Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами

Характеристика налогов уплачиваемых физическими лицами. Налоги с физических лиц

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Налоги с населения являются одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно решает различные задачи обеспечения достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней, регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления и сбережений граждан, стимулирования наиболее рационального использования получаемых доходов, облегчения положения наименее защищенных категорий населения.

Подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом , который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов.

Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц . Налог на имущество не только выполняет фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяют уменьшить имущественную дифференциацию населения, создают стимулы к наполнению богатства.

Основанием для взимания налога на имущество, переходящего в порядке наследования или дарения , является признание полученного наследства или дара в качестве дополнительного дохода физического лица.

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог на наследование или дарение; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

Налог на имущество является общеобязательным налогом, который уплачивают собственники имущества (граждане РФ, иностранные подданные, лица без гражданства).



Налог на игорный бизнес - налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы. Это региональный налог

Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

ü нотариальных действий;

ü действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

ü действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом

из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

ü действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных

машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

ü действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении

федерального пробирного надзора;

ü государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой

информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Земельный налог - уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Таможенные пошлины - налоги (сборы, платежи) на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета; взимаются таможенными органами данной страны при ввозе товара на ее таможенную территорию или его вывозе с этой территории по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, и являются неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Лесной налог - система платежей за пользование лесным фондом.

Платежи взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати

взимаются за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании

участками лесного фонда.


Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

O работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

O хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:

O распределительную;

O фискальную;

O контрольную.

Причем распределительную функцию можно раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Деление налогов, взимаемых с физических лиц

В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

1. Федеральные налоги.

2. Региональные налоги.

3. Местные налоги и сборы.

Я выделю основные виды налогов с населения в России.

Основные виды налогов, выплачиваемых населением.

u Государственная пошлина

u Земельный налог

u Налоги на имущество физических лиц

u Налог на покупку иностранных денежных знаков

u Налог с владельцев транспортных средств

u Подоходный налог с физических лиц

u Регистрационный сбор с физических лиц – предпринимателей

u Сбор за парковку автотранспорта

u Сбор за пограничное оформление

u Сбор за уборку территорий населенных пунктов

u Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ

u Таможенные платежи

Подоходный налог с физических лиц

Общие положения

Подоходный налог с физических лиц является основным налогом, который уплачивают физические лица практически со всех видов дохода, полученных в течение года.

Налог уплачивается в сроки, установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетом ранее внесенных сумм.

Налог с заработной платы удерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не только от выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию о доходах.

Если международными договорами РФ или бывшего СССР установлены иные правила налогообложения отдельных категорий граждан, то применяются правила международного договора.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, платят подоходный налог в форме уплаты годовой стоимости патента.

Плательщики

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства:

· находящихся в РФ не менее 183 дней в календарном году - по доходу от источников в РФ и за ее пределами

· находящихся в РФ менее 183 дней в календарном году - только по доходу от источников в РФ

Объект обложения

Совокупный облагаемый доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды.

Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме.

Совокупный облагаемый доход

Материальная выгода

При получении работником от организации беспроцентной ссуды или ссуды под низкий процент совокупный облагаемый доход включает материальную выгоду в виде экономии на процентах.

Выгодой является разница между суммой, исчисленной исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по средствам в рублях (или 10% годовых по средствам в инвалюте), и суммой фактически уплаченных процентов. Налог на материальную выгоду удерживается организацией.

Продажа имущества

При продаже имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину, не зарегистрированному как плательщик налога, совокупный облагаемый доход может быть уменьшен на сумму, не превышающую 5000-кратный размер ММОТ, при продаже жилья, дач, садовых домиков, земельных участков, земельных паев (долей), или на сумму, не превышающую 1000-кратный размер ММОТ - при продаже другого имущества. (По желанию плательщика этот вычет может быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.)

Получение доходов из источников за пределами РФ

При получении доходов из источников за пределами РФ гражданами, имеющими постоянное местожительство в РФ, к вычету принимаются суммы налогов, уплаченных за пределами РФ, но не более сумм, причитающихся по законодательству РФ, т.е. с применением российской шкалы подоходного налога.

Доходы, не подлежащие обложению

· Проценты и выигрыши по государственным ценным бумагам и по бумагам органов местного самоуправления

· Страховые выплаты (возмещения) по обязательному страхованию, по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни, имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая, в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов

· Проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, открытым:

q в рублях - если процент выплачивается в пределах ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ

q в иностранной валюте - если проценты выплачиваются в пределах 15% годовых

· Государственные пособия, пенсии, стипендии учащихся

Доходы, облагаемые по твердой ставке

Проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, в размере, превышающем ставку рефинансирования, установленной ЦБ РФ, действовавшей в течение периода существования вклада (15% годовых - по вкладам в иностранной валюте), и некоторые виды страховых выплат облагаются налогом отдельно от иных видов дохода у источника дохода по ставке 15%.

Налоговая база

Стандартные вычеты.

Стандартные вычеты производятся по месту основной работы, а при отсутствии таковой – любым другим источником доходов по заявлению налогоплательщика, либо самим налогоплательщиком по окончании года.

Не применяются при наличии 3- и 5-кратных льгот и льгот в пределах дохода, облагаемого по минимальной ставке.

Пенсионные вычеты

Суммы, удерживаемые из заработка работника и подлежащие уплате в Пенсионный фонд РФ (1% от дохода работника). Вычитаются только основным источником дохода; остальные источники удерживают взносы в Пенсионный фонд, но вычет при расчете подоходного налога не производят.

Вычеты на содержание детей и иждивенцев

Производятся на каждого ребенка или иждивенца

Производятся основным источником дохода или самим налогоплательщиком по окончании года.

Вычета на благотворительные цели

Суммы в пределах дохода, перечисляемые налогоплательщиком на благотворительные цели предприятиям, организациям и учреждениям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета.

Вычитаются основным источником дохода или самим налогоплательщиком по окончании года.

Вычеты для застройщиков

Суммы, направленные из доходов граждан – застройщиков и покупателей – на приобретение или строительство (достройку) жилых домов, квартир, дач и садовых домиков на территории РФ, включая суммы, направленные на погашение кредитов банков и процентов по ним.

Вычету подлежат суммы в пределах 5000 размеров ММОТ, учитываемого за трехлетний период, но не более размера совокупного годового дохода.

Вычеты производятся только по одному объекту в течение 3 календарных лет, начиная с года подачи заявления в бухгалтерию основного источника дохода или в налоговый орган.

Ставки налогов

Ставки налога по совокупному доходу, полученному в 1999 году

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году

Ставка налога
в федеральный бюджет

Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации

Общая сумма налога

До 30 000 руб.

От 30 001 до
60 000 руб.

2 700 р. + 12%

3 600 р. + 15% с суммы, превышающей 30 000 р.

От 60 001 до
90 000 руб.

6 300 р. + 17%

8 100 р. + 20% с суммы, превышающей 60 000 р.

От 90 001 до
150 000 руб.

3%

11 400 р. + 22%

14 100 р. + 25% с суммы, превышающей 90 000 р.

От 150 001 руб. и
выше

24 600 р. + 32%

29 100 р . + 35% с суммы, превышающей 150 000 р.

Ставки налога по совокупному доходу, полученному в 2000 году

Обязанности работодателей и других организаций по удержанию налога

Порядок исчисления и удержания налога

При выплате заработной платы и других видов вознаграждения работникам налог исчисляется и удерживается предприятием ежемесячно с суммы совокупного облагаемого дохода нарастающим итогом с зачетом удержанной в предыдущие месяцы суммы налога.

Налоговые вычеты производятся основным источником дохода (по основному месту работы) и могут производиться другим источником дохода только при отсутствии основного места работы.

Налоги, не удержанные или удержанные не полностью, взыскиваются предприятием с физических лиц до полного погашения задолженности с соблюдением гарантий, установленных законодательством (не более 50% месячного дохода).

При выплате гражданину дохода от продажи имущества подоходный налог удерживается организацией - источником дохода, если доход превышает необлагаемый минимум (5000- или 1000-кратный размер ММОТ), и если гражданин не сообщил в налоговый орган о том, что состоит на налоговом учете (получил идентификационный номер налогоплательщика - ИНН) и произведет уплату налога самостоятельно. В противном случае выплачивающая доход организация сообщает о его сумме налоговому органу по месту своего нахождения.

Предприятия перечисляют в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов в банке заработной платы по поручениям работников.

Предприятия, не имеющие счетов в банке или выплачивающие зарплату из выручки от реализации продукции (работ, услуг), перечисляют суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты.

Если физическими лицами получен доход от работодателей не за выполнение трудовых обязанностей (например, получены отпускные суммы, выплаты по листкам нетрудоспособности или доход получен в виде материальных и социальных благ), исчисленный и удержанный с такого дохода подоходный налог должен быть перечислен не позднее пятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен доход или произведены указанные выплаты.

Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения, не имеющие счетов в банках, производится головной организацией в региональный бюджет по месту нахождения филиала или подразделения.

Отчетность перед налоговыми органами

Предприятия обязаны представлять налоговому органу:

· отчет об итоговых суммах доходов и удержанных суммах налога, о доходах, выплаченных физическим лицам не по месту основной работы - ежеквартально, не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом (по истечении года - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным)

· отчет о доходах, выплаченных физическим лицам по месту основной работы, - ежегодно, не позднее 1 апреля следующего года

· сведения о произведенных физическим лицам выплатах по исполнению обязательств по ценным бумагам (включая векселя), а также по иным сделкам купли-продажи ценных бумаг

· Отчеты должны представляться на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций (не распространяется на предприятия с численностью до 10 человек, кроме банков, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Организации, являющиеся налоговыми агентами, несут ответственность, предусмотренную Частью первой Налогового кодекса для налоговых агентов.

Ответственность граждан по представлению налоговых деклараций и уплате подоходного налога

Налоговую декларацию должны представлять физические лица, получившие доходы от других организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме дохода по основному месту работы (службы, учебы), если совокупный доход в истекшем году превышает размер дохода, облагаемого налогом по минимальной ставке

Декларация представляется в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Физические лица вправе в течение месяца после ее подачи уточнить данные, заявленные ими в декларации.

В декларации указывается каждый источник выплаты дохода и суммы начисленного и уплаченного налога (раздельно по доходам на основной работе и от других источников).

Особенности обложения иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ (более 183 дней в календарном году)

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ (более 183 дней в календарном году), уплачивают подоходный налог в России со своего мирового дохода. Налогооблагаемый доход этих граждан определяется так же, как и доход граждан РФ, со следующими особенностями:

Включаются в состав дохода:

· суммы надбавок, выплачиваемых в связи с проживанием на территории РФ

· суммы компенсации расходов на обучение детей в школе, питание, поездки членов семьи плательщика в отпуск и на аналогичные цели

· доплаты работодателя за каждый день пребывания на территории РФ.

Исключаются из состава дохода:

· суммы, отчисляемые в фонды государственного социального страхования и пенсионного обеспечения

· суммы компенсации расходов по найму жилого помещения и на содержание автомобиля для служебных целей

· суммы командировочных расходов, связанные с передвижением по территории РФ и за ее пределами в пределах норм.

Дeкларации о доходах

Декларация о доходах представляется в налоговый орган по месту осуществления деятельности (или проживания) в РФ:

· о предполагаемом доходе в календарном году - в течение месяца со дня приезда в РФ (при дальнейшем пребывании в РФ в следующем календарном году - до 30 апреля следующего года)

При прекращении в течение календарного года деятельности на территории РФ и выезде за пределы РФ, декларация о доходах, фактически полученных за период пребывания, должна быть представлена не позднее чем за месяц до отъезда.

Порядок исчисления и уплаты налога

Налог исчисляется на основании деклараций о доходах налоговым органом. Авансовые платежи производятся до 15 мая, 15 августа, 15 ноября равными долями от суммы, рассчитанной в размере 75% от налоговых обязательств (определяется по представленной декларации).

Доплата по пересчету за отчетный год производится в течение месяца со дня получения платежного извещения, направляемого налоговым органом плательщику.

Зачет сумм налога, уплаченных за пределами РФ

Налоги, уплаченные за пределами РФ, принимаются к зачету только в пределах, установленных законодательством РФ, т.е. с применением российской шкалы подоходного налога.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в РФ менее 183 дней в календарном году

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие постоянного местожительства в РФ, уплачивают в общем порядке подоходный налог с доходов, полученных из источников в РФ за выполнение трудовых обязанностей по месту основной и не основной работы.

С остальных доходов от источников в РФ налог удерживается по ставке 20% у источника выплаты, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, бывшего СССР или решениями, принимаемыми на основе принципа взаимности.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Взимание подоходного налога с иностранных физических лиц и лиц без гражданства может быть прекращено или ограничено в соответствии с международными договорами РФ и бывшего СССР, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к гражданам РФ, что должно быть официально подтверждено центральным налоговым органом этого иностранного государства. В последнем случае освобождение от налогообложения осуществляется на основании указания Минфина РФ.

Налог на имущество граждан

Объект налогообложения

Жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, любые другие строения (сараи, мастерские, навесы), моторные лодки, вертолеты, самолеты и прочие транспортные средства (кроме автомобилей, мотоциклов и т.п.).

Исчисление и порядок уплаты

Налог уплачивается один раз в год на основании оценочных данных бюро технической инвентаризации и соответствующих инспекций. Налог на строения исчисляется по ставке 0,1 процента от инвентаризационной стоимости, а если такая оценка не производилась, то от стоимости, определяемой при расчете суммы обязательного государственного страхования. Платеж вносится равными частями в два этапа: до 15 сентября и до 15 ноября.

Льготы

От налога на имущество движимое и недвижимое полностью освобождаются

· граждане, имеющие особые заслуги перед государством, инвалиды 1 и 2 группы, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий

· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица награжденные орденом славы трех степеней

· инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, из числа как гражданских, так и вольнонаемных, проходивших службу или занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии,

· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста, пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.

· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Помимо перечисленных выше категорий граждан льготой по налогу на недвижимое имущество пользуются:

· все категории пенсионеров, граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.

· родители, супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей,

· деятели культуры, искусства, народные мастера - собственники строений, помещений, включая жилье, на период организации в них мастерских студий.

От уплатыналога на транспортные средства освобождаются владельцы моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил.

Налог с владельцев транспортных средств

Субъект налогообложения

Плательщиками данного налога являются владельцы автомобилей, мотоциклов, автобусов и прочих самоходных машин, обутых в шины.

Исчисление налога

Налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно исходя из мощности двигателя в процентах от минимального размера оплаты труда на единицу мощности(1 л.с.). Мощность, если она не указана в паспорте автомобиля, исчисляется в зависимости от объема двигателя.Налог уплачивается ежегодно перед прохождением государственного технического осмотра.

Льготы

Налог с владельцев транспортных средств не платят инвалиды за специально оборудованные автомобили и мотоколяски.

Налог на дарение

Объект налогообложения

Имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. При наследовании налог уплачивается с имущества, стоимость которого превышает 850 ММОТ, а при дарении - если имущество дороже 80 ММОТ. Налог уплачивает гражданин, получающий наследство или подарок.

Земельный налог

Объект налогообложения

Сельскохозяйственные угодья, земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе участки в садоводческих кооперативах, земля под строительство жилья, дачи, гаража. В зависимости от основного целевого назначения, земли, выделенные гражданам, подразделяются на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.

Исчисление и уплата налога

Земельный налог начисляется исходя из площади участка и утвержденных ставок земельного налога. Земельный налог за участки в пределах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса скота, садоводства взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного значения административного района. Налоговая ставка принимается местным органом власти в размере от 0,1 до 2 процентов от стоимости. За землю, которая занята жильем, плата исчисляется в размере 3 процентов от ставки земельного налога, но не менее 60 рублей за квадратный метр.

Налог уплачивается два раза в год равными долями - до 15 сентября и до 15 ноября.

Льготы

От уплаты налога на землю освобождены

· граждане, занимающиеся народными художественными промыслами,

· участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых распространяются льготы, установленные для участников ВОВ.

· инвалиды 1 и 2 групп,

· граждане подвергшиеся воздействию радиации,

· военнослужащие и граждане, уволенные в запас до достижения предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или организационно-штатными мероприятиями, если общая продолжительность их службы 20 лет и более.

· члены семей военнослужащих, УВД, учреждений уголовно-исправительной системы потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей,

· Герои Советского Союза, Герои РФ, Социалистического труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, и за "Службу Родине в вооруженных силах СССР".

· граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, на первые пять лет после предоставления земли.

· граждане, получившие для сельхознужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования.

Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. Не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции, но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц. Wykrojnik?w i matryc, wykrojniki formy wtryskowe krak?w .

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит к том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

Все налоги, уплачиваемые физическими лицами в РФ можно классифицировать по финансово-экономическим, административно-правовым и пространственно-временным признакам.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

) налог на доходы физических лиц;

) государственная пошлина;

) транспортный налог;

) налог на имущество;

) земельный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира;

) водный налог.

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц по сумме поступлений в бюджеты муниципальных образований занимает 1 место и является основным налогом с населения, за ним следует налог на добавленную стоимость - 26,7%.

Рисунок 1 - Состав и доли налогов в бюджете Челябинской области в 2008 году

Основная доля налоговых платежей обеспечена налогами на доходы физических лиц, добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ, и единым социальным налогом, зачисляемым в федеральный бюджет.

Основополагающим документом, регламентирующим работу по налогообложению доходов физических лиц, является Налоговый Кодекс РФ и, в частности глава 23 части II Налогового Кодекса, введенная в действие с 01.01.2001 года и отдельные статьи части I Кодекса.

Плательщиками налога на доходы являются:

Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России. К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, в случае дохода на территории России.

Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком налога.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

у резидентов - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Удержанные с доходов физических лиц налоги перечисляются в бюджет. Излишне удержанные источником дохода суммы налога зачисляются им в уплату предстоящих платежей или возвращаются физическому лицу по его заявлению.


НОУ СПО Чебоксарский кооперативный техникум

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Финансовое и налоговое право»
на тему:
«Налоги, взимаемые с физических лиц»

Выполнила:
студентка гр. П-084у
Соловьева В.В.
Проверил преподаватель:
Новикова С.И.

Чебоксары, 2010
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. В связи с отменой большинства местных налогов, актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов, по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала, для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу, выявить особенности системы налогов, взимаемых с физических лиц.
Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

    Раскрыть понятие и признаки налогов.
    Проанализировать сущность и функции налогов.
    Дать характеристику отдельных видов налогов, взимаемых с физических лиц на примере НДФЛ и налога на имущество физлиц.

Глава 1. Общие положения налогового права

1.1. Понятие и признаки налогов

Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.
Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала. Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения.
Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налогов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за рациональным и законным использованием имущества.
Определить понятие налога можно путем указания на его признаки 1 .
1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой институт, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком налога.
Однако в некоторых государствах (обычно небольших) допускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разделяется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными законами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.
В связи с рассмотрением признака законодательного установления налогов представляется необходимым обсудить вопрос о роли и значении подзаконных актов, например инструкций Министерства РФ по налогам и сборам как источников налогового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных актов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают волю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу законодательного установления налогов, согласно которому инструкции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанавливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять налоговое законодательство (ст. 4 НК РФ).
Данную позицию подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции налогового ведомства не являются нормативными актами и носят рекомендательный, методический характер. Они могут применяться лишь при условии соответствия закону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречного предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога - это индивидуально- безвозмездные платежи. Слово «индивидуально» в данном случае необходимо, так как в широком смысле средства, полученные с помощью налогов, все равно преимущественно используются на нужды общества, и в этом смысле налог есть платеж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются за определенное встречное предоставление, в виде совершения государственными или муниципальными органами юридически значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как конкретизацию понятия налога в широком смысле.
В российском законодательстве различие между налогом, пошлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачастую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом). 2
3. Налог является обязательным платежом, что выражается в одностороннем его установлении государством и взимании при наличии объекта налогообложения вне зависимости от желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность поддерживается государственным принуждением, наличие которого также необходимо для получения полного представления о природе налога. Ведь без угрозы применения государственного принуждения налог превращается в добровольное пожертвование.
Налог не носит характер санкции за совершенное правонарушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

1.2. Сущность и функции налогов

Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся: 3

      фискальная;
      распределительная (социальная);
      регулирующая;
      контрольная;
      поощрительная.
Рассмотрим эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. 4
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 5
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

Глава 2. Характеристика отдельных видов налогов взимаемых с физических лиц

2.1. НДФЛ

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ. Согласно ст. 11 НК РФ резидентами являются те физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в году.Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
Объектом налогообложения у физических лиц-резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России. Основными видами налогооблагаемых доходов, представленных НК РФ являются: 6

      вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, за оказание услуг;
      дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;
      страховые выплаты при наступлении страхового случая;
      доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;
      доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;
      доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
Следует отметить, что структура доходов населения за последнее десятилетие серьезным образом изменилась и расширилась, а заработная плата уже не основной вид доходов в этом списке.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. О порядке предоставления налоговых вычетов будет сказано ниже.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают: 7
      приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы и услуги;
      приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;
      экономию на процентах за пользование заемными средствами.
Объектом налогообложения являются такие страховые (пенсионные) взносы, которые организация перечисляет в пользу своих работников по договорам страхования или договорам негосударственного пенсионного обеспечения 8:
      выплату по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок менее 5 лет), если суммы страховых выплат превышают суммы, внесенные физическими лицами, на величину более ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора;
      доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;
      по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.
Однако по целому ряду договоров такие взносы не подпадают под налогообложение. Это относится к договору обязательного страхования согласно действующему законодательству; к договору добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок не менее пяти лет), по которому выплачиваются суммы в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц; к договору добровольного пенсионного страхования, если общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превышает 2000 р. в год на одного работника (в 2001 г. было 10 000 р. на одного работника).
Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежании двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.
Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения 9:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
алименты, получаемые налогоплательщиком;
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;
стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;
доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.
При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.
Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.
Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:
стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;
суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);
процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);
и т.д.................

На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.

Оброк - один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.

Подать - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.

Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи - единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались "Книги посошного писма". В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.

C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа "полоняников" - людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название "полоняничных денег". Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей - налога на содержание стрелецкого войска.

Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей ("задворных" и "деловых"), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.

Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен - в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.

Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.

Подоходный налог - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:

Заработная плата рабочего;

Предпринимательский доход промышленного капиталиста;

Ссудный процент ссудного капиталиста;

Рента землевладельца.

Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.

При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.

В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.

Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.

Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям - шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога - система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B - доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C - доходы от государственных ценных бумаг, D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E - заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.

Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.

В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период "военного коммунизма" привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.

Поимущественные налоги - вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.

Предыдущая

Вам также будет интересно:

Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...
Осетины - боллоев таймураз
В массовом сознании сегодня все прочней укрепляется понятие об «экономическом феномене...