Что он делает и чем занимается

Почему в депутаты идут артисты и спортсмены, а не те, кто надо?

Что такое прожиточный минимум на ребенка и какой его размер

Балаковская АЭС: строительство и развитие Руководство балаковской аэс

Деньги под автомобиль с правом пользования

Что такое план аудита. Принципы планирования. Планирование аудиторской проверки

Воинские звания США: в чем их особенности?

Нулевая отметка Как согласовать помещения по уровню

Как оплатить административный штраф через сбербанк онлайн Заплатить штрафы гибдд онлайн сбербанк

Пример хеджирования. Валютное хеджирование. Что такое хеджирование простыми словами? Хеджирование активов

Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Методы борьбы с коррупцией в здравоохранении. Коррупционные преступления в сфере здравоохранения

В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб.), бесплатно получить эффективную медицинскую помощь гражданам либо затруднительно, либо невозможно, по причине коррупции.

В течение ряда последних лет сфера здравоохранения входит в тройку самых коррумпированных. Г. Ширшов, озвучил, что россияне - кто добровольно, а кто вынужденно - доплачивают за бесплатную по закону медицину около 1,5 млрд дол. США в год.

По данным, приведенным Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым в январе 2009 г.: из 1300 человек, осужденных в 2008 г. за взяточничество, 20,3 % - работники здравоохранения, а в 2013 г. он констатировал, что «22 % из 1300 человек были осуждены за получение взятки, и каждый пятый - работник здравоохранения».

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2012 г. только в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» прокурорами выявлено свыше 46 тысяч нарушений, возбуждено свыше 130 уголовных дел. Следственный Комитет России сообщает, что за 9 месяцев 2012 г. за совершение коррупционных преступлений привлечено к ответственности свыше 714 лиц из сферы здравоохранения и социального обеспечения за совершение более 3,3 тысяч преступлений, в суд направлены уголовные дела в отношении 4636 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления. С 2010 года велась работа по расследованию нарушений при закупках дорогостоящих компьютерных томографов, за 2 года возбуждено 138 уголовных дел, предъявлено обвинение 111 лицам, из которых 70 - бывшие или действующие чиновники, в том числе 32 руководителя департаментов или министерств здравоохранения субъектов РФ. Ущерб по этим уголовным делам составил 4 млрд 794 млн руб., арестовано имущество на 483 млн руб., а также доли в уставном капитале коммерческих организаций.

Несмотря на такую ужасающую статистику, в России не существует специальных нормативных актов по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения. Все антикоррупционные меры основаны на Конституции РФ и Федеральном законе РФ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Единственным законом в сфере здравоохранения, который содержит меры по борьбе с коррупцией, является ФЗ 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Рассмотрим самое основное.

В статье 41 Конституции РФ предусмотрено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В статье 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указано, что при оказании медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

3) размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов - по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

4) создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний;

5) транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

6) транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.

Статья 51 ФЗ закрепляет право одного из родителей (члена семьи или законного представителя) на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.

С 1 июля 2011 года в России данным законом были введены больничные листы с повышенной степенью защиты от подделок с целью предотвращения их фальсификаций. В качестве дополнительных мер, способствующих повышению профессионального уровня медицинских работников Федеральный закон в ст. 69 предусмотрел с 1 января 2016 г. режим аккредитации медицинских и фармацевтических работников.

Работники здравоохранения как и все остальные несут ответственность за свою деятельность, в том числе за коррупционные преступления.

Согласно УК РФ возможно привлечение работников здравоохранения к уголовной ответственности за совершение преступлений, которые можно назвать должностными: злоупотребление должностными полномочиями (ст.285), превышение должностных полномочий (ст.286), получение взятки (ст.290), служебный подлог (ст.292).

В практике встречаются случаи привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за преступления против правосудия, например, за ведомо ложное заключение эксперта (ст.307), а также за преступления в сфере экономики (например, за вымогательство по ст. 163).

К медицинским работникам, совершившим профессиональные преступления, могут применяться различные виды наказаний - от штрафа до лишения свободы. В качестве основного или дополнительного наказания медицинские работники могут быть лишены права заниматься профессиональной деятельностью.

Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.

5.5. ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Полукаров Александр Викторович, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российского университета дружбы народов.

[email protected]

Аннотация: среди сфер российского общества, пораженных коррупцией, здравоохранение признано в тройке лидеров. Общественная опасность коррупционных преступлений в сфере здравоохранения крайне велика, так как последствиями может быть ухудшение здоровья. В статье автор рассматривает виды таких деяний и на основе изучения зарубежного опыта предлагает меры противодействия.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение,

коррупционные преступления, противодействие.

TYPES OF CORRUPTION IN THE HEALTH SECTOR AND MEASURES TO COUNTER THEM

Polukarov Alexander, competitor of the Department of Criminal Law and criminology PFUR.

[email protected]

Annotation: among the areas ofRussian society,affected by corruption, health care is recognizedin the top three. Public dangerof corruptionin the health sectoris extremelyhigh, sothe consequencesmay beill health.The author considers theviewsof such acts andsuggests measuresto counter them.

Keywords: corruption, health, corruption offensesopposition.

В год мировое сообщество тратит на здравоохранение более 4,1 триллионов долларов США, из которых 750 млрд. идут на закупку фармацевтических препаратов.

Более поздних цифр мы не нашли, но, например, в 2007 годуобщие расходы на здравоохранение в Австрии составляли 4 523долларов на душу населения, в (10,1% от ВВП), в Беларуси - 302(6,5%), в Норвегии - 7 354 (8,9%), в России - 493 (5,4%) .

При этом положительная тенденция в России, надеемся, налицо - по последним официальным данным за четыре последних года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза: с 202,8 миллиардов рублей до 413 миллиардов рублей2.

Важно, что практически во всех странах здравоохранение финансируется

налогоплательщиками при отсутствии у них возможности контроля за расходами. Поэтому высок соблазн лиц, имеющих доступ к денежным потокам сферы здравоохранения, незаконно ими воспользоваться. По данным ВОЗ 10-25% расходов на государственные закупки (включая фармацевтические средства) теряются из-за коррупции, а незаконный лекарственный рынок по выгодности стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, доход от продажи фальшивых

1 URL:http://ru.wikipedia.org [по состоянию на 20.08.2012 г.].

2 КраснопольскаяИ. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18мар.

таблеток в мире составляет около 75 миллиардов долларов.

Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, как было указано еще в 2006 в Докладе Трансперенси Интернешнл о положении дел с коррупцией в мире. Только поддельные медикаменты каждый год убивают тысячи людей и ускоряют распространение заболеваний. Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием3.

Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

С реалиями мы сталкиваемся достаточно часто, практически при каждом обращении к медикам. Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Г. Ширшов, озвучил, что россияне - кто добровольно, а кто вынужденно -доплачивают за бесплатную по закону медицину около 1,5 млрд. долларов в год4. Т. Голикова сказала, что 40% частных «взносов» медработникам приходится на те самые услуги, которые нам полагаются бесплатно5.

Общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете - на лечение и сохранение жизни людей.

Правоохранительные органы, конечно об этой ситуации знают, так начальник управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета России В. Макаров в числе трех самых коррумпированных сфер назвал здравоохранение. Только за 2011 год, по его данным 362 работника сферы здравоохранения и социального развития были привлечены к ответственности: это и врачи, и их руководители, берущие взятки6.

В теоретических и правоприменительных целях считаем важным выделить виды коррупции в здравоохранении.

Например, в указанном докладе Трансперенси Интернешнл 2006 года были названы следующие:

1. Растрата и расхищение (средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей), могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и

3 Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» //URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp[по состоянию на

20.08.2012 г.].

4 Е. Зубченко, Коррупция в здравоохранении // «Газета Новые Известия» URL:l^ttp://www.fraudcatalog.ш/?p=1523[по состоянию на 20.08.2012 г.].

5 Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по состоянию на

20.08.2012 г.].

6 URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/06/21/n_2400449. shtml[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

учреждениях, получающих такие средства, а такжерастрата и расхищение лекарств, других ресурсов и оборудования медицинского назначения, которые могут расхищаться как для личного пользования, так и для использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок: вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

3. Коррупция в платежных системах: бесплатное обслуживание, подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов; а также развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; либо проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов: при этом лекарстварасхищаются на различных уровнях системы распределения; государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен; нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов; у поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию; еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; а также вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур7.

7 URL:http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1006&more=

1&с=шЬ=1&рЬ=1 [по состоянию на 20.08.2012 г.].

И. В. Бочарниковдополнил указанный список следующими видами коррупции в здравоохранении:

Развитие собственного бизнеса за счёт создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;

Неправомерное направление врачами пациентов

государственных медицинских учреждений на

обслуживание в собственные и другие частные структуры;

Проведение неоправданного медицинского

вмешательства, оказание ненужных услуг для увеличения собственных доходов и др.;

Коррупция в учреждениях, предоставляющих

медицинские услуги:

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;

Взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;

Вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации специализированных медицинских организаций8.

Основными формам коррупции в российском здравоохранении Бочарников И. В. признает:

Растрату и хищение денежных средств,

Подделку страховых документов,

Учёт фиктивных пациентов («мёртвых душ»), развитие собственного бизнеса за счёт медучреждений,

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.9

На наш взгляд в низовой коррупции (в лечебных учреждениях) наиболее распространено

взяточничество. При этом целями взяток чаще всего являются:

Получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок:

О негодности к военной службе,

О годности к управлению транспортными средствами,

О допуске к выполнению тех либо иных работ,

О разрешении заниматься тем или иным видом спорта,

Об освобождении от физкультуры;

Качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

Подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

Выписка рецепта;

Досрочная выписка пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице;

Выдача справок о психическом состоянии пациента10.

8 Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2009. № 14 9381).

Подводя итог, следует сказать, что при наличии остальных признаков составов преступлений в перечисленных деяниях, в основном, усматриваются следующие уголовно наказуемые коррупционные деяния, предусмотренные уголовным кодексом РФ: незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233), Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285); нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1), превышение должностных полномочий (статья 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289), получение взятки (статья 290), служебный подлог (статья 292), халатность (статья 293).

Таким образом, помимо традиционных коррупционных преступлений, в сфере здравоохранения можно выделить те, которые присущи только этой сфере.

Государственные органы, озабоченные ситуацией в здравоохранении, приняли ряд важных документов: 07.05.2012 Указ Президента РФ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» 1, 07.02.2011 Постановление Правительства РФ №60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации»12 и 14.12.2009 - Приказ Минздравсоцразвития РФ №988н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»13 и другие. В России также действует достаточное количество программы документов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако ни существующее законодательство, ни

правоприменительная практика пока не в силе противостоять всем видам коррупции, частности в сфере здравоохранения.

Можно воспользоваться опытом Таиланда, в котором еще в 2004 году для борьбы с коррупцией в сфере оборота лекарственных средств предприняли следующие меры. Во-первых, для снижения расходов на закупки качественных лекарств увеличили число больниц, использующих наилучшие практические методики закупок лекарственных средств, создали объединенную схему закупок больницами

10 Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник "Семейный доктор".uRL: http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

11 О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения:Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012.№ 19. Ст. 2335.

12 О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации:Постановление Правительства РФ № 60 от07.02.2011 // СЗ РФ.2011 .№ 7.Ст. 991.

13 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов

нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:Приказ Минздравсоцразвития РФ № 988н от 14.12.2009 //РГ.2010.27 янв.

лекарственных средств в соответствии с согласованным перечнем лекарственных средств и их поставщиков.

Во-вторых, пересмотрели национальные

фармацевтические законы и правила, создали национальную базу данных о надлежащем управлении в области лекарственных средств, содержащую публикации и статьи о коррупции, неэтичных практических методиках и случаях коррупции.

В-третьих, расширили доступ к информации: создали информационные бюллетени, сообщения для общественности и СМИ, брошюры и веб-сайты; в свободный доступ разместили протоколы национальных совещаний по вопросам лекарственных средств, предмет «надлежащее управление» включили в учебную программу 15 фармацевтических факультетов14.

Заслуживает внимания опыт Молдовы, где были приняты Закон о правах и ответственности пациента и Закон о выполнении обязанностей врача, которые имели целью предупреждение коррупции и улучшение качества медицинских услуг, а также внутренний План по реализации Национальной стратегии о предупреждении и борьбе с коррупцией в области здравоохранения, разработка которой связана с внедрением раздела «Предупреждение и борьба с коррупцией в области здравоохранения» и программы действий по внедрению Предварительного Плана Республики Молдова в этой сфере. Заметим, что эти документы приняты по программе США «Вызовы тысячелетия».

В Молдове коррупции противостоят в разных сферах, при реализации принципа административной прозрачности, обеспечении доступа граждан к информации общественного значения посредством ее расположения в доступных местах (информация о свободных местах, тарифы на оказание платных услуг, список специалистов с контактными телефонами и др.), внедрении мер по предупреждению коррупции в случаях принятия на работу и повышения по службе персонала медицинских учреждений. Международным требованиям соответствует принятый в Молдове Этический Кодекс медицинского работника и фармацевта, отраженный в пресс-релизах, репортажах и опубликованный на web-сайте министерства здравоохранения, где принимаются мнения населения, неправительственных организаций и профессиональных ассоциаций15.

Считаем, что коррупции в здравоохранении имеет свои особенности по способам, характеру посягательств. Серьезны и крайне существенны ее последствия - здоровье, жизнь человека.

Для того, чтобы противодействовать коррупции в сфере здравоохранения необходимо принять некоторые специфические меры, присущие только этой отрасли. Назовем лишь некоторые: законодательно нормативно определить виды и качество оказания бесплатных медицинских услуг населению, установить контролируемое государство и

14 Целевое исследование в Таиланде: надлежащее управление и предотвращение коррупции//URL: http://www.who.int/features/2010/ medicines_thailand/ru/print.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

15 Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

общественностью правовое регулирование оказания платной медицинской помощи, сформировать доступную, прозрачную лекарственную политику, усилить деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению коррупционных проявлений, привлечению к уголовной ответственности.

Список литературы:

1. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2335.

2. О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 60 от

07.02.2011 // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 991.

3. Об утверждении Порядка проведения экспертизы

проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Приказ

4. Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.

2009. № 14 (381).

5. Воровство, взяточничество и вымогательство лишает

миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» // URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

6. Зубченко Е. Коррупция в здравоохранении // «Газета

Новые Известия» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 [по состоянию на

20.08.2012 г.].

7. Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html [по состоянию на 20.08.2012 г.].

8. Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник

"Семейный доктор". URL:

http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

9. Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL:

http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

10. Краснопольская И. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18 мар.

11. Целевое исследование в Таиланде: надлежащее

управление и предотвращение коррупции // URL: http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

1. On improvement of public health policy: the Presidential Decree № 598 from 07.05.2012 / / Laws of the RussianFederation. 2012. Number 19. Art. 2335.

2. On the order of implementation of measures to improve access to outpatient care, carried out in the framework of regional healthcare modernization programs of the Russian Federation Government Decree № 60 from 07.02.2011 / / Laws of the RussianFederation. 2011. Number 7. Art. 991.

3. On approval of the examination of draft legal acts and other documents with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation in order to identify their provisions, the creation of conditions conducive to corruption: Order of the Health Ministry of the Russian Federation of 14.12.2009 № 988n / / Russian Newspaper.

4. Bocharnikov IV Corruption in Public Health / / Analytical Bulletin of the Federation Council. 2009. № 14 (381).

5. Theft, bribery and extortion rob millions of adequate health care, according to the report "On the situation of corruption in the world» / / URL: www.transparency.org.ru / INTER / inter_gcr.asp .

6. Zubchenko E. Corruption in Public Health / / "The

newspaper NovyeIzvestia» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 .

7. Corruption can be defeated by the entire society Interview

with Deputy Health Minister M. Bug / / URL:

http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html .

8. Corruption in the health sector. Polyclinics "Family Doctor". URL: http://www.topa.ru/medicine.htm .

9. Crans M. Kebab "lamb in a piece of paper" / / URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html .

10. Krasnopolskaya I. In Russia increased expenditure on health / / Russian Newspaper. 2012. March 18.

11. A case study in Thailand: good governance and preventing

corruption / / URL:

http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. .

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность работы продиктована тем, что несмотря на достаточное количество нормативных и подзаконных актов в сфере противодействия коррупции ее реальное количество не уменьшается. Полностью разделяю мнение автора, что общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете -на лечение и сохранение жизни людей.

Специальных монографических исследований,

посвященных анализу коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, до настоящего времени не было, что позволяет говорить об актуальности статьи.

В рамках статьи А. В. Полукаров смог остановиться только на видах коррупционных преступлений в указанной сфере и некоторых мерах им противодействия, но тщательно проанализировал имеющиеся по этому вопросу мнения.

В целом, статья может оказаться полезной как практическим работникам, так и исследователям, работающим над данной проблематикой.

д.ю.н., профессор кафедры

уголовного права и процесса

Российского университета дружбы народов

Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты. Именно поэтому, в последние годы вопросам противодействия коррупции уделяется повышенное внимание со стороны руководства страны, законодательных, исполнительных органов власти, органов местного самоуправления.

Для органов прокуратуры надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции является одним из приоритетных направлений прокурорского надзора. Наша практика показывает, что число выявляемых нарушений закона в сфере противодействия коррупции из года в год не уменьшается.

Следует отметить, что зачастую в сфере внимания органов прокуратуры находятся вопросы соблюдения муниципальными служащими ограничений, запретов и обязанностей, возложенных законом. Поэтому по результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и иной ответственности, как правило, привлекаются муниципальные служащие.

Однако, без внимания не должны оставаться и другие органы и структуры, которые также подвержены коррупционным проявлениям.

По данным, приведенным Председателем Верховного Суда РФ В.М. Лебедевым, из 1300 человек, осужденных в 2008 г. за взяточничество, 20,3% - работники здравоохранения. В 2013 г. из 1300 человек, осужденных за получение взятки, каждый пятый - работник здравоохранения.

Особенность коррупции в сфере здравоохранения состоит в том, что медицинские работники, призванные охранять здоровье и жизнь людей, используя свое служебное положение, часто совершают преступления, не оставляя пациентам возможности выбора.

Так, по законодательству скорая медицинская помощь оказывается бесплатно, поэтому любые требования врачей к пациенту оплатить услуги автомобиля скорой помощи являются незаконными.

Исследователи выделяют несколько форм коррупции в сфере здравоохранения . В качестве примера приведем следующие:

  1. Растрата и хищение средств, выделенных на здравоохранение. Скажем, лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи;
  2. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях увеличения доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов
  3. Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги и т.д.;

Одной из форм коррупции является получение взятки.

Получение взятки вменяется за совершение незаконных действий и действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ.

Типичными примерами взяточничества в сфере здравоохранения являются следующие случаи .

Так, по приговору районного суда города N гражданка В. осуждена по ч. 2 ст. 290 , ч. 1 ст. 292 УК РФ к трем годам лишения свободы условно.

В. признана виновной в том, что, будучи врачом-офтальмологом, в нарушение должностной инструкции, не проводя какого-либо осмотра и обследования гражданина Ю., внесла в его амбулаторную медицинскую карту заведомо ложные сведения об обращении Ю. с жалобами на чувство инородного тела в правом глазу и указала вымышленный диагноз - острый конъюнктивит, дающий право на открытие пациенту больничного с последующей выпиской листка нетрудоспособности. После этого В. велела Ю. прийти к ней на прием с денежными средствами для получения листка нетрудоспособности.

В указанный день гражданин Ю., являясь уже участником оперативно-разыскного мероприятия, пришел в рабочий кабинет к В. Достоверно зная, что листок нетрудоспособности является официальным документом и бланком строгой отчетности, не проводя какого-либо осмотра и обследования, врач оформила указанный документ, в который внесла заведомо ложные сведения о болезни Ю. в требуемый ему период. По устному указанию В. пациент оставил деньги в сумме 1000 руб. в смотровой комнате рабочего кабинета последней. Получив незаконное денежное вознаграждение, В. выдала Ю. листок нетрудоспособности.

Другой показательный пример.

Приговором районного суда осуждена гражданка М. по ч. 1 ст. 290 УК РФ - взятка. Согласно данным следствия она, работая в должности врача-нарколога детской поликлиники и врача-дерматолога, являясь должностным лицом, по предварительной договоренности в служебном кабинете поликлиники за взятку в размере 5000 руб. выдала Г. справку о том, что та на учете в наркологическом кабинете не состоит и по поводу заболевания не обращалась. Суд назначил М. наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. с лишением права заниматься профессиональной медицинской деятельностью в течение одного года.

Следует отметить, что обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет значительную сложность. Дело в том, что большинство из них относится к так называемым двусторонним преступлениям, в которых нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого деяния и наказании виновных, что обусловливает высокую латентность.

Однако, общественная опасность коррупции в сфере здравоохранения крайне высока. И средства и методы борьбы с проявлениями коррупции будут все более возрастать. Не менее важным является формирование отрицательного отношения к проявлениям коррупции у должностных лиц учреждений здравоохранения. Долг каждого - внести свой вклад в преодоление коррупции.

В современной экономике РФ спектр проблем достаточно широк. Неэффективное использование бюджетных средств, а подчас и прямая растрата денег тормозят развитие всей системы. Отрасль здравоохранения не стала исключением. При, казалось бы, достаточном финансировании, наблюдается повсеместное низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причиной являются несовершенные нормы контроля и непосредственно коррупционные составляющие.

Состояние здравоохранения

Большинство граждан отмечает, что качество предоставляемых услуг по полисам ОМС достаточно далеко от идеального состояния. Несмотря на гарантию оказания бесплатной помощи, добиться нужных результатов очень сложно. Многие предпочитают платную медицину, полностью разочаровавшись в государственной.

Однако назвать полностью бесплатным лечение, предоставляемое в бюджетных медицинских учреждениях, нельзя. За работников периодически перечисляются взносы в ФФОМС, размер начислений зависит от уровня заработной платы. В отличие от регулярных платежей, большинство застрахованных лиц нечасто обращается за помощью к медикам и даже при появлении признаков болезни не спешат обращаться в поликлиники. Бесконечные очереди, большая загруженность медработников, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточная оснащенность в оборудовании и сокращение бюджетных учреждений лечебного профиля заставляют людей прибегать к услугам частных платных клиник.

На фоне и без того проблемного состояния отечественной медицины наблюдается постоянное сокращение расходов на здравоохранение на уровне государства. В связи с этим крайне важно эффективно использовать каждый полученный рубль. Однако это не всегда удается.

Бюрократизация медицины

На плачевное состояние отечественной медицины во многом влияет аппарат чиновников. Непонимание проблем приводит к появлению непопулярных решений, направленных лишь на улучшение статистической отчетности.

Попытка чиновников подчинить медицину четким и сбалансированным инструкциям зачастую провальна. Ведь невозможно запланировать изначально количество пациентов, обратившихся в определенные рассматриваемые периоды. Привязка заработной платы медиков к оборачиваемости потока пациентов приводит к тому, что на первый план выходят статистические показатели. В итоге заболевшие не получают достаточной квалифицированной помощи.

В настоящее время в области здравоохранения издается слишком много противоречивых законов. Медики буквально загружены бумажной работой, времени на пациентов практически не остается. К примеру, несмотря на внедрение электронного документооборота, от бумажных копий отказываться не спешат. Также в ходе лечения требуется заполнить приличный объем документов, согласовывающих процедуры, выписку рецептов и прочее.

Излишняя бюрократизация системы привела к тому, что основным органом управления в отечественном здравоохранении фактически стал ФОМС. Призванный изначально работать в области ОМС, фонд стал выпускать в огромном количестве инструкции, проводить разноплановые проверки, и даже пытался издать кодекс поведения своих работников.

Еще один из факторов, отрицательно сказавшийся на предоставлении медицинских услуг ― это повсеместное лицензирование, которому подлежат не только оборудование, но и сами процедуры. Таким образом получается, что наличия главного компонента ― квалификации и опыта врача недостаточно.

В государстве очень сложно получить лицензию на инновационные методы лечения. Многие пациенты с достаточно серьезными заболеваниями по этой причине не получают современных и качественных услуг, помощь таким больным зачастую оказывается исходя из методик лечения многолетней давности. К примеру, недавние исследования показали, что у некоторых категорий пациентов онкологических заболеваний наблюдались отличные результаты в части выздоровления при использовании современных методов и препаратов. Хотя ранее пациенты такого рода считались практически неизлечимыми. Сложность повсеместного внедрения новых технологий заключается не только в дороговизне лекарств, но и в процедуре длительного лицензирования. В результате таких недоработок страдают прежде всего люди.

Основные коррупционные составляющие

При излишнем и зачастую ненужном контроле работы врачей со стороны чиновников здравоохранения, объем незаконных растрат самих чиновников практически не уменьшается. При сокращающихся расходах это достаточно серьезный удар по отечественной медицине. На первый план в коррупционных схемах выходят отнюдь не медики. Незаконное перераспределение бюджетных средств свойственно самим работникам контролирующих органов.

Периодически возникают громкие уголовные процессы. Например, в ходе строительства инсулинового завода в Майкопе были выявлены случаи растраты и хищения средств. В результате население не получило современного производства лекарственных средств, выделенные на строительство средства также не удалось вернуть. Стоит ли говорить, что и уголовное дело в итоге постепенно развалилось?

Другой пример гласит, что некогда чиновник удачно и безнаказанно воспользовался государственными ассигнованиями, выделенными с целью покрытия расходов ОМС. В результате появился очередной платный медицинский центр вместо запланированных улучшений в здравоохранении для социально менее защищенных слоев общества. Помимо прочего, руководители здравоохранения получают взятки от поставщиков медицинского оборудования и лекарственных средств. При этом никто не заботится о факте появления лучших медпрепаратов из имеющихся.

Не спешат покинуть коррупционное поле и начальники рангом ниже. Руководство бюджетных медицинских учреждений получают свою долю бюджетных средств при наличии любых контрактов, в том числе и на ремонт больниц, охранные услуги. Процветает и система откатов среди подчиненных. Значительная часть выписанных премий сотрудникам возвращается обратно руководству.

Взятки на уровне медработников

Пациенты, часто жалуясь на трудности в получении врачебной помощи, видят лишь верхушку коррупционного айсберга. Проблемы в здравоохранении, умышленные закупки некачественных препаратов и оборудование за некоторое вознаграждение не лучшим образом сказываются на самих медработниках и населении.

Имея, как правило, мизерные зарплаты, врачи и младший медперсонал также редко отказываются от предлагаемых взяток. Не секрет, что для того чтобы попасть на плановое обследование вовремя зачастую приходится поощрять докторов небольшими суммами. Кроме того, качество оказываемых услуг в рамках ОМС может зависеть от суммы «благодарности».

Стоит ли винить в этом врачей, или принять все как должное на фоне общей коррумпированности? Оптимизация здравоохранения, сокращение штата медработников неуклонно ведет к повышению нагрузки на оставшийся персонал. Сохранение мизерных зарплат на фоне номинального статистического повышения, увеличение объема работ делают взятки практически естественным процессом в ходе лечения.

Заключение

Страдают в результате неправомерных действий прежде всего пациенты, имеющие право на получение хотя бы минимального бесплатного набора медицинских услуг. Необходимо бороться и пытаться искоренить взятки и неправомерные растраты хотя бы на уровне медработников. Однако без кардинальных изменений в системе здравоохранения в части усиленного контроля за использованием бюджетных средств ждать существенных положительных сдвигов не приходится.

Вам также будет интересно:

Расписание занятий – Timetable
Программа для составления расписания "1С:Автоматизированное составление расписания....
Рспп: родственные связи правительства рф Где работает сердюков в настоящее время
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков получил новую должность. Он стал индустриальным...
Как взыскать неосновательное обогащение за пользование земельным участком без договора аренды
Неосновательное обогащение за пользование земельным участком взыскивается в денежной форме....
Законодательная база российской федерации Федеральный закон 402 фз о бухгалтерском
Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1....
Пятерочка: учебный портал Study X5
Через мозилу или другой браузер для прохождения профессиональных курсов в дистанционном...