставить об этом в известность Заказчика.

3.1.9. Безвозмездно устранять по требованию Заказчика недостатки и дефекты в работе в течение 10 дней с момента обнаружения в период гарантийного срока. Гарантийный срок на выполненные работы - 3 года.

3.1.10. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в последующих пунктах настоящего контракта.

3.2. Заказчик обязуется:

3.2.1. Оплачивать выполненную работу Подрядчика по мере поступления денежных средств из федерального бюджета и в соответствии с п. 2. Договора.

3.2.2. Принять выполненные работы в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

3.3. Права Заказчика:

3.3.1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.

3.3.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего Договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков.

3.3.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от настоящего Договора либо устранить недостатки своими силами или поручить устранение недостатков третьему лицу с отнесением расходов на Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

4. Срок выполнения работ

4.1. Срок действия настоящего контракта устанавливается.

4.2. Работы по настоящему контракту должны быть начаты, проведены и завершены в соответствии с графиком производства работ.

5. Выполнение работ

5.1. Для осуществления контроля за ходом выполнения работ Заказчик назначает комиссию, члены которой имеют право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в течение всего периода их выполнения и в любое время производства.

5.2. Подрядчик самостоятельно организует производство работ в соответствии со сроками, указанными в разделе 4 настоящего контракта.

5.3. Обеспечение производственного порядка в месте выполнения работ является обязанностью Подрядчика.

5.4. Подрядчик гарантирует, что качество строительных материалов, комплектующих и конструкций, применяемых им для производства работ, будет соответствовать стандартам, техническим условиям и иметь необходимые сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество.

5.5. Подрядчик информирует Заказчика за 1 день до начала приемки отдельных конструкций, скрытых работ по мере их готовности. Готовность принимаемых ответственных конструкций и скрытых работ подтверждается подписанием Заказчиком и Подрядчиком актов промежуточной приемки ответственных конструкций, актов освидетельствования скрытых работ и актов приемки.

Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика или Заказчик не был информирован об этом или информирован с опозданием, то по его требованию Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее.

5.6. В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, Подрядчик своими силами и без увеличения стоимости строительства обязан в согласованный срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы.

6.2. Срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами.

7. Приемка результата выполненных работ

7.1. При завершении работы Подрядчик предоставляет Заказчику акт сдачи-приемки работ.

7.2. Заказчик в течение 3 дней со дня получения акта сдачи-приемки работ обязан направить Подрядчику подписанный акт сдачи-приемки или мотивированный отказ.

7.3. В случае несоответствия результатов работы техническому заданию сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок. Претензии о проведении доработок должны быть предъявлены Заказчиком в течение 3 дней после получения акта сдачи-приемки работ. Подрядчик обязан произвести необходимые исправления без дополнительной оплаты в пределах контрактной цены.

7.4. Если при приемке работ будет выявлена необходимость проведения доработок или изменения отдельных условий технического задания, по требованию Заказчика эти работы производятся по дополнительному соглашению с указанием срока их выполнения и стоимости.

7.5. В случае досрочного выполнения Подрядчиком работ Заказчик обязуется принять акт сдачи-приемки работ в порядке, установленном настоящим разделом, и произвести оплату.

8. Гарантии

8.1. Подрядчик гарантирует:

Выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего контракта;

Качество выполнения всех работ в соответствии с требованиями Заказчика и действующими нормами;

Своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в период гарантийной эксплуатации результата работ.

8.2. Срок гарантии выполненных работ устанавливается с даты подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, за исключением случаев преднамеренного повреждения их со стороны третьих лиц, что должен доказать Подрядчик.

Срок гарантии на выполненные работы устанавливается 3 года с даты подписания акта приемки результата работ.

9. Расторжение контракта

9.1. Заказчик вправе потребовать от Подрядчика расторжения контракта в следующих случаях:

Задержки Подрядчиком хода выполнения работ по его вине, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на 1 месяц;

Нарушения Подрядчиком условий контракта, ведущего к снижению качества работ;

Отказа Подрядчика исправлять обоснованные недоделки или некачественно сделанные работы.

В этом случае Подрядчик возвращает Заказчику всю сумму, уплаченную Подрядчику за вычетом стоимости работ, принятых Заказчиком, и передает незавершенный результат работ Заказчику по акту.

9.2. При расторжении контракта по соглашению сторон незавершенный результат работ передается Заказчику, который оплачивает Подрядчику стоимость выполненных работ в объеме, определяемом ими совместно.

10. Ответственность сторон

10.1. В случае если Подрядчик отказывается исправлять дефекты, выявленные Заказчиком, Заказчик имеет право:

Не оплачивать выполненные работы;

Предъявлять Подрядчику штрафные санкции в сумме, необходимой для исправления выявленных дефектов.

10.2. Ущерб, нанесенный третьему лицу в результате выполнения работ по вине Подрядчика, компенсируется Подрядчиком.

10.3. В случае полного или частичного невыполнения контракта одной из сторон последняя обязана возместить другой стороне причиненные в результате этого убытки.

10.4. Применение штрафных санкций не освобождает стороны от выполнения принятых обязательств.

11. Прочие условия

11.1. Все изменения и дополнения к настоящему контракту считаются действительными, если они оформлены в письменном виде и подписаны сторонами.

11.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим контрактом, применяются нормы законодательства РФ.

11.3. Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

Минимальный срок хранения документов - 3 года (п. 15 ст. 28 Закона N 94-ФЗ). При этом в обязательном порядке хранятся: протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; заявки на участие в конкурсе; конкурсная документация; изменения, внесенные в конкурсную документацию; разъяснения конкурсной документации; аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие государственных закупок для государственных и муниципальных нужд. Структура нормативно-правового регулирования таких поставок. Способы определения поставщика путем проведения торгов и без них. Требования к исполнению государственного контракта.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Основные условия заключения контракта. Анализ конкурентных способов определения поставщиков. Единая информационная система в сфере закупок.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2014

    Система государственных закупок как комплексная система обеспечения государственных (муниципальных) нужд в товарах, услугах и работах. Планирование закупок с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, правила и порядок их осуществления.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Анализ необходимости применения эффективного служебного контракта в деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений в процессе осуществления закупок. Изучение оснований для привлечения к административной ответственности должностных лиц.

    статья , добавлен 24.02.2015

    Понятие и квалифицирующие признаки государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Порядок заключения контракта, исполнение договорных обязательств по поставке. Проблемы договорных отношений.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2013

    Правовое регулирование подрядных работ, институт государственных закупок в российском праве. Участники муниципальных закупок, порядок формирования и размещения заказа на очередной финансовый год, разработка документации о торгах, муниципальный контракт.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2010

    Нормы, регламентирующие порядок размещения госзаказа и заключения госконтракта на выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Система государственных закупок и заключения государственного контракта в городе Москве.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2012

    Правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов. Участники процесса государственных и муниципальных заказов. Зарубежный опыт информационного обеспечения государственных закупок. Становление электронных государственных закупок в России.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2012

    Понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. Развитие российского законодательства по поставке товаров. Форма и порядок заключения госконтрактов и договоров поставки, их особенности.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2012

    Понятие и признаки поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Сущность и существенные условия контракта. Ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащие исполнение контракта. Методы размещения государственных и муниципальных заказов.

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ).

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ). Поэтому в данной статье будет приведён определённый, если так можно выразиться, путеводитель по этому закону, чтобы количество ошибок у тех, кто только начинает заниматься закупками, было как можно меньше.

В тексте 44-ФЗ много ссылок, большинство из которых оправданы, иначе просто нельзя было стройно изложить его положения. Но у всех есть такой инструмент, как компьютер. Если вы встретили ссылку и не можете удержать в своей памяти те или иные положения, тогда вставьте ссылку в электронной версии теста закона в нужное место (а если необходимо, то и несколько раз), чтобы получить общую картину.

Практика показывает, что методически неправильно читаются изменения в законе. Все, как правило, "загружают" в свой компьютер новую редакцию 44-ФЗ и считают это достаточным. А надо поступить по-другому. Советую отпечатать положения того закона, которым вносятся изменения в 44-ФЗ, а потом "пройти" по тесту 44-ФЗ, сличая отпечатанный текст с внесенными изменениями в 44-ФЗ.

Приведу два примера. В последнее время часто обращаются с вопросом о порядке толкования совокупного годового объема закупок. Это положение внесено в статью 3, часть 16 закона. Но почему-то пропускают еще одно изменение. Оно внесено в статью 112, часть 30, в которой совершенно чётко записано, что в совокупный годовой объём закупок не включаются закупки, извещения о которых размещены до даты вступления в силу 44-ФЗ. Всегда советую читать положения статьи до конца и обязательно читать главу 8 "Заключительные положения".

С чего же начинать закупку? Представьте себе, что вы решили купить себе квартиру через риэлтерское агентство. Кто будет определять требования к квартире? Конечно, вы, как заказчик. Вы же определите, по какой цене вы хотите купить квартиру. Следовательно, на первом этапе закупок необходимо определиться с требованиями к закупаемым товарам, работам или услугам. Основные положения по этому вопросу отражены в статье 33 закона. Но толковать положения статьи надо шире. Надо помнить, всё, что мы покупаем, должно отвечать национальным стандартам и национальной системе лицензирования РФ.

Обратите внимание, в статье 33, часть 1 есть такие положения: "1) описание объекта закупки должно носить объективный характер", "2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

За понятием "объективный характер" стоит очень много. Обеспечить выполнение этого требования можно только в одном случае, если при описании требований к товарам, работам и услугам руководствоваться положениями национальной системы стандартизации РФ.

Во втором же абзаце первой части статьи речь напрямую идет о новой системе стандартизации РФ: "в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

В связи со сказанным, надо изучить систему стандартизации РФ. Базовым по этому вопросу является Федеральный закон 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основные положения национальной системы стандартизации заключаются в следующем.

1. Отменено обязательное изготовление продукции в соответствии с ГОСТами. Теперь производитель может изготавливать продукцию в соответствии с ГОСТР добровольно. Госстандарт РФ Постановлением от 30 января 2004 г. N4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признал национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. Таким образом, если продукция изготавливается по ГОСТу, вступившему в силу до 1 июля 2003 г., то её можно купить, только по наименованию ГОСТР без дополнительных обоснований.

2. На смену ГОСТР (ГОСТ) постепенно приходят технические регламенты. Во исполнение требований технических регламентов теперь производитель должен зарегистрировать свою продукцию и получить сертификат или декларацию на право производства в специальном органе по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию или сертифицированию, определён Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982. Требования постановления распространяются и на товары иностранного производства. Если в переходный период технического регламента нет, то продукция проверяется на соответствие нескольким российским ГОСТР. Подлинность деклараций и сертификатов можно проверить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://www.gost.ru

3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС). Сайт федерального центра: http://www.faufccs.ru/

Разработка технического задания должна закончиться определением начальной (максимальной) цены контракта. Порядок определения цены контракта регламентируется в дополнение к статье 22 44-ФЗ Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567.

На втором этапе следует составить проект контракта. В соответствии с требованиями 44-ФЗ на сайте госзакупок должна быть составлена библиотека проектов контрактов. До готовности такой библиотеки можно пользоваться библиотеками проектов контрактов субъектов РФ.

Из указанных библиотек необходимо выбрать приемлемый для конкретной закупки вариант и актуализировать его в соответствии с условиями предстоящей закупки. Но делать это надо осмысленно и опираясь на положения Гражданского кодекса РФ. Всегда советую обучаемым сверить содержание проекта контракта со следующими статьями: поставка товаров - статьи 506-534; выполнение работ - статьи 702-729; оказание услуг - статьи 779-783.

Гражданской кодекс юристы называют экономической конституцией России. Именно Гражданский кодекс регламентирует отношения между заказчиком и поставщиком, хотя некоторые положения и отражены в 44-ФЗ. Это, прежде всего, статьи 34 и 94, 95, 96, в которых приводятся основные требования к содержанию контакта, а также порядок его исполнения, изменения, расторжения.

У заказчиков часто возникают вопросы о порядке оплаты по цене запасной части к технике, оборудованию, единицы работы или услуги исходя из объёма фактически поставленных запасных частей, выполненной работы или оказанной услуги. Эти положения отражены в статье 42 закона "Извещение об осуществлении закупки".

Разработанное техническое задание и проект контракта необходимо согласовать с должностными лицами организации, после чего получить разрешение от руководителя на разработку закупочной документации.

Важно согласовать порядок платежей с финансовой службой и бухгалтерией организации. Надо знать, что бухгалтерский учёт в казённых и бюджетных учреждениях осуществляется по статьям КОСГУ (кодов операций сектора государственного управления). Поэтому оплата может быть только по статьям, по которым есть бюджетные ассигнования.

Часто задают вопрос о том, что финансовый орган настаивает, чтобы в контракте по итогам закупок оставался размер налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Такое требование является незаконным. Многие участники закупок работают по упрощённой системе налогообложения. Такое право юридическим лицам (как правило, субъекты малого предпринимательства) предоставлено государством. Да, они получат дополнительный доход, но, повторяю, такая льгота предоставлена государством. Платит налог не заказчик, а получатель денежных средств и цена контракта для него не меняется.

На третьем этапе заказчик выбирает способ определения поставщика. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р установлен перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Подчеркиваю, что этот перечень является обязательным, но 44-ФЗ разрешает проводить аукцион в электронной форме и по товарам, работа и услугам, которые не входят в указанный перечень (статья 59).

Если же требуется определить победителя по нескольким критериям, то необходимо проводить конкурс. Законом расширены способы открытого и закрытого конкурсов. Если необходимо проверить квалификацию поставщика, исполнителя, то заказчик может провести конкурс с ограниченным участием. Дополнительные требования к таким участникам регламентируются статьей 31 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089. Правила определения победителя при проведении открытого конкурса регламентируется статьей 32 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Причиной проведения двухэтапного конкурса, как правило, является отсутствие у заказчика чёткого представления о предмете закупок.

При небольших ценах (не выше 500 000 руб.) закупки могут осуществляться способом запроса котировок (статьи 72-82). Хочется обратить внимание читателей на несколько особенностей при применении такого способа определения поставщика.

В законе записано, что "заказчик ВПРАВЕ осуществлять закупки путём проведения запроса котировок...>>. Этот означает, что если необходимо определить поставщика по нескольким критериям, то заказчик вправе провести конкурс, а если убедиться в надежности поставщика - то аукцион в электронной форме и на меньшую, чем 500000 руб. цену. Если цена не выше 500000 руб., а товары, работы, услуги входят в перечень закупок по электронному аукциону, то можно провести запрос котировок. При запросе котировок, как и при аукционе в электронной форме, единственным критерием оценки является цена.

Применение такого способа определения поставщика, как запрос предложений, для многих заказчиков ограничено. Он применяется только при признании повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 закона.

Четвертый этап сводится к разработке закупочной документации: конкурсной, аукционной, извещения о запросе котировок, запроса предложений.

Всегда советую провести классификацию содержания документации: сколько составных частей она условно включает, какие требования к заказчикам являются общими и какие частными в зависимости от избранного способа определения поставщика, что требует заказчик представить в составе заявки участнику и как будет оцениваться его заявка, какие цели необходимо ставить перед комиссией во время заседаний.

В закупках участвует две стороны: заказчик и участник закупок. Следовательно, документация должна включать:

1. Условия проведения закупки и требования, которые предъявляет заказчик к закупаемым товарам, работам, услугам и поставщикам и исполнителям таких товаров, работ, услуг.

2. Формы документов заявки участника закупки.

Требования к закупаемым товарам и услугам, как уже отмечалось, излагаются в техническом задании и проекте контракта.

Общие требования к поставщикам при всех способах определения поставщика (исполнителя) приведены в статье 31 закона. Частные требования приведены в соответствующих статьях по каждому способу определения поставщика: конкурс - статьи 50, 51; аукцион в электронной форме - статьи 64, 66; запрос котировок - статьи 42, 73; запрос предложений - статья 83.

Хочу обратить особое внимание на формы документов, который представляет в составе заявки участник закупки. Заказчику надо помнить два условия. Первое - формы документов заявки участника (кроме аукциона в электронной форме) разрабатывает заказчик. Второе - правильно разработанные документы заявки участника являются главным условием получения конкретной, а неоднозначно составленной заявки участника.

Обращаю внимание, что если при описании требований к закупаемым новым машинам и оборудованию применяются понятия "Товарный знак" и "Эквивалент", то в форме заявки участника надо дать две формы согласия участника. Причём, при поставке эквивалента участник обязан указать конкретные характеристики машин, оборудования. Если же понятия "Товарный знак" и "Эквивалент" заказчиком не применяются, то участник обязан указать конкретные показатели поставляемых товаров. На практике же бывает так, что участники повторяют техническое задание заказчика. Такие заявки следует отклонять.

При запросе котировок участник при закупке товаров во всех случаях обязан указать конкретные характеристики товаров, а при закупке работ и услуг указывает только своё согласие выполнить работы или услуги.

Заказчик, после размещения информации о проведении закупки, имеет право вносить изменения в извещение и документацию. Закон не регламентирует количество таких изменений, ограничение есть только одно: запрещается менять объект закупки. Теперь и при запросе котировок можно отменить закупку в установленные сроки, что регламентируется статьей 36 закона.

Пятый этап сводится к вскрытию конвертов поступивших заявок (открытию доступа к поданным в виде электронных документов заявкам), рассмотрению и оценке заявок при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений. При проведении аукциона в электронной форме этот этап включает рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона на электронной площадке, оценку вторых частей заявок участников.

Всегда обращаю внимание на то, что к каждому заседанию комиссии члены комиссии, и особенно председатель комиссии, должны готовиться. Председателю комиссии советую писать конспект с указанием тех положений закона, которые он обязан назвать перед тем, как приступить к вскрытию первого конверта.

Каждый раз важно понимать, какую цель должна достичь комиссия в результате заседания по вскрытию конвертов. Конечно, в законе так вопрос не ставится, но из положений закона можно однозначно сделать выводы, что комиссия обязана обеспечить публичность вскрытия конвертов, огласить состав поступивших в заявке документов, огласить предложение каждого участника по объекту закупки. По результату вскрытия конвертов участники не отстраняются, в протокол вносятся все подавшие заявки участники.

Если подана одна заявка или в результате промежуточных этапов конкурса, аукциона в электронной форме в итоговом протоколе осталась одна заявка, заказчик обязан обратиться в контрольный орган для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем). Но обращаться в контрольный орган надо только после того, как комиссия проведёт все процедуры и оформит протоколы по рассмотрению документов единственного участника закупки.

В заключение советую всех закупщикам вести базу данных нормативных правовых актов, которые приняты в дополнение к 44-ФЗ.

Способы закупок - это механизм выбора поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор как конкурентный, так и без конкуренции. Разберемся, чем они отличаются друг от друга и как выбрать правильный.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Вид Подвид Описание Победитель
Конкурс Открытый

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Тот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участием Используется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
Двухэтапный Кроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.

Закрытый

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден

Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедуры Аналогичны «бумажным»

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

Аукцион Открытый в электронной форме Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится . В настоящее время их восемь. Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый Может устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировок Используется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % и не должен составлять более ста миллионов рублей ().

Запрос предложений

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Тот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Начиная с июля 2019 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Не секрет, что госзаказы – дело весьма прибыльное. Однако отношение к ним у российских поставщиков неоднозначное.

Кто-то считает их серьезным и весьма действенным инструментом для расширения рынка сбыта, а кто-то из-за обилия подводных камней в законодательстве избегает любого взаимодействия с бюджетом.

Государственные закупки – предложения заказов государственными или муниципальными предприятиями на промышленные или продовольственные товары, технику или вооружение, а также работы или услуги.

В мировой практике любая конкурсная форма проведения торгов называется . В российском же законодательстве подобный термин не используется, вместо него используется понятие «размещение заказа».

Согласно Федеральному закону от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ, используется пять видов госзакупок:

  • электронные аукционы – проводятся дистанционно в режиме онлайн на или сайтах-аукционах с помощью лотов, причем все необходимые документы готовятся в ;
  • открытые конкурсы – если в аукционе критерием победы является только цена, то в этом случае победителем становится организация, предложившая как оптимальную стоимость, так и более выгодные сроки выполнения, лучшее качество предлагаемых товаров или услуг и пр. Чаще всего проводятся в случаях, когда сумма контрактов превышает 500 тыс. руб.;
  • запросы котировок – проводятся аналогично конкурсам, но сумма контрактов значительно меньше;
  • закупки у единственного поставщика – по сути, это не торги, а прямые контракты, заключаемые между поставщиком и госзаказчиком;
  • открытые аукционы – в отличие от электронных, публикация заказов производится в средствах массовой информации, последние годы встречаются значительно реже.

Подобные закупки ведутся государством как собственных нужд (при закупках вооружения, медикаментов, оборудования, средств оргтехники и др.), так и в целях бесперебойного обеспечения населения самыми значимыми продуктами питания и резервирования стратегических запасов продовольствия.

В большинстве конкурсов и аукционов имеют права участвовать любые государственные и частные предприятия или . Контракт заключается с предприятием-победителем, выигравшим торги.

Все процедуры по их проведению, а также процесс подписания договоров и контроль за их соблюдением регламентируются законодательно. Контроль их за выполнением возложен на Казначейство и Счетную палату РФ. Закупки для вооружения, а также особо значимые договора контролирует ФСБ.

Поставщики (подрядчики) должны отправить заказчику официальную заявку на участие с указанием приемлемой для них цены заказа. После проведения торгов комиссия рассматривает все поданные заявки и выбирает оптимальный для них вариант.

Проведение государственных закупок может быть:

  • открытым;
  • селективным (заявки имеют права подавать любые кандидаты, но в дальнейших состязаниях участвуют только компании, отобранные заказчиком);
  • закрытым (участники торгов приглашаются только организаторами).

Закупки могут проходить в один или два этапа. При одноэтапных конкурсах или аукционах требования к заказу в течение всего периода торгов не могут изменяться. В ходе двухэтапных продаж условия могут претерпевать некоторые изменения.

Так, после переговоров с возможными поставщиками заявитель имеет право переформулировать некоторые требования к товарам, работам или требуемым услугам.

Существует заблуждение, что госзаказы могут передаваться только крупным компаниям. Однако государственные и муниципальные организации обязаны предоставлять не менее 20% от общего числа заявок субъектам .

Исключение составляют лишь поставки для оборонных нужд.

Материальные затраты при участии в госзакупках

Несмотря на то, что участие в конкурсах чаще всего бесплатное, для качественного проведения торгов иногда стоит разработать собственное предложение. При этом возможны достаточно значительные материальные и временные издержки. Причем при проигрыше подобные затраты не компенсируются.

Участие в электронных и открытых аукционах проще и требует минимального количества затрат. В некоторых случаях взимается небольшой невозвратный взнос, который является подтверждением серьезности намерений.

Однако следует учесть, что при проведении любых видов торгов почти всегда присутствует предложение материально обеспечить свою заявку и заблаговременно оплатить около 5% от начальной цены договора. Для субъектов малого предпринимательства эта сумма не может превышать 2%.

Естественно, указанная сумма после проведения аукциона возвращается. Участник, выигравший конкурс, с помощью договора страхования или перечисления денежных средств на определенный денежный счет обязан обеспечить контракт суммой не менее 30% заявленной стоимости.

Ответственность при госзакупках

Государством определена целая система штрафов за невыполнение условий торгов как для поставщика товаров или услуг, так и для государственного заказчика.

Организация государственных закупок должна проводиться только на принципах равноправия и открытости.

Заказчик не имеет права нарушать установленные законодательно порядок и формы проведения аукционов, изменять сроки опубликования заявок, для открытых торгов скрывать информацию об их условиях и порядке их предоставления, предоставлять полный доступ каждого из участников ко всем данным, вносить неверные сведения об участниках торгов и пр.

Не секрет, что получение выгодных государственных заказов порождает целые коррупционные схемы для обеспечения выигрыша только определенного претендента.

Наиболее распространенными видами махинаций являются:

  • указание завышенных и нереальных объемов работ в заведомо невыполнимые сроки для остальных участников торгов;
  • неверное заявление невыгодных для поставщика сроков оплаты;
  • блокировка участия в тендорах сильных исполнителей;
  • заведомое занижение цены заказа – победитель конкурса в итоге получает компенсацию за счет дальнейшего изменения условий контракта;
  • участие подставных клиентов, имитирующих формальные предложения, невыгодные для заказчика.

Такие системы разрабатываются зачастую при выставлении особо крупных и наиболее выгодных заказов. Обычные же тендеры выиграть более реально.

Законодательные акты 2013 г. и вступающий в силу с января 2015 г. новый закон о госзакупках значительно ужесточили требования к проведению госзакупок.

Мировая практика показывает, что даже в высокоразвитых странах, в таких, к примеру, как Япония или США, пресса регулярно освещает серьезные нарушения, касающихся утверждения госзаказов.

Спрятать же неправомерные действия госчиновников на небольших аукционах, к сожалению, значительно легче.

В России последние годы доступ для малых предприятий к государственным заказам значительно облегчен. Однако по-прежнему эффективность привлечения их к госторгам недостаточна. К большому сожалению, не существует и единой четко отрегулированной системы размещения госзаказов, предназначенных для предприятий малого и среднего бизнеса.

По сегодняшний день законодательно не определены конкретные документы, дающие право называть себя малым предприятием. Таким образом, при подаче заявки следует больше надеяться на удачу, чем на какие-то государственные инструменты регулирования.

В 2014 году, начиная с 1-го отчетного периода, пенсионный фонд осуществил переход на единую форму отчетной документации. О том, как подготовить и сдать отчетность в ПФР без проблем читайте .

Определенную сложность представляет и работа с сайтами-аукционами – не каждая поисковая система может показать заказы, выделенные для малых предприятий, поэтому найти нужный в общем массиве информации порой достаточно проблематично.

Таким образом, несмотря на многочисленные пробелы в законодательстве и недостатке контроля за порядком заключения и проведения торгов при госзакупках, в России вполне реально получить заказ на определенные группы товаров или услуг любому предприятию, в том числе и предпринимателю, владеющему небольшим бизнесом.

Государственные закупки (сокр. госзакупки ; на англ. government procurement , public tendering , public procurement ) - это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств. Закупки могут охватывать все сферы рынка, это может быть и приобретение медикаментов, и покупка автомобилей, и строительство. Чтобы в закупках не было места коррупции, их принято осуществлять по определенной схеме.

Основные принципы государственных закупок в России

Главными критериями для проведения госзакупок можно назвать следующие:

  • Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов . Всем поставщикам, которые принимают участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации.
  • Открытость и прозрачность . Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками.
  • Эффективное использование государственных средств. Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства. Практика показывает, что уже сейчас, благодаря открытому размещению заказов на сайте госзакупок, удается оптимизировать расходы бюджета.
  • Ответственность . Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС.

Процедура проведения государственных закупок в России

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих и завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены одинаково, это облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной.

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств.

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам.

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств.

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, размещенный на сайте государственных закупок.

Вам также будет интересно:

Расписание занятий – Timetable
Программа для составления расписания "1С:Автоматизированное составление расписания....
Рспп: родственные связи правительства рф Где работает сердюков в настоящее время
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков получил новую должность. Он стал индустриальным...
Как взыскать неосновательное обогащение за пользование земельным участком без договора аренды
Неосновательное обогащение за пользование земельным участком взыскивается в денежной форме....
Законодательная база российской федерации Федеральный закон 402 фз о бухгалтерском
Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1....
Пятерочка: учебный портал Study X5
Через мозилу или другой браузер для прохождения профессиональных курсов в дистанционном...