Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами

Порядок прекращения полномочий президента российской федерации. Основания досрочного прекращения полномочий президента российской федерации Прекращение полномочий президента рф наступает

Президент Российской Федерации вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. Конституцией предусмотрена возможность досрочного прекращения исполнения полномочий Президента в случаях:

  • 1) отставки (по инициативе самого Президента);
  • 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия (по причине не зависящей ни от какой воли);
  • 3) отрешения от должности (по инициативе Федерального Собрания).

При отставке Президента Российской Федерации или досрочном прекращении его полномочий выборы нового Президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Досрочные выборы Президента должны проводиться на основе федерального закона о выборах Президента. В тех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Сюда можно отнести длительную болезнь Президента (которая признана достаточным основанием для досрочного прекращения им своих полномочий), смерть Президента. Исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства ограничена сроком на три месяца - до избрания нового Президента. Объем прав и обязанностей Председателя Правительства меньше, чем у законно избранного Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет

права распускать Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.

Действующая Конституция России предусматривает возможность отрешения

Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления, составы этих преступлений определяются в Уголовном кодексе.

Конституция установила четкую процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В этой процедуре участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд, Конституционный Суд Российской Федерации. Процедура отрешения Президента от должности проходит следующие этапы:

  • 1)Государственная Дума, числом голосов не менее чем одной трети депутатов, выдвигает обвинение против Президента, которое может служить основанием для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов палата (т.е. квалифицированным большинством голосов);
  • 2)Верховный Суд и Конституционный Суд России дают заключение по решению Государственной Думы. Верховный Суд дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения (в случае принятия решения о несоблюдении порядка - рассмотрение обвинения против Президента прекращается);
  • 3)принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности. Постановления об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием квалифицированным большинством голосов (не менее двух третей) на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной

Думы, заключений Верховного Суда и Конституционного Суда. Совет Федерации вправе принять постановление об отрешении Президента от должности не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, все обвинения против Президента считаются отклоненными. Отрешение Президента от должности не состоится, если до истечения трехмесячного срока Совет Федерации

отклоняет обвинения против Президента. После отрешения от должности (импичмента) Президент может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного законодательства как обычное лицо.

Согласно Конституции РФ существуют следующие основания прекращения полномочий Президента Российской Федерации:

1) истечение сроков его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ч. 1 ст. 92 Конституции РФ);

2) отставка , то есть добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий в силу каких-либо обстоятельств. Данное основание предполагает наличие соответствующего акта Президента. Так, 31 декабря 1999 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ о прекращении исполнения полномочий, и с этого времени полномочия перешли к Председателю Правительства РФ;

3) стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия . Соответствующей процедуры, регулирующей данное основание досрочного прекращения полномочий президента, в Конституции РФ не содержится. В связи с этим Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 июля 2000г. «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия», указал, что такая процедура должна устанавливаться соответствующим федеральным законом. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет не о кратковременном заболевании, а о расстройстве функций организма, носящем постоянный, необратимый характер, ведущем к фактической невозможности для Президента принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий. Конституционный Суд подчеркнул, что порядок досрочного прекращения полномочий по состоянию здоровья должен исключать возможность необоснованного отстранения Президента от должности;

4) отрешение от должности . Ввиду важности данной процедуры Конституция РФ особо регулирует порядок ее реализации. Так, предусматривается возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Этот институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является своеобразной гарантией против злоупотреблений властью и нарушений главой государства конституционных норм.

Закрепленная в ст. 93 Конституции процедура, имеет два основных этапа.

Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности. Согласно ч.2 ст. 93 инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой.

Обвинение Государственной Думой Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено: 1) заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления; 2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается квалифицированным большинством, то есть двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Второй, завершающий этап процедуры состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности. Ст. 93 Конституции РФ устанавливает, что данное решение Совет Федерации должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно приниматься двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение, выдвинутое против Президента, считается отклоненным.

С целью обеспечения непрерывности президентской власти Конституция РФ устанавливает трехмесячной срок (с момента досрочного прекращения полномочий Президента) для проведения выборов нового Президента.

Кроме этого, в ч.3 ст. 92 Конституции РФ указывается, что во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнить свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Такими случаями могут быть: 1) досрочное прекращение исполнения полномочий Президента, предусмотренное ч.2 ст. 92 Конституции РФ; 2) смерть Президента РФ; 3) длительная болезнь Президента, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий.

Однако исполняющий обязанности Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

5. Гарантии Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий .

Институт гарантий Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий – новое явление российской правовой действительности. Необходимость обеспечения гарантий бывшему главе государства возникла после отставки в декабре 1999 г. с занимаемого поста Б.Н. Ельцина. Первоначально данная проблема регламентировалась Указом Президента РФ от 31 декабря 1999 г. № 1763 «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». 12 февраля 2001 г. исполняющим обязанности Президента России В.В. Путиным был подписан Федеральный закон № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», который прекратил действие выше названного указа.

Предоставленные в соответствии с данным законом гарантии следует классифицировать на: а) личные; б) правовые; в) материально-бытовые; г) представительские; д) гарантии членам семьи.

А. Личные гарантии . В соответствии с данным законом Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий (далее – бывшему Президенту), пожизненно предоставляется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания.

За Экс-президентом и членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом России исполнения своих полномочий.

Жизнь и здоровье Президента России подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента России, на случай:

гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

причинения увечья или иного повреждения здоровья.

При применении настоящей статьи круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством России.

Б. Правовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента России, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента России.

Неприкосновенность Президента России распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.

Генеральный прокурор России в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента России направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания России.

Принятое Государственной Думой Федерального Собрания России постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России с представлением Генерального прокурора России направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания России. Совет Федерации Федерального Собрания России рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности бывшего Президента России с учетом представления Генерального прокурора России, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора России.

Решение Государственной Думы Федерального Собрания России об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности бывшего Президента России либо решение Совета Федерации Федерального Собрания России об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.

В. Материально-бытовые гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, независимо от возраста имеет право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента России.

Выплата денежного содержания приостанавливается в случае замещения Президентом России, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности России, государственной должности субъекта России или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Он также имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право на бесплатное пользование на территории России правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации, и право на внеочередное получение услуг связи. Все виды его почтовых и телеграфных отправлений пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных.

Г. Представительские гарантии. Президент России, прекративший исполнение своих полномочий, имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников. Его помощники несут ответственность за исполнение своих обязанностей только перед ним. Общий месячный фонд оплаты труда помощников Президента России устанавливается впервые тридцать месяцев со дня прекращения им исполнения своих полномочий в сумме, не превышающей двукратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России, а после истечения указанного срока - полуторакратного размера месячного денежного вознаграждения Президента России.

Для размещения аппарата помощников Президенту России, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной связью.

Д. Гарантии членам семьи. После смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством России в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Помимо этого им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом, а также за ними сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий.

Реферат

Прекращение полномочий Президента РФ основание и процедура

Введение...................................................................................... 3

1.Основания и процедура прекращения Президентом исполнении своих обязанностей................................................................................ 4

Заключение................................................................................. 16

Литература................................................................................. 17

Введение

Институт президентства является относительно молодым институтом российского конституционного права. Учреждение президентства в Российской Федерации открыло новый этап в развитии российской государственности и свидетельствовало о восприятии государственно-политических институтов демократических стран.

Исходя из занимаемого Президентом Российской Федерации места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция Российской Федерации закрепляет неприкосновенность Президента Российской Федерации, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом Российской Федерации принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

В связи с особым статусом Президента очень важным вопросом является вопрос о прекращении президентом исполнения своих полномочий В рассмотрении этого вопроса мы будем ориентироваться и основываться на Конституции России, как основного закона, устанавливающего правовой статус Президента.

1.Основания и процедура прекращения Президентом исполнении своих обязанностей

В соответствии с Конституцией Президент обладает неприкосновенностью , что дает Президенту ряд гарантий; так никто не может применить в отношении Президента физического или психического насилия; Главу страны нельзя привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности; наконец, Президента нельзя свергнуть или отстранить от исполнения обязанностей.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности, но только с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Конституция РФ предусматривает следующие причины, по которым Президент может досрочно прекратить исполнение своих обязанностей- это отстранение от должности, что требует проведение особой процедуры, в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, а также в случае отставки. Рассмотрим теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. Большое значение имеет и следующий пункт Конституции.Если Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Однако Исполняющий обязанности Президента имеет ряд ограничений- он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации ».

Рассмотрим подробнее все основания, по которым Президент может прекратить исполнение своих обязанностей:

В соответствии с Конституцией добровольный уход с поста с подписанием письменного заявления,т.е. отставка, является одной из возможностей Президента снять с себя полномочия по руководству страной. В данном случае важно отметить именно письменную форму отставки, устного объявления будет в данном случае не достаточно. Следует учитывать, что подача в отставку и принятие Председателем Правительства на себя выполнение обязанностей Президента имеют уже бесповоротный для Президента характер. В этом случае Президент уже не может пересмотреть свое решение и отозвать прошение об отставки.

Также необходимо рассмотреть вопрос о том, автоматически ли Председатель Правительства начинает исполнять обязанности Президента,который по каким либо причинам не способен на это,либо же ему необходимо официально объявить об этом. Конституционный суд РФ следующим образом толкует ст. 92 Конституции РФ. Можно предложить следующее толкование: Конституция говорит лишь об отставке Президента и не предусматривает того, что кто-то такую отставку принять, начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом об отставке, которая, как сказано, подается в письменной форме (с указанием не только года, месяца и дня, но также и часа, с которого начинается отставка), даже если Президент объявляет о ней в публичном выступлении либо в заявлении по телевидению и т. п. Отставка должна следовать в день объявления о ней; т. е. Президент не может объявить сегодня о том, что через неделю, месяц и т. д. он уходит со своего поста, потому как подобная ситуация и предполагает для Президента возможность « передумать » и отозвать свое заявление.

C объявленного момента (дня и часа) Председатель Правительства считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента.Премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел.

Также по Конституции Президент может прекратить осуществление своих функций по состоянию здоровья При решении вопроса о судьбе полномочий Президента в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации-Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента в силу физической немощи. В этом случае следует разрешить ситуацию в соответствии с ч. 2 ст. 92: Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В сущности это означает ту же отставку,но с указанием конкретного основания.

В случае, если состояние здоровья Президента таково, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение; что касается собственного мнения Президента, то либо его невозможно спросить, например, при стойкой потере сознания, либо это мнение при состоянии Президента не может иметь решающего значения, к примеру, при наступивших глухоте, слепоте и т. д. В данном случае, в отличие от отставки, личная воля Президента объективно не может быть решающим фактором, и Председатель Правительства объявляет о принятии на себя исполнения обязанностей Президента на основании медицинских документов.

В случае, если медицинская комиссия констатирует, что Президент уже не в состоянии вернуться к делам, то Председатель Правительства приступает к исполнению обязанностей Президента со дня и часа, когда ему стало известно заключение медицинской комиссии; и делает объявление об этом. Со дня объявления начинается отсчет указанных в Конституции 3 месяцев для проведения новых выборов.

В случае, когда Президент по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела.В данном случае в соответствии с ч. 3 ст. 92 Конституции, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, т.е. в данное время Премьер замещает Президента.

Также коснемся вопроса о том, нужно ли в этом случае Президенту делать специальное заявление. Если Председатель Правительства РФ уходит в отпуск, он возлагает свои обязанности на одного из первых заместителей. Никаких публичных заявлений не делается, лишь издается соответствующее распоряжение Председателя. Если первый заместитель один, то можно обойтись и без распоряжения, поскольку указанное правило предполагается логически либо находит отражение в законе о Правительстве.

Если Президент уходит в отпуск,то его замещение Председателем Правительства на время отпуска не предусмотрено. Находясь в отпуске, Президент продолжает исполнять свои обязанности.В связи с этим формулировка ч. 3 ст. 92 рассчитана на экстраординарные ситуации. При их наступлении все зависит от конкретных обстоятельств.

В период проведения Президенту каких либо медицинских операций только сам Президент имеет право определять, в состоянии ли он вновь заниматься государственными делами.

Закон сохраняет за Президентом это право. В случаи замещении Президента, Председатель Правительства опирается на Конституцию и на соответствующий указ Президента.

В случае,если ситуация со здоровьем изменилась к худшему, и Президент не в состоянии подписать указ о прекращении временного исполнения его обязанностей Председателем Правительства и соответственно нельзя исключить возникновение необходимости в том самом заключении медицинской комиссии, в котором говорилось ранее. Тогда, переход из одной ситуации с состоянием здоровья в другую зависит от фактических обстоятельств. В этом случае в соответствии с ч.2 ст. 92 речь пойдет о досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом в силу стойкой неспособности их осуществлять по состоянию здоровья.

Рассмотрим следующую возможность прекращения Президентом своих обязательств -отрешение от должности. Когда был введен пост Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Настоящая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно . Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации (СФ) только на основании выдвинутого Государственной Думой (ГД) обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Такие нормы были введены с учетом опыта конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, но достаточно трудно представить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить тяжкие деяния. Формулировка статьи 93 в определенном смысле содержит некоторый казус, так-так получается, что хотя Президент и совершил преступление, подпадающее под статью Уголовного Кодекса РФ и содержащее в себе элементы тяжкого преступления, он все равно не может быть привлечен к ответственности. Таким образом, Конституция не исключает то, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ. Возможно, здесь предполагается что будет осуществлена процедура импичмента либо же Президента заставят подать в отставку. Но чем руководствоваться, если этого все же не случится? Вполне вероятно, что при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

Процедура отрешения Президента РФ от должности регламентируется статьей 93 Конституции, Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ (в той мере, в которой Конституционный Суд и Совет Федерации участвуют в этой процедуре), а также регламентами палат Федерального Собрания. Причем регламенты палат устанавливают лишь процедуры принятия решений палатами и не могут изменять конституционную процедуру отрешения Президента от должности.

Согласно Конституции Совет Федерации может отрешить Президента от должности только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения(ч.1 ст.93).

Весьма проблематичным является термин "иное тяжкое преступление", который находил свое отражение исключительно в Уголовном кодексе России, действовавшем на момент принятия Конституции РФ 1993 г. В нем была специальная ст.71, в которой были перечислены все тяжкие преступления. В Уголовном кодексе РФ 1996г. дана новая классификация преступлений. Согласно ст. 15 УК РФ преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления - в зависимости от характера и степени общественной опасности. Формально получается, что Президент может обвиняться в совершении только тяжких преступлений (срок лишения свободы от пяти до десяти лет), но не особо тяжких (срок лишения свободы - свыше 10 лет). Однако государственная измена, о которой идет речь в ст.93 Конституции, в действующем Уголовном кодексе относится к особо тяжким преступлениям. Ясно, что формулировка ч.1 ст.93, после вступления в силу УК РФ 1996 г., прежде всего подразумевает государственную измену как особо тяжкое преступление и, видимо, некоторые иные особо тяжкие преступления.

В Совет Федерации передается решение Государственной Думы, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.С сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, в соответствии с Регламентом Совета Федерации, начинается рассмотрение вопроса, затем слово предоставляется Председателю Конституционного суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения соответствующих органов органов, после этого заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.На заседание Совета Федерации приглашается Президент,по желанию ему или его представителю может быть предоставлено слово. Само решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов палаты, при этом следует отметить- не присутствующих на заседании, а именно всех членов Совета Федерации. Данное решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой соответствующего обвинения против Президента, что закреплено в ч. 3 ст. 93 Конституции;Если Совет Федерации не примет соответствующего решения,то выдвинутое против Президента обвинение считается отклоненным.

Когда Совет Федерации объявит об отрешении от должности Президента,то именно с этого момента начинается исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ. Для общественного спокойствия и нормального хода государственных дел в период отстранения Президента от занимаемой должности Председатель Правительства объявляет о том, что он приступил к исполнению обязанностей.

В ч. 2 ст. 92 идет речь не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу данные формулировки, не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Необходимо все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, вследствие чего оно более не имеет президентской неприкосновенности по ст. 91 Конституции РФ, а также не сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента. По другому следует рассматривать временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92. В данном случае речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.

Несмотря на то, что в ч.2 ст. 92 указано, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно,т.е. подразумевается его собственное волеизъявление, важно также отметить что на практике подобное возможно лишь в случае его добровольной отставки, в других же случаях -болезни и отрешение, речь идет об инициировании ухода Президента с занимаемой должности со стороны. Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст. 167 Регламента Совета Федерации (Совет Федерации по Конституции назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения СФ вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. А не получится ли так, что СФ при любом варианте будет требовать какого-то письменного подтверждения от Президента?

Также нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92 Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.

В ч. 3 ст. 92 Конституции не сказано,чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента. Единственно что можно отметить, это то Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это незначительная часть возможностей Президента. Указ от 19 сентября 1996 г. « О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации »также не разрешил вопрос; ведь в акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства « в полном объеме ». Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. «з» Конституции), изменить состав Правительства и т. д. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента нашим законодательством не предусмотрены.

Вполне очевидно, что при замещении Президента при его болезни Председатель Правительства обязан заниматься лишь текущими делами государства, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Председателю Правительства целесообразно решать только неотложные текущие вопросы и при прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента. Необходимо учесть, что 3 месяца – срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.

Заключение

В работе мы рассмотрели законодательно закрепленные возможности прекращения Президентом исполнения своих обязанностей, однако на практике иногда происходит так называемое не легитимное прекращение президентом исполнения своих обязанностей.. Например, первый и последний Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с ликвидацией СССР, хотя Конституция СССР 1977 г. не предусматривала такого основания прекращения существование самого государства.

Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону.

В целом, анализируя законодательную базу,рассмотренную выше, следует отметить достаточную трудность в практическом смысле осуществить отстранение президента от занимаемой должности -импичмент, поскольку его процедура слишком сложна, не отвечает многим демократическим методам.

Литература

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями от 30 июня 2003 г.).

3. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 6 июня 1996 г.

4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 11 ноября 2003 г.). "Российская газета" от 5 июня 2002 г. "Российская газета" от 2 июня 2001 г.

5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". "Российская газета" от 16 января 2003 г.

6. Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г.). "Российская газета" от 6 мая 1992 г.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2000 г. N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия". "Российская газета" от 21 июля 2000 г.

8. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

9. Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - 2000.

10. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. - М., 1996.

11. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000.

12. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.

13. Чиркин В.Е Президентская власть. //Государство и право 1997 №5.


Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

Http://biblioteka.org

Http://biblioteka.org

Http://www.cultinfo.ru

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. "Юриспруденция".- 3-е изд., изм. и доп.- М.: Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001

Http://www.cultinfo.ru

В РФ прекращение полномочий Президента:

· Выборы нового Президента:

o С момента принесения присяги новым Президентом

· Досрочно:

o Отставка – добровольный уход со своей должности – он должен об этом объявить. Прекращение полномочий в связи с отставкой – прекращения полномочий Президента, а не исполнения. Нельзя вернуть. Президент не уходит в отставку и передаёт исполнение полномочий Председателю Правительства до назначения новых выборов, но не передаёт свою должность кому-то. У нас нельзя объявить об отставке досрочно (за n время).

§ Вдруг он передумает

§ Вдруг произойдут какие-то события, которые заставят его исполнять свои обязанности

Конституцией не предусмотрены указы исполняющего обязанности президента как категории. День в день, час в час.

o Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия – возникают два вопроса: как определить стойкую неспособность и кто определяет это. КС дважды обращался к этому вопросу и давал толкование ст. 62: Президент может болеть и серьёзно болеть, Председатель может временно осуществлять полномочия и.о. Президента. Это не влечёт новые выборы. В зарубежном опыте стараются делать так, чтобы народ не узнал об этих временных проблемах со здоровьем.
Это должна определять специальная государственная медицинская комиссия. В Германии она существует постоянно, окончательно вопрос решает BVerfG.

o Отрешение от должности

§ Одна палата (ГД) выдвигает обвинение

§ Другая палата (СФ) принимает решение об отрешении

§ Председатель ВС – даёт пояснение по заключению

§ Председатель КС – в СФ даёт заключение о том, что были соблюдены все конституционные требования

§ Президент в соответствии с регламентом СФ имеет право присутствовать на этих заседаниях СФ или направляет представителя.

Конституция не называет это судом над Президентом. Однако по факту оно так и есть. Имеет два последствия: 1) возможность возбуждения уголовного дела и 2) гарантии Президенту согласно ФЗ.



· Временно исполняет обязанности Президента Председатель Правительства РФ. Встаёт вопрос, а если он не может, то кто.

Президент прекращает исполнение полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ (ст. 92, ч.1 Конституции РФ)

Конституция (ст.92, ч.2) предусматривает 3 возможности досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

· Отставка

· При стойко неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

· Отрешение Президента от должности

1. Отставка

Добровольный уход Президента со своего поста

Данный ход он может претворить в жизнь путем издания соответствующего указа.

Так поступил товарищ Ельцин в 1999г.

Прекращение таким способом предполагает прекращение полномочий с момента издания указа , никаких отложенных отставок в наших условиях не может быть (хотя на Западе это практикуется для того, чтобы успеть передать дела своему временному сменщику).

2. По состоянию здоровья

Конкретных указаний на особенности такого ухода Конституция нам не дает, но Сурен любезно поясняет, что это, «видимо», происходит без испрашивания мнения Президента, независимо от его воли (т.к. без этого эта форма ничем не отличалась бы от отставки). Определяющим обстоятельством для данной формы ухода является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочий.

Стоит сказать, что мнение Авакьяна по поводу необязательности волеизъявления на досрочное прекращение полномочий подтверждается Постановлением КС от 11.07. 200Ог. По делу о толковании ст.91 и ст.91, ч.2 Конституции РФ.

3. Отрешение от должности

Данное основание заложено ст.93 Конституции РФ.

Президент может быть отрешен от должности:

· только на основании выдвинутого ГД обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Предложение о выдвижении обвинения против Президента вносится по инициативе не менее 1/3 депутатов ГД с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей.

Затем ГД образует специальную комиссию из депутатов Палаты для оценки процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Комиссия состоит из :

· Председатель,

· заместителя председателя

· 13 членов комиссии.

Данная комиссия действует до тех пор, пока ГД не примет решения относительно предложения о выдвижении обвинения. Главные задачи данной комиссии :

· Проверка кворума для выдвижения обвинения и иных процедурных правил до принятия Думой решения о выдвижении обвинения,

· Ознакомление с документами, свидетельствующими о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения

· Заслушивание представителя Президента РФ

Главный итог ее работы : выработка для ГД заключения об обоснованности обвинения и о соблюдении всех процедурных правил. Данное заключение после этого рассматривается на заседании Государственной Думы. В его ходе наличествуют :

ü Доклад Председателя Комиссии, подготовившей заключение

ü Содоклад депутата, уполномоченного депутатами, выдвинувшими обвинение

ü Содоклад Президента или его полномочного представителя в ГД

По итогам обсуждения ГД 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Если все принимается, то Председатель объявляет об этом Палате, а затем оформляется постановление ГД , которое в 5 – дневный срок направляется в КС и ВС для дачи заключений .

Гарантии бывшему Президенту РФ:

Урегулированы ФЗ «О гарантиях Президенту РФ…», который НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ОТРЕШЕННЫХ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТОВ РФ!!!

ü Пожизненно сохраняется государственная охрана в местах его постоянного или временного пребывания

ü Право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом своих полномочий

ü Жизнь и здоровье Президента подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на определенные категории случаев

ü Обладает специфической неприкосновенностью (не может быть привлечен к УОтв и АдмОтв за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, *не может быть задержан и арестован по делам, которые связаны с исполнением им своих полномочий в прошлом и т.п.)

ü Имеет право не ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% месячного денежного вознаграждения

ü Получает в пожизненное пользование одну из государственных дач

ü Имеет право бесплатно пользоваться правительственной связью и другими видами связи органов государственной власти

Получает в свое распоряжение аппарат помощников, содержащийся за счет средств федерального бюджета

Вам также будет интересно:

Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...
Осетины - боллоев таймураз
В массовом сознании сегодня все прочней укрепляется понятие об «экономическом феномене...