Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами

Патронаж новорожденных на дому сроки. Первичный патронаж новорожденного

Патронаж новорожденного — это тщательное наблюдение за ребенком на протяжении первых нескольких месяцев его жизни. Как правило, патронаж проводится достаточно активно и врач или медсестра самостоятельно посещают вас и вашего ребенка дома. После того, как вас выпишут из роддома, то справка о рождении ребенка будет передана в поликлинику, которая находится по месту жительства. Если же роды проходили дома или в другом роддоме, то женщина должна самостоятельно занести справку.

Патронаж новорожденного должен проводиться для всех детей без исключения. Стоит отметить, что сегодня есть большое количество частных клиник, которые также могут предложить патронажные услуги высокого качества. Несомненно все мамы хотят поскорее вернуться с ребенком домой. Когда это наконец-то случается, то женщины начинают нервничать, что они могут что-то делать не так и довольно часто просто не могут успокоить плачущего ребенка. Для того, чтобы молодые мамы могли набираться опыта и не совершали ошибки и было принято решении о применении специальной системы патронажа.

Кто проводит патронаж новорожденного

Патронаж новорожденного, как правило, проводит врач педиатр или же медсестра. Отвечают эти люди за разные задачи. Например, врач осматривает ребенка и оценивает его состояние здоровья. Если есть необходимость, то назначает лечение. За первый месяц жизни ребенка, врач должен посетить и осмотреть его три раза. При наличии проблем со здоровьем, количество визитов нужно увеличить.

Медсестра должна же в свою очередь рассказать молодой маме о том, как правильно кормить ребенка, купать, прогуливаться и закаливать. Кроме того она помогает скорректировать правильный рацион мамы и ласт всю необходимую информацию о приемах в поликлинике (расписания, номер телефона и так далее). За первый месяц жизни медсестра должна приходить к нему в среднем 3-5 раз.

Как именно проходит патронажный осмотр

Впервые медсестра и врач должны посетить ребенка через несколько дней после прибытия из роддома домой. Если у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем, то его необходимо осмотреть еще и в день выписки. В случае, если выписывать ребенка собираются в выходной день, то его должен осмотреть дежурный врач поликлиники для того, чтобы убедиться что с ним все в порядке.

Как правило, на следующий день после выписки к вам придет медсестра и расскажет все, что вам надо знать в первое время. На протяжении следующих десяти дней она будет приходить к вам еще три раза. Врач на протяжении месяца, с условием, что ребенок здоровый, будет осматривать его раз в неделю.

Как правильно подготовиться к патронажу

Основной задачей патронажа новорожденного ребенка есть оценка бытовых условий жизни и конечно же состояния здоровья самого малыша. Поэтому желательно перед приходом врача убраться в доме. Заранее нужно подготовить выписку из роддома, сертификат на прививки и список вопросов, которые вы бы хотели задать специалисту. Некоторые из врачей могут относиться к патронажу более, чем формально, а поэтому не нужно стесняться задавать вопросы и настаивать на том, чтобы вашего малыша тщательно осмотрели.

Также нужно для осмотра заранее приготовить пеленку и место, где можно будет осмотреть ребенка. Также вам понадобятся ватные палочки, перекись водорода, сменный памперс и блокнот, где бы вы могли записать важные для вас ответы на вопросы и расписание приема врачом в поликлинике.

Что осматривает врач при патронаже новорожденного

Во время осмотра особое внимание обращается на цвет кожи ребенка, ведь ребенок может страдать желтушкой. Которая проявилась уже после выписки из роддома. Кроме того врач обратит внимание на мышечный тонус, оценит рефлексы малыша. Важным моментом есть осмотр головы ребенка и состояние родничков. Также врач осмотрит пупочную ранку и расскажет вам в подробностях как нужно за ней ухаживать, а некоторые врачи или медсестры могут и показать весь этот процесс.

Не забывают во время патронажа и о женщине. Нужно обязательно осмотреть состояние молочных желез и дать все рекомендации по кормлению, которые бы помогли избежать развития лактостаза и мастита.

Представления о патронаже новорожденного у большого числа сограждан довольно размытые. Особенно у тех, кто рожает впервые. Ожидание первого визита врача для них - стресс. Но так происходит лишь потому, что они точно не знают ни целей, ни процедуры, ни схемы проведения. А ведь на самом деле данная процедура достаточно полезна, и от нее не стоит отказываться без причин.

Специальные визиты медицинского персонала к матери с новорожденным дитя называют патронажем. Слово имеет французское происхождение и обозначает «покровительство». Оно хорошо раскрывает цель этой процедуры: государство помогает здоровому развитию и росту своего маленького гражданина.


Особенно важен патронаж в период до первого года жизни. Именно в это время проявляются основные особенности развития нового человека. В том числе и те, которые могут привести в будущем к каким-то проблемам. Также в этот период жизни делают немало прививок. Составление их календаря - одна из главных целей этой процедуры.

Если коротко, то патронаж - это тщательный осмотр новорожденного участковым врачом и медсестрой, во время которого матери дают рекомендации относительно правильного ухода, кормления и развития малыша.

Важность патронажа

Патронаж важен потому, что позволяет выявить любые болезни только что родившегося ребенка на самой ранней стадии, когда они еще не так опасны. Или определить патологии в развитии и максимально их ослабить.

Основные задачи

Родители иногда не вполне понимают, с какой целью патронируют. Ответ же на самом деле прост: цель этой процедуры - не допустить отклонений в развитии появившегося на свет маленького гражданина.

Сколько раз в месяц проводится патронаж?

Патронируют от четырех раз во время первого месяца жизни недоношенного ребенка до одного раза в полгода, если тот достиг возраста трех лет. Таким образом, схема составляется в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Цели и сроки первого патронажа малыша

Первичный патронаж новорожденного играет большую роль в последующем благополучном развитии малыша. Цели этого мероприятия, проводимого участковым терапевтом и медсестрой на дому у матери с ребенком, очень простые:

  • проконсультировать женщину относительно правильного ухода за младенцем;
  • помочь ей в послеродовой период;
  • дать рекомендации, касающиеся организации режима дитяти;
  • посодействовать в организации кормления малыша, включая грудное вскармливание;
  • осуществить профилактику распространенных болезней;
  • оценить общее состояние здоровья ребенка;
  • определить сроки профилактических визитов и календарь прививок .

Такой первый осмотр осуществляют в период от одного до трех дней после выписки роженицы (с момента сообщения об этом со стороны родильного дома).

Как проводится первый осмотр

Первый осмотр доношенного ребенка проводят по специальному алгоритму, называемому схемой.

Обязанности сестры

Обязанности медсестры по проведению патронажа - самые обширные. Именно она занимается большей частью процедур. В обязанности сестры входят следующие действия и процедуры:

  • осмотр дитяти;
  • проверка документов, выданных в роддоме;
  • заполнение первой карточки малыша;
  • оценка его нервно-психологического состояния;
  • оценка жилищных условий и общей семейной атмосферы;
  • уточнение и оценка характера вскармливания;
  • рекомендации по уходу за новорождённым, включая маникюр.

Медсестра сама занимается всеми необходимыми манипуляции и демонстрирует порядок матери. После этого позволяет осуществить их под своим надзором. Ведет при этом она себя как можно дружелюбнее, и демонстрирует готовность помочь.

Обязанности врача

Главная обязанность доктора во время первого патронажа - это квалифицированный осмотр маленького пациента. Он тщательно проверит наличие любых тревожных симптомов, сравнит развитие малыша с нормальными показателями и поможет матери составить календарь последующих обследований, а также прививок.

Второй и последующие патронажи

Патронируют детей по специальной схеме. Сроки проведения всех процедур рекомендованы специализированными медицинскими институтами. Частота патронажа сильно зависит от возраста ребенка. Так, в течение первой недели его жизни медики совершают визит дважды. В последующие недели частоту сокращают до одного раза за неделю.

С момента перехода ребенка в категорию грудничков и до трех лет схема патронажа выглядит так:

  • до полугода - дважды в месяц;
  • до года - раз в месяц;
  • от года до двух - раз в 3 месяца;
  • от двух до трех лет - раз в полгода;
  • после трех лет - раз в год.

При удовлетворительном развитии ребенка, после трех лет патронаж зачастую прекращают. В то же время, при обнаружении патологий осмотры осуществляют чаще.

Учет медицинской документации

Во время первого патронажного визита врач и медицинская сестра приносят с собой документ, называемый бланком патронажа. Существует установленный порядок его заполнения, пример которого легко получить в любой поликлинике. Эскиз также должен присутствовать на руках у медицинского персонала, посещающего маму с ребенком.

Основная работа по заполнению любых документов, относящихся к осмотру, лежит на враче и сестре. В то же время, есть ряд сведений, которые указывает мать. Речь идет о паспортных данных и адреса, с которых и начинается вышеупомянутый бланк.

Заполнение документов медсестрой

Определенную часть бланка осмотра заполняет сестра, а не родители или врач. Она касается сведений о здоровье родителей и ходе беременности. Часть бланка, предназначенная для заполнения медсестрой, называется «Акушерский анамнез».

Первым делом сюда вносят данные о том, какими болезнями страдала мать, переживала ли она выкидыши. Сообщают о том, переносила ли она аборты, и были ли угрозы прерывания перенесенной беременности.

Далее указывают, есть ли у матери какие-то вредные привычки. Также помечают, есть ли профессиональные риски или проживают ли родители в экологически неблагополучной местности. Вписывают и сведения о моменте первого крика ребенка - произошел он сразу или через какое-то время. На сестре лежит обязанность указать данные о прививках, а также об общем состоянии новорожденного малыша.

Заполнение бланка врачом

Определенную часть бланка заполняет, во время первого патронажа, не медсестра, а врач. Ему придется вписывать сведения о здоровье и самочувствии малыша. Первая часть бланка, заполняемая доктором, носит названия «Жалобы» и «Анамнез заболевания». Сюда вписывают все жалобы на самочувствие ребенка, на которые указывает его мать. Кроме того - сведения о болезнях и их лечение в стационаре, если таковое было сразу после появления на свет.

Следующая часть документа, заполняемая врачом, называется «Анамнез жизни». Сюда вносят все сведения, касающиеся характера вскармливания малыша, его психомоторного развития.

Особенности проведения процедуры

В некоторых случаях патронируют с определенными особенностями. Это может быть связано как со специфическим состоянием здоровья малыша (например, наличием наследственных заболеваний), так и с его недоношенностью.

Порядок проведения осмотров в двух вышеуказанных случаях подразумевает большую их частоту и внимание к наличию тревожных признаков.

Для грудничка с наследственными заболеваниями

Первые недели жизни новорожденного с подозрением на наличие наследственных болезней - особенные. В отличие от других, его не выписывают сразу же из роддома домой. Первым делом его кладут в стационар, где подвергают всестороннему обследованию. Выписку не производят до того момента, пока не станет доподлинно ясно, болен ли ребенок или здоров. И если болен, то чем конкретно.

Для ребенка, родившегося раньше времени

Первая особенность патронажа недоношенного ребенка - это его обязательное посещение врачом уже в первый день после выписки. Схема осмотра в общих чертах повторяет ту, которая предусмотрена для обычного малыша. Главный упор делают на частоту визитов. В первый месяц жизни недоношенного младенца врач посещает его не меньше четырех раз. А сестра - не реже двух раз в неделю, навещая каждые семь дней.

Пристальное внимание уделяют профилактике рахита. Эта болезнь довольно часто поражает детей, родившихся раньше положенного срока. Для того чтобы не допустить развития данной патологии, вводят витамин Д и осуществляют лечебные массажи. Не пренебрегают закаливающими процедурами.

При достижении двухнедельного возраста облучают лечебным ультрафиолетом. Срок диспансерного наблюдения для такого ребенка повышается до семи лет.

Можно ли отказаться от патронажа

Действующее законодательство разрешает отказаться от патронажа. Для этого требуется официальное заявление на имя заведующего поликлиникой, к которой приписан ребенок. Документ пишут в произвольной форме. Упор делают на перечень разумных причин, по которым родители не хотят видеть в своем доме медицинских работников.

Стоит понимать, что после удовлетворения данного заявления вся ответственность за здоровье новорожденного ложится на самих родителей. Они лишаются возможности получить квалифицированную консультацию на дому. В то же время, это не избавляет от прививок и других процедур.

Законодательное регулирование

Патронаж осуществляют по закону. А именно, в соответствии с законом «Об охране здоровья граждан», статья 37.1, и приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2010.

Заключение

Патронаж малышей - ответственная процедура. Благодаря ей вовремя выявляют целый ряд опасных болезней. А матери, родившие первый раз, получают квалифицированную консультацию. Но если родители не желают видеть медиков дома, то отказываются от нее.

Многие молодые мамы после выписки из роддома начинают сильно беспокоиться из-за неуверенности в своих действиях по уходу за новорожденным в первый месяц. Ведь появляется множество вопросов по кормлению грудью и режиму малыша. Ответы на них можно получить у участкового врача-педиатра или медицинской сестры детской поликлиники. Для этого женщине не нужно самой идти в медучреждение и уж тем более нести туда младенца. Дело в том, что в России действует система патронажа новорожденного, то есть наблюдения за новорожденными на дому.

Патронаж новорожденного проводится педиатром и медсестрой из детской поликлиники и распространяется на всех малышей независимо от наличия у их родителей постоянной регистрации и полиса общего медицинского страхования.

Главная задача медиков при патронаже новорожденного – оценить состояние здоровья ребенка, его мамы, а также социально-экономические условия семьи.

Когда ждать врача?

Из родильного дома сведения о выписке новорожденного сообщают по телефону в детскую поликлинику, к которой будет прикреплен малыш в зависимости от адреса фактического проживания семьи. В регистратуре поликлиники в специальном журнале регистрации новорожденных записывают фамилию, имя, отчество мамы и дату рождения ребенка.

Первичный патронаж новорожденного проводится в течение первых двух дней после выписки из роддома. Деток, которые относятся к группе высокого риска по развитию ряда заболеваний (недоношенность, переношенность, гипотрофия, нарушения мозгового кровообращения), участковый врач должен посетить в день выписки из роддома. Если день визита приходится на выходные или праздники, то к малышу придет дежурный педиатр. Если доктор, проводя патронажи, замечает какие-либо отклонения в здоровье ребенка либо младенец входит в группу риска, количество визитов может быть увеличено.

Если врач не пришел к новорожденному в первые два дня после выписки из роддома, то мама должна позвонить в детскую поликлинику по месту проживания и выяснить причину отсутствия патронажного доктора.

Первичный патронаж новорожденного

При при первичном патронаже новорожденного врач задаст маме много различных вопросов по поводу протекания беременности, родов, состояния ребенка при рождении и выписке из роддома, поинтересуется жилищно-бытовыми условиями, выяснит, есть ли у мамы, папы или их родственников какие-либо наследственные и хронические заболевания и т. п. Вся эта информация помогает врачу выявить группу риска по развитию у ребенка наследственных заболеваний.

Затем доктор осмотрит ребенка: оценит его физическое развитие, наличие или отсутствие пороков развития и стигмов дисэмбриогенеза (микроаномалий). Стигмы являются своеобразным микрогенетическим фоном семьи. Это небольшие отклонения от нормы, которые могут встречаться у того или иного члена семьи. Например: уплощенная спинка носа, оттопыренные уши, большие родимые пятна, низкий рост волос и т. д. Если доктор обнаруживает больше пяти-шести таких стигм, то малыш попадает в группу риска по развитию различных заболеваний.

При оценке неврологического состояния ребенка врач учитывает позу новорожденного, его двигательную активность, мышечный тонус, выраженность безусловных рефлексов. Также оцениваются форма и размеры головы, размеры и степень напряжения большого и малого родничка, состояние швов костей черепа.

Далее при первичном патронаже новорожденного доктор исследует кожу ребенка: оценивает ее цвет, наличие потницы, опрелостей и т. п. Особое внимание врач уделит состоянию пупочной ранки: осмотрит кожу вокруг пупка, степень заживления пупочной ранки, нет ли каких-либо выделений из нее.

Затем педиатр фонендоскопом прослушивает дыхание и сердцебиение крохи, чтобы оценить состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем и исключить врожденные пороки развития. После этого доктор прощупывает животик малыша.

При первичном патронаже новорожденного ребенка врач обязательно должен проверить симметричность ягодичных складок и разведение ножек в стороны для раннего выявления дисплазии тазобедренных суставов. При подозрении на эту патологию малыш должен быть проконсультирован у ортопеда и направлен на УЗИ тазобедренных суставов. При данном заболевании очень важна ранняя диагностика, так как при своевременно начатом лечении функция тазобедренного сустава полностью восстанавливается.

В завершение патронажного посещения педиатр может ответить на все вопросы по уходу за новорожденным в первый месяц (купание, гуляние, уход за пупочной ранкой, ежедневный туалет ребенка), режиму дня, вскармливанию. Особое внимание уделяется кормлению новорожденного, с тем чтобы помочь маме наладить правильное грудное вскармливание. Врач должен убедиться в наличии у женщины грудного молока, осмот­реть молочные железы (состояние сосков), понаблюдать, правильно ли она прикладывает ребенка к груди, рассказать ей о режиме кормлений крохи и о питании кормящей женщины.

Во время первичного патронажа новорожденного врач должен рассказать маме обо всех требующих срочной медицинской помощи состояниях малыша и о том, куда надо обращаться в экстренных случаях.

Визит длится в среднем 15–20 минут. Доктор может прийти в любое время дня (как правило, визит наносится без предупреждения), вместе с медсестрой или без нее.

Второй патронаж новорожденного

Второй патронаж новорожденного ребенка проводится на 14-й день жизни. Врач повторно осматривает младенца, обследуя все органы и системы для оценки процессов адаптации и определения его состояния здоровья. Процессы адаптации показывают, как малыш приспосабливается к окружающим его внешним условиям. Чтобы понять это, педиатру необходимо выяснить, как новорожденный спит, как ведет себя во время бодрствования, каков его режим дня.

Также доктор должен обратить внимание на то, как кроха прибавляет в весе, беспокоят ли его срыгивания или колики в животе. Если малыша ничего не беспокоит, он хорошо кушает и спокойно спит, врач делает вывод о легкой (или хорошей) адаптации ребенка. При затрудненном процессе адаптации (кроха плохо прибавляет в весе, срыгивает, часто беспричинно плачет и т. д.) педиатр дает маме рекомендации, как справиться с возникшими проблемами.

Кроме того, на втором патронаже врач контролирует соблюдение рекомендаций по уходу (обработка кожи, наличие потницы или опрелостей, состояние пупочной ранки т. д.) и вскармливанию, отвечает на возникшие вопросы.

Третий патронаж новорожденного

Третий патронаж новорожденного проводится на 21-й день жизни ребенка. Его целью является наблюдение в динамике за состоянием здоровья и развитием ребенка. Врач осматривает младенца, оценивает его нервно-психическое развитие и состояние здоровья в целом.

Во время посещения доктор дает маме рекомендации по профилактике рахита, обсуждает с ней вопросы закаливания грудничка, показывает некоторые приемы массажа и гимнастики для ребенка первого месяца жизни, которые родители смогут проводить каждый день сами.

Полученные данные участковый врач-педиатр после каждого патронажа регистрирует в истории развития ребенка. К концу первого месяца он составляет прогноз состояния здоровья своего подопечного и определяет группы риска. При наличии отклонений педиатр направляет новорожденного на консультацию к соответствующему специалисту (ортопеду, аллергологу и т. п.) для проведения углубленного обследования и лечения.

Патронажи медсестры

Медсестра посещает новорожденного на первой неделе жизни два раза вместе с доктором или самостоятельно, а затем еженедельно в течение первого месяца.

Медсестра при первом патронаже смотрит, есть ли все необходимое для ухода за ребенком (кроватка, ванночка, коляска и т. д.), дает рекомендации по прогулкам, показывает, как правильно купать малыша, проводить ежедневный туалет новорожденного, обрабатывать пупочную ранку. При повторных посещениях медсестра контролирует выполнение мамой врачебных назначений и рекомендаций по уходу.

Если по каким-то причинам родителей малыша не устраивает медперсонал, ведущий патронажное наблюдение, можно обратиться к заведующему поликлиникой с письменной просьбой о замене врача или медсестры.

Пограничные состояния

При патронажном посещении педиатр может спросить маму об имеющихся у нее жалобах и рассказать о пограничных состояниях, которые могут возникнуть у ребенка в первые недели жизни. Они не являются болезнью и не требуют специального лечения. Наиболее часто у новорожденных малышей встречаются следующие пограничные состояния:

  • Физиологическая желтуха новорожденных (связана с незрелостью ферментов печени и повышением уровня билирубина в крови). На 2–3-й день жизни у младенца появляется желтушное окрашивание кожи, которое к 5-му дню усиливается, а к 7–10-му дню исчезает.
  • Эритема новорожденных. Она наблюдается на 2-е сутки жизни и выражается в покраснении кожи, иногда сопровождается сыпью (папулы и пузырьки). Самостоятельно исчезает к концу первой недели.
  • Гормональный криз новорожденных. Может проявляться в нагрубании молочных желез малыша (начинается на 3–4-й день, достигает максимума к 7–8-му дню, потом уменьшается); слизистые или кровянистые выделения из влагалища у девочек появляются на первой неделе жизни и проходят к 14-му дню.

Под патронажем грудных детей подразумевается своего рода контроль и наблюдение за тем, в каких условиях живет ребенок и должное ли внимание родители уделяют его развитию и уходу за ним. Еще в начале двадцатых годов патронаж грудных детей начал практиковаться в Англии. Выглядел он таким образом, что женщины - просветительницы, являющиеся санитарными инспекторами, посещали молодые семьи, которые в недавнее время обзавелись детьми. Такие визиты носили цель - помощь родителям разобраться в некоторых вопросах, предоставить своему ребенку должных уход и развитие. Позже и в России стал популярен патронаж и первым его проявлением можно, считать посещение грудного ребенка на дому медсестрой. Вместе с развитием патронажа активно начали набирать популярность различные учреждения занимающиеся охраной и развитием детей, а также проводящие патронаж для матерей. Консультации, на учете в которых должна значиться новоиспеченная мама так же за основу своей работы берут консультации и патронажи.

Основные задачи патронажа грудных детей

  • Первой и основной целью патронажа грудных детей является возможность установить связь между ребенком и членами семьи, в окружение которых и происходит его развитие. Медсестра, проводящая патронаж грудного ребенка должна вовлечь в процесс воспитания, ухода за ребенком и его развития всех членов семьи. Патронаж предусмотрен еще и для того, что бы изучить условия, в которых живет грудной ребенок, дать маме советы или рекомендации по его уходу, кормлению в домашних условиях.
  • Патронаж преследует цель учета всех родившихся детей в стране. Так, когда женщина после рождения ребенка выписывается с родильного отделения, врач обязан дать молодой маме выписку, с которой она в течение десяти дней должна явиться в консультацию и оповестить доктора о рождении ребенка. Если же спустя указанное время женщина, родившая ребенка, не отметилась в консультации, то предполагается визит патронажной сестры. Цель визита заключается в посещение на дому мамы и ее ребенка, выяснение причин по которым она не соблюдает указания доктора и напутствие ее на дальнейшее выполнение указаний и рекомендаций.
  • Медсестра проводит патронаж больных детей на дому. На сегодняшний день работа патронажной сестры заключается в том, что она имеет определенный участок, на котором ведет патронаж. В такой способ появляется возможность лучше познакомиться с родителями грудного ребенка, условиями в которых они проживают, контролировать правильность ухода за ребенком. Так же то, что медсестра закреплена за определенным участком, благотворным образом влияет на проведение прима доктора, так как она может предоставить ему необходимую информацию о ребенке и его семье, что значительным образом облегчит работу.

Проводя патронаж больных детей на дому медсестра поможет маме в вопросе проведения необходимых гигиенических процедур необходимых для грудного ребенка, уместности того или иного питания во время болезни, принцип работы с клизмой и много других рекомендаций, которые необходима знать мама во время болезни ребенка. Так же медсестра при острой необходимости может вовлечь в патронаж и доктора.

Патронажный лист грудного ребенка

В первый свой визит медсестра проводящая патронаж грудного ребенка обязательно заводит на него патронажный лист, в котором должны значиться полные данные о ребенке, возраст, результаты проведенных осмотров, а так же пометки касательно ухода и кормления ребенка, условия в которых проживает семья и ведет свой быт. С каждым следующим посещением грудного ребенка медсестрой патронажный лист пополняется записями, которые являются рекомендациями, советами молодой семье и результатами их выполнением.

Патронажные листы, заполненные в результате планового посещения грудного ребенка, помещаются в план развития ребенка, который ведется доктором в консультации. Во время патронажа медсестра делает пометки, касающиеся грудного ребенка и его окружения в тетради, и только потом переносит всю информацию в патронажный лист. Делается это для того, что бы листы были заполненные аккуратно, и не возникало путаницы с информацией.

Консультация предполагает наблюдение всех детей возрастом до четырех лет. На практике становится ясно, что частые патронажи детей уместны до года и таких посещений может быть в среднем до шести. В последнее время патронаж грудных детей проводится в большей мере в семьях, где ребенок является первым и у родителей практически отсутствует опыт необходимый им для ухода за грудным ребенком. Рассчитан патронаж для неблагополучных семей и его целью является установление норм поведения в семье и необходимых навыков по воспитанию и развитию ребенка.

Не стоит отказываться от предоставленного консультацией патронажа, ведь так появляется возможность получить профессиональные советы педиатрии по уходу, развитию, поддержания здоровья ребенка, а так же задать интересующие вопросы и получить на них ответы. В первое время молодой маме просто необходима помощь медперсонала, которая предоставляется исключительно с положительных намерений, дабы молодые семьи почувствовали поддержку и получили необходимую помощь.

Похожие материалы:


    Социальный патронаж - это совокупность действий со стороны патронажной службы, которые заключаются в регулярном наблюдении за клиентом, выявлении степени влияния факторов...


    Патронаж беременных заключается в предоставление беременной женщине общих сведений о беременности, возможных проблем с которыми она может столкнуться, необходимости соблюдения...

1. Выяснить жалобы матери.

2. Изучить санитарное состояние квартиры и условия жиз­ни ребенка. Отметить наличие кроватки, коляски, манежа, пред­метов ухода, соблюдение правил стирки и хранения детского бе­лья, одежды, обработки посуды.

3. Дать анализ соблюдения возрастного режима дня (сколько раз ребенок спит днем и сколько часов ночью; организации бодр­

ствования; выносят ли ребенка на улицу, когда, на какое время), оценить характер питания (вид вскармливания; кратность корм­ления; перечислить дополнительные продукты, получаемые ре­бенком; отметить аппетит).Особое внимание уделить сохране­нию грудного вскармливания, проведению массажа и гимнасти­ки, закаливания, гигиене тела (частота купания, наличие отдель­ной ванночки), воспитательных мероприятий. Если накануне бы­ла сделана прививка, оценить общее состояние ребенка, выявить поствакцинальную реакцию (осложнения) и сообщить врачу. Уточнить проведение профилактики рахита. Проконтролировать выполнение предыдущих назначений врача.

4. Провести объективное обследование ребенка (перед об­следованием вымытьруки\). Особое внимание обратить на:

· ведущие линии нервно-психического развития, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, ин­дивидуальные особенности);

· состояние кожи и подкожно-жирового слоя (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденного отметить состояние пупочной ранки);

· костно-мышечную систему (размеры и состояние краев большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания; мышечный тонус, двигательные умения);

· частоту дыхания, пульс, температуру тела;

· стул и диурез (частота и характер стула, частота мочеиспус­каний);

· реакцию на вакцинацию БЦЖ (указать проявления мест­ной реакции на БЦЖ: пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).

5. Провести инструктаж матери, дать ей рекомендации. Особое внимание обратить на соблюдение возрастного режима дня, вопросы рационального питания, физического воспитания, воспитательные мероприятия, подготовку к прививкам, профи­лактику пограничных состояний, а также устранение выявленных отклонений.

6. Сделать запись в патронажном листе. Подклеить патро­нажный лист в историю развития ребенка (ф. № 112/у).

Пример 10

Запись выполненного патронажа.

Ф.И.О. ребенка ___________________

Адрес _____________________________

Жалоб мать не предъявляет. Санитарное состояние квартиры удовлетворительное. Условия жизни ребенка хорошие. Имеет все необходимое. Гигиенические требования к содержанию предметов ухода, детского белья, одежды и посуды соблюдаются.

Ребенок большую часть суток спит. Засыпает быстро, сон неус­тойчив. Во сне и во время бодрствования отмечается периодическая хаотичность движений. Регулярно, 3-4 раза в день по 1,5-2 ч, малыш бывает на свежем воздухе. Купают ежедневно. Ребенок получает только материнское молоко. Кормят по требованию, обычно 6-7 раз в сутки днем и 1 раз ночью. Аппетит хороший.

Температура в помещении +22 °С. Мать регулярно проводит за­каливающие процедуры (сон на свежем воздухе, воздушные ванны 5-6 мин во время пеленания, умывание водой с температурой +28 °С, гигиенические ванны при температуре воды +37 °Св течение 5-6 мин). Уделяет ребенку много внимания, разговаривает с ним, стимули­рует сосредоточение и слежение за предметом, обнаружение источника звука. Использует игрушки простой формы, крупные, яркие, не много­цветные. Игрушка подвешена на расстоянии 70 см от груди, положение ее меняется. Перед кормлением ребенка выкладывает на живот.

При осмотре состояние ребенка удовлетворительное. Малыш удерживает взгляд на лице взрослого. Движения глазных яблок не всегда координированы. При сильном звуке он вздрагивает, мигает. Ручки слегка раскрыты. Голову удерживает несколько секунд. Кож­ные покровы чистые, бледно-розового цвета. На левом плече выяв­ляются следы от вакцинации против туберкулеза – инфильтрат7 мм. Регионарные лимфатические узлы неувеличенные. Подкож­ный жировой слой на животе +2 см. Эластичность кожи хорошая. Мышечный тонус сгибателей повышен. Большой родничок имеет размеры 2 х 2,5 см, края умеренной плотности. Частота дыхания 40 в 1 мин, частота сердечных сокращений 130 в 1 мин. Температура тела 36,8 °С. Слизистая полости рта без изменений. Живот мягкий. Моче­испускание свободное. Стул несколько раз в сутки, кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом.

1) о максимальном пребывании ребенка на свежем воздухе;

2) мать инструктирована, как поддержать лактацию;

3) о продолжении ребенку закаливающих процедур и воспитатель­ном воздействии;

4) о частом и более длительном выкладывании его на живот.

Мать с ребенком приглашена на профилактический прием в поликлинику в возрасте ребенка 1 месяц.

Дата выполнения патронажа 07.07.2002 г.

Патронаж выполнила медсестра Л. И. Мышкина.

ТЕМАТИКА И ПЛАН БЕСЕД С МАТЕРЯМИ

(ИНСТРУКТАЖ)

План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, ос­новную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр лите­ратуры, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы.

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Аптечка. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожден­ного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против ви­русного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорож­денным ребенком. Выписка из родильного дома.

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармли­вание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образова­ние грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (ок-ситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молози­ва, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикла­дывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ре­бенка, методика. Лактационные кризы.

Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации со­вместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность ис­ключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лак­тация. Группы социальной поддержки матерей.

Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завер­шение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика по­мощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормле­нием грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоот­сосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери. Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое ко­личество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кро­вотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, за­купорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Кесарево сечение, болезнь матери. Тактика помощи матери.

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние ле­карственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекар­ственных средств.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка. От­каз от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого нёба, корот­кая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доно­шенных близнецов.

Питание и режим кормящей матери. Потребность в питании. Качествен­ный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, каль­ция, витамина А и др.). Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

Правила введения прикормов и корригирующих добавок. Цели и прави­ла введения, виды, сроки введения.

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями. Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смеся­ми. Приемы сохранения и увеличения лактации.

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионук­лидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания ра­дионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогаще­ние рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладыва­ние в постель. Организация сна. Плач. Одежда. Уход за бельем (смена, стир­ка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Ули­ца» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн дет­ской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на гру­ди. Первые азы ныряния.

Иммунизация против вирусного гепатита.

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выклады­вание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные реф­лексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержек на воде и приспособления к ним. Манеж. При­знаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудатив­ном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полио­миелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые сле­зы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнасти­ческие упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, кок­люша, дифтерии и столбняка.

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Вос­питание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плава­нию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кро­ватке. Гимнастические упражнения.

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движе­нии. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимна­стические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особен­ности питания при нем.

Восьмой месяц жизни . Потребность в обществе. Новые двигательные уме­ния. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвое­ние значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрст­вования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. За­вершающий период обучения плаванию.

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание про­стой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попыт­ки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коля­ска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных я худых детей. Крапивница.

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Про­порции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознатель­ность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закали­вающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоно­шенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и осо­бенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморе­гуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилакти­ка рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели вы­здоровления. Малорослость (гипостатура).

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникнове­ния черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних ус­ловиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение оста­точных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Криво­шея. «Конская стопа». Переломы костей.

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врож­денный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого нёба.

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс

утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприя­тия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививка против кори.

Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Ис­пользование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссуда­тивный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммуни­зации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.

Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самооб­служивание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагруз­ка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полио­миелита.

Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная сис­тема. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередач. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето - лучшая пора дня закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Не­дельное меню.

Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телеви­дение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена про­дуктов.

Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Кор­ригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Кон­троль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и ре­жим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармлива­ния детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпиде­мического паротита, краснухи.

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способ­ностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами- специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные заня­тия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плано­вая иммунизация детей.

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспи­танию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Ме­ры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщи­нам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возрастов. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринять до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

Неотложная (домедицинская) помощь. Причины возникновения неот­ложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиени­ческие требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов за­каливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Ох­рана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Осо­бенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профи­лактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональ­ное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при ор­ганизации занятий.

Вам также будет интересно:

Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...
Осетины - боллоев таймураз
В массовом сознании сегодня все прочней укрепляется понятие об «экономическом феномене...