Что он делает и чем занимается

Почему в депутаты идут артисты и спортсмены, а не те, кто надо?

Что такое прожиточный минимум на ребенка и какой его размер

Балаковская АЭС: строительство и развитие Руководство балаковской аэс

Деньги под автомобиль с правом пользования

Что такое план аудита. Принципы планирования. Планирование аудиторской проверки

Воинские звания США: в чем их особенности?

Нулевая отметка Как согласовать помещения по уровню

Как оплатить административный штраф через сбербанк онлайн Заплатить штрафы гибдд онлайн сбербанк

Пример хеджирования. Валютное хеджирование. Что такое хеджирование простыми словами? Хеджирование активов

Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Профстандарт экономиста утвержденный правительством рф. Для бухгалтеров вводят новый профстандарт

Нормативы профессиональных стандартов большинством работодателей применяются на добровольной основе. Но для некоторых категорий субъектов хозяйствования эти положения являются обязательными при подборе персонала. Например, придерживаться стандартизированных требований к соискателям на бухгалтерские вакансии должны страховые компании, инвестфонды, ПАО (ст. 7 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Применяемый сегодня профстандарт бухгалтера (в 2018 г.), утвержденный Правительством РФ, приведен в приказе Минтруда № 1061н, изданном 22.12.2014 г. Действующей версией предусмотрено два уровня квалификационной подготовки бухгалтерских специалистов – 5-й и 6-й. Этого недостаточно, так как такое деление не учитывает потенциал высококвалифицированных сотрудников. На сегодня в разработке находится новая версия профстандарта бухгалтера с соответствующими дополнениями.

Составлением и актуализацией стандартов занимается Минтруд РФ. Такие полномочия министерству были предоставлены российским Правительством (Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23). Скачать профстандарт можно ниже или на специализированном ]]> сайте ]]> Минтруда, где собрана полная информация о содержании действующих стандартов по всем специальностям и о профстандартах, находящихся в разработке.

В своем письме от 04.04.2016 г. № 14-0/10/В-2253 Минтруд давал ответы на ключевые вопросы по порядку практического применения профстандартов, в т.ч. оговаривалась постепенная замена стандартами двух классификаторов – ЕКС и ЕТКС. Также в разъяснениях акцентируется внимание на том, что принятие или обновление профстандарта не может служить поводом для расторжения трудовых контрактов с лицами, которые не соответствуют требованиям стандартов.

Новый профстандарт бухгалтера

Обновленная версия профессионального стандарта для бухгалтерских работников будет иметь следующие особенности:

    Добавляется несколько новых уровней квалификационной подготовки – 7-й и 8-й. Ранее их было два – 5-й и 6-й. Если характеристиками 5-ого и 6-ого уровня предусмотрено наличие у специалиста среднего профобразования или высшего (на уровне бакалавриата), то новые степени квалификации будут распространяться на выпускников магистратуры.

    Расширение списка бухгалтерских должностей. Единый термин «бухгалтер» будет разделен на несколько видов. С привязкой к пятому и шестому уровням квалификации вводятся должности бухгалтера 1 и 2 категории. Лица, соответствующие нормативам седьмого и восьмого квалификационного уровней, могут претендовать на должности начальника службы бухгалтерского учета и коммерческого директора соответственно.

    Для введенной должности начальника бухгалтерской службы в качестве ключевой функции предусматривается составление отчетной документации по компании и ее подразделениям.

    Для появившейся в стандарте должности коммерческого директора основная функция представлена обязанностью по составлению консолидированных форм отчетов.

    Новый профстандарт бухгалтера повышает планку требований к образованию специалистов и их опыту. Соискателям на бухгалтерские вакансии требуется иметь как минимум среднее профобразование. При его отсутствии необходимо пройти обучение на бухгалтерских курсах и иметь определенный стаж работы в области учета. Стаж работы по специальности потребуется и для присвоения категорий и дальнейшего карьерного роста.

    Для главных бухгалтеров предусматривается обязанность по участию в программах повышения квалификации. На должность главбуха может претендовать только обладатель диплома о среднем профессиональном или высшем образовании со стажем работы 5 лет или 3 года соответственно.

    Нормативы по повышению квалификационной подготовки детализированы за счет установления минимального количества часов прохождения профессионального обучения ежегодно. На протяжении трех лет подряд бухгалтерскому работнику профстандарт предписывает пройти курсы повышения квалификации общей длительностью не менее 120 часов. Распланировать учебную программу надо так, чтобы на каждый год приходилось минимум по 20 часов учебного времени.

Профстандарт бухгалтера 2018 года, пока не утвержденный Правительством РФ, в новой версии будет учитывать правила присвоения квалификационных уровней, приведенные Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н. Прохождение аттестации и курсов повышения квалификации не будет обязательным условием для всех категорий бухгалтерских специалистов. Это требование предусмотрено в качестве основания для перехода работника на более высокий уровень профессиональной подготовки, то есть без выполнения этого пункта не удастся получить повышение.

(дата введения 08.04.2019 )

1. Общие положения

1.1. Главный бухгалтер относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного бухгалтера принимается лицо:

1) имеющее уровень образования соответствующий одному из условий;

Высшее образование - бакалавриат;

Высшее образование (непрофильное) - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки;

Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;

Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки;

2) имеюшее стаж работы:

Не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы при наличии высшего образования;

Не менее семи лет бухгалтерско-финансовой работы при наличии среднего профессионального образования;

3) прошедшее программы повышения квалификации в объеме не менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год

4) ……… (дополнительные требования)

1.3. Главный бухгалтер должен знать:

1) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, официальном статистическом учете, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности; гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации;

2) судебную практика по вопросам бухгалтерского учета;

3) международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта);

4) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта;

5) экономику, организацию производства и управления в экономическом субъекте;

6) методы финансового анализа и финансовых вычислений;

7) порядок обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи;

8) современные технологии автоматизированной обработки информации;

9) отечественный и зарубежный опыт в области управления процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета;

10) компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета;

11) правила защиты информации;

12) методики внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

13) законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете, налогах и сборах, аудиторской деятельности, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении; о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации;

14) судебную практику по спорам, связанным с фактами хозяйственной жизни экономических субъектов, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

15) порядок составления сводных учетных документов в целях осуществления контроля и упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни;

16) отечественный и зарубежный опыт в сфере организации и осуществления внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

17) международные стандарты финансовой отчетности (в зависимости от сферы деятельности экономического субъекта), международные стандарты аудита;

18) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском учете, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении; гражданское, таможенное, трудовое, валютное, бюджетное законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации, регулирующее административную и уголовную ответственность за нарушения в сфере уплаты налогов и сборов; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации;

19) судебную практику по налогообложению;

20) финансовый менеджмент;

21) методические документы по финансовому анализу, бюджетированию и управлению денежными потоками;

22) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бухгалтерском и официальном статистическом учете, архивном деле, социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, аудиторской деятельности, гражданское, таможенное, трудовое законодательство Российской Федерации; законодательство Российской Федерации в сфере деятельности экономического субъекта; практика применения законодательства Российской Федерации;

23) экономику и организацию производства и управления в экономическом субъекте;

24) отечественный и зарубежный опыт в сфере финансового анализа, бюджетирования и управления денежными потоками;

25) ……… (другие документы, материалы и т.д.)

1.4. Главный бухгалтер должен уметь:

1) определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;

2) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта;

3) определять (разрабатывать) способы ведения бухгалтерского учета и формировать учетную политику экономического субъекта;

4) оценивать возможные последствия изменений в учетной политике экономического субъекта, в том числе их влияние на его дальнейшую деятельность;

5) разрабатывать формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, формы бухгалтерской (финансовой) отчетности и составлять график документооборота;

6) организовывать делопроизводство в бухгалтерской службе;

7) планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетный период для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

8) организовывать процесс восстановления бухгалтерского учета;

9) распределять объем учетных работ между работниками (группами работников) бухгалтерской службы;

10) планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы;

11) контролировать соблюдение сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета;

12) оценивать существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

13) формировать в соответствии с установленными правилами числовые показатели в отчетах, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, при централизованном и децентрализованном ведении бухгалтерского учета;

14) составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица;

15) применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период, оценивать потенциальные риски и возможности экономического субъекта в обозримом будущем;

16) обосновывать принятые экономическим субъектом решения при проведении внутреннего контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;

17) пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;

18) осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;

19) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта;

20) проверять качество составления регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности;

21) осуществлять непрерывный мониторинг соответствия внутреннего контроля целям деятельности экономического субъекта, разрабатывать мероприятия по его совершенствованию;

22) выявлять и оценивать риски, способные повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе риски от злоупотреблений, и определять процедуры, направленные на минимизацию этих рисков;

23) определять и изменять границы контрольной среды экономического субъекта;

24) распределять полномочия, обязанности и ответственность между работниками за выполнение процедур внутреннего контроля, осуществлять проверку их выполнения;

25) формировать справочник типовых фактов хозяйственной жизни экономического и использовать его в процессе осуществления внутреннего контроля;

26) координировать взаимоотношения работников в процессе выполнения ими контрольных процедур с субъектами внутреннего контроля;

27) проводить оценку состояния и эффективности внутреннего контроля в экономическом субъекте;

28) составлять отчеты о результатах внутреннего контроля;

29) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

30) распределять между работниками объемы работ по ведению в экономическом субъекте налогового учета и отчетности;

31) идентифицировать объекты налогообложения, исчислять налоговую базу, сумму налога и сбора, а также сумму взносов в государственные внебюджетные фонды;

32) проверять качество составления регистров налогового учета, налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

33) обеспечивать установленные сроки выполнения работ и представления налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

34) исправлять ошибки в налоговом учете, налоговых расчетах и декларациях, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

35) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регулирующие организацию и осуществление налогового планирования в экономическом субъекте;

36) осуществлять меры налоговой оптимизации в конкретных условиях деятельности по всей совокупности налогов и сборов;

37) обеспечивать в рабочее время сохранность налоговых расчетов и деклараций и последующую их передачу в архив;

38) разрабатывать формы налоговых регистров;

39) оценивать изменение налоговых обязательств и рисков в результате принятия управленческих решений, не соответствующих утвержденной налоговой политике экономического субъекта;

40) формировать и применять набор инструментов налогового планирования (налоговые льготы, формы договорных взаимоотношений, цены сделок, ставки налогообложения, объекты налогообложения, социальные налоговые режимы);

41) осуществлять мониторинг законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

42) корректировать налоговую политику экономического субъекта в связи с изменениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

43) анализировать налоговое законодательство Российской Федерации, типичные ошибки налогоплательщиков, практику применения законодательства Российской Федерации налоговыми органами, арбитражными судами;

44) определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

45) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок проведения работ по финансовому анализу;

46) определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;

47) планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;

48) распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников);

49) проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;

50) формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;

51) координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;

52) оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;

53) формулировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;

54) применять методы финансового анализа информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности; устанавливать причинно-следственные связи изменений, произошедших за отчетный период; оценивать потенциальные риски;

55) вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта;

56) определять объем работ по бюджетированию и финансовому планированию и потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;

57) разрабатывать внутренние организационно-распорядительные документы, в том числе регламентирующие порядок проведения работ в системе бюджетирования и управления денежными потоками;

58) определять финансовые цели экономического субъекта, степень их соответствия текущему финансовому состоянию экономического субъекта, способы достижения целей в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

59) разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;

60) формировать структуру бюджетов денежных средств, а также перспективных, текущих и оперативных финансовых планов;

61) планировать объемы, последовательность и сроки выполнения работ по составлению бюджетов денежных средств и финансовых планов, контролировать их соблюдение;

62) координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе выполнения работ по бюджетированию и управлению денежными потоками;

63) применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками;

64) применять методы финансовых вычислений;

65) составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;

66) определять общую потребность экономического субъекта в финансовых ресурсах;

67) прогнозировать структуру источников финансирования;

68) осуществлять проверку качества составления бюджетов денежных средств и финансовых планов;

69) вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);

70) обеспечивать доведение плановых показателей до непосредственных исполнителей;

71) обеспечивать передачу документов по бюджетированию и управлению денежными потоками в архив в установленные сроки;

72) ……… (другие навыки и умения)

1.5. Главный бухгалтер в своей деятельности руководствуется:

1) Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

2) ……… (наименование учредительного документа)

3) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

4) настоящей должностной инструкцией;

5) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)

1.6. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.7. Главный бухгалтер осуществляет руководство ……… (бухгалтерией/иное наименование структурного подразделения)

1.8. В период отсутствия главного бухгалтера (отпуска, временнойнетрудоспособности, др.) его обязанности исполняет заместитель либо инойработник, назначенный в установленном порядке, который приобретаетсоответствующие права и несет ответственность за неисполнение илиненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи сзамещением.

1.9. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Составление и представление финансовой отчетности организации:

1) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование;

4) проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

2.2. Руководство работниками бухгалтерии.

2.3. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Главный бухгалтер исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции составление бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) осуществляет координацию и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

2) осуществляет формирование числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) осуществляет счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) осуществляет формирование пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

5) обеспечивает ознакомление, согласование и подписание руководителем экономического субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности;

6) обеспечивает представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) обеспечивает необходимыми документами бухгалтерского учета процессов внутреннего контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок, подготовку документов о разногласиях по результатам государственного (муниципального) финансового контроля, аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;

8) обеспечивает сохранность бухгалтерской (финансовой) отчетности до ее передачи в архив;

9) организует передачу бухгалтерской (финансовой) отчетности в архив в установленные сроки;

3.1.2. В рамках трудовой функции внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) организует и осуществляет внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;

2) осуществляет проверку обоснованности первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, логическая увязка отдельных показателей; проверка качества ведения регистров бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

3) осуществляет проверку качества бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленных подразделений экономического субъекта (при децентрализованном ведении бухгалтерского учета);

4) осуществляет контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

5) подготавливает и представляет отчеты о состоянии внутреннего контроля организации, осуществляет организацию их хранения и передачу в архив в установленные сроки.

3.1.3. В рамках трудовой функции ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование:

1) осуществляет организацию ведения налогового учета и составления налоговой отчетности в организации;

2) осуществляет организацию исчисления и уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, составление соответствующей отчетности;

3) обеспечивает представление налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды в соответствующие адреса и в установленные сроки;

4) координирует процесс ведения налогового учета, составления налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

5) осуществляет контроль ведения налогового учета и составления налоговых расчетов и деклараций, отчетности в государственные внебюджетные фонды;

6) обеспечивает необходимыми документами при проведении внутреннего контроля, государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок, подготовка соответствующих документов о разногласиях по результатам государственного (муниципального) финансового контроля, аудита, ревизий, налоговых и иных проверок;

7) осуществляет организацию налогового планирования в организации;

8) формирует налоговую политику организации;

9) осуществляет проверку качества налоговой отчетности обособленных подразделений организации (при децентрализованном ведении налогового учета);

10) осуществляет контроль за соблюдением требований налоговой политики в процессе осуществления организацией (ее обособленными подразделениями и дочерними обществами) деятельности;

11) обеспечивает сохранность документов и регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности в государственные внебюджетные фонды и последующую их передачу в архив.

3.1.4. В рамках трудовой функции проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками:

1) организует работы по финансовому анализу организации;

2) планирует работы по анализу финансового состояния организации;

3) осуществляет координацию и контроль выполнения работ по анализу финансового состояния организации;

4) организует хранение документов по финансовому анализу;

5) организует бюджетирование и управление денежными потоками в организации;

6) осуществляет координацию и контроль за выполнением работ в процессе бюджетирования и управления денежными потоками в организации;

7) разрабатывает финансовую политику организации, определяет и осуществляет меры по обеспечению ее финансовой устойчивости;

8) составляет финансовые планы, бюджеты и сметы организации;

9) представляет финансовые планы, бюджеты и сметы руководителю или иному уполномоченному органу управления организации для утверждения;

10) руководит работой по управлению финансами исходя из стратегических целей и перспектив развития организации;

11) осуществляет анализ и оценку финансовых рисков, разработку мер по их минимизации;

12) составляет отчеты об исполнении бюджетов денежных средств, финансовых планов и осуществляет контроль за целевым использованием средств, соблюдением финансовой дисциплины и своевременностью расчетов;

13) принимает участие в разработке планов продаж продукции (работ, услуг), затрат на производство и осуществляет подготовку предложений по повышению рентабельности производства и снижению издержек производства и обращения;

14) осуществляет организацию хранения документов по бюджетированию и движению денежных потоков в организации.

3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пункте 2.2 настоящей должностной инструкции:

1) организует разработку и утверждение планов возглавляемого структурного подразделения;

2) распределяет трудовые функции, служебные задания между подчиненными работниками и осуществляет контроль за их выполнением;

3) обеспечивает в отношении подчиненных работников соблюдение трудового законодательства и законодательства об охране труда, создание условий труда, отвечающих установленным требованиям;

4) организует обучение подчиненных работников, повышение их квалификации;

5) разрешает конфликтные ситуации между подчиненными работниками;

6) вносит на рассмотрение руководства организации:

Представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных работников;

Предложения о поощрении подчиненных работников;

Предложения о привлечении и дисциплинарной ответственности подчиненных работников, совершивших дисциплинарные проступки;

Представления о привлечении к материальной ответственности материально ответственных работников, других работников организации в случае причинения ущерба организации;

7) ……… (другие обязанности)

3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения

непосредственного руководителя.

3.1.7. ……… (другие обязанности)

3.2. В процессе осуществления должностных обязанностей главный

бухгалтер соблюдает законодательство о бухгалтерском учете и обеспечивает

его соблюдение подчиненными работниками.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Главный бухгалтер имеет право:

4.1. Действовать от имени организации и возглавляемого структурного подразделения, представлять их интересы во взаимоотношениях с органами государственной и муниципальной власти, другими организациями по хозяйственно-финансовым, иным вопросам.

4.2. Подписывать и визировать документы организации в пределах своей компетенции.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению ее деятельности.

4.4. Запрашивать от структурных подразделений организации и самостоятельных специалистов необходимую информацию.

4.5. Самостоятельно вести переписку со структурными подразделениями организации, а также иными организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерии и не требующим решения руководителя организации.

4.6. Требовать от руководителя организации (иных руководителей) оказания содействия в исполнении своих обязанностей и прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

4.7. Давать указания, обязательные для исполнения структурными подразделениями и работниками организации, по вопросам организации финансово-хозяйственной деятельности в целях обеспечения ее соответствия требованиям законодательства.

4.8. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Главный бухгалтер привлекается к ответственности:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством в сфере бухгалтерского учета;

За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, - в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;

За причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта " ", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 года N 103н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Профстандарт бухгалтера 2019, утвержденный Правительством РФ, стал одним из первых стандартов, введенных в действие. Он разработан при участии Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов РФ. Документ утвержден Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н и зарегистрирован в Минюсте 23.01.2015 № 35697.

Профессиональный стандарт бухгалтера с 2019 года заявляет в качестве основной цели необходимость формировать, документировать и систематизировать сведения об объектах бухучета и составлять на их основании отчетность по финансовому положению субъекта экономической деятельности в установленный для отчета период.

Для кого обязателен новый профстандарт

Документ определяет четыре группы сотрудников по рассматриваемому направлению деятельности:

  1. Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредитам.
  2. Бухгалтеры.
  3. Служащие, занятые бухгалтерскими операциями и учетом.
  4. Руководители финансово-экономических и административных подразделений.

ТК РФ в статье 195.3 устанавливает обязательное для нанимателя применение профстандартов в том случае, если трудовым законодательством определены квалификационные требования к сотруднику для выполнения им трудового функционала.

Профстандарт применяется в той части требований, которые определены законами или иными актами. Так, закон 402-ФЗ (п. 4 ст. 7) прямо устанавливает требования по уровню образования и стажу сотрудников, которые занимаются ведением бухучета в:

  • кредитных и страховых учреждениях;
  • государственных внебюджетных фондах.

В других организациях использование профстандарта не является обязательным.

Что устанавливает профстандарт

Профстандарт включает перечень трудовых функций, состоящих из двух групп:

  1. Группа А. Ведение бухгалтерского учета с квалификацией 5-го уровня.
  2. Группа В. Составление и предоставление финансовой отчетности экономического субъекта с квалификацией 6-го уровня.

Вопрос определения квалификационных уровней подробно описан в Приказе Минтруда РФ от 12.04.2013 № 148н. В соответствии с ним, 5-ый уровень профстандарта предполагает ведение самостоятельной деятельности по решению поставленных задач, а 6-ой — определение собственных задач и задач подчиненных.

Группа А содержит одно возможное наименование должности — «бухгалтер». Группа В включает наименование «главный бухгалтер».

Новые требования профстандарта

Для группы А профстандарт установил определенные требования как к образованию и обучению, так и к трудовому опыту. Сотрудникам надо иметь среднее профобразование, а вот опыт работы практического характера должен составлять не меньше 3 лет.

Расшифровка направлений работы включает:

  • прием и учет первичных учетных бумаг по хоздеятельности;
  • измерение в денежном эквиваленте объектов учета;
  • обобщение сведений по хоздеятельности.

Для группы В в профстандарте необходимо иметь высшее или среднее образование. Предусмотрено наличие документов, подтверждающих прохождение дополнительных профпрограмм повышения квалификационного уровня или переподготовки.

Трудовой стаж в сфере деятельности по ведению бухучета, составлению отчетности, аудиторской работе должен составлять не меньше 5 лет из последних семи лет работы (при отсутствии высшего образования) и не меньше 3 лет из последних пяти — при наличии высшего образования.

Деятельность включает:

  • формирование бухотчетности, консолдидированной финотчетности;
  • контроль (внутреннего вида) осуществления бухучета и ведения отчетности;
  • налоговый учет и формирование отчетности;
  • осуществление финансового анализа, управление финансовыми потоками.

Профстандарт главного бухгалтера 2019, утвержденный Правительством РФ, позволяет устанавливать дополнительные требования по этой должности в некоторых субъектах экономики.

Таким образом, перечень должностных обязанностей этих категорий специалистов достаточно широк. Не только увеличилось число функций, но и качественно изменилось их содержание в сторону большей конкретики.

Форма профстандарта несложная, удобная для применения кадровыми специалистами, к примеру, для формирования должностной инструкции работника. В целом и наниматель, и сотрудник теперь четко понимают, что нужно делать и за что нести ответственность.


Статья поможет узнать что такое профстандарты, как их применять с 1 июля 2016 года. Где найти полный перечень ПС. Кто такой профессиональный педагог согласно новых стандартов учителя, бухгалтера.

С 1 июля 2016 года профессиональные стандарты стали применяться в отношении многих профессий. Они включают в себя список требований и условий. Которые должны быть соблюдены в отношении работников. О том, как правильно внедрить профстандарты, для педагога, учителя, бухгалтера. Какие документы следует изучить и что грозит за неисполнение закона вы можете узнать из этой статьи.

Профессиональный стандарт - что это такое?

Профстандарт 2019 представляет собой характеристику квалификации. Которая необходима работнику для того, чтобы он мог работать в определенной профессии.

Данное понятие включает в себя требования к навыкам и умениям. также опыту работы. Оно было включено в в конце 2012 года. Правила применения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 23 от 22 января 2013 г. Статья, касающаяся профстандартов действует с 1 июля 2016 г.

На данный момент в реестре профстандартов на сайте министерства труда и социальной защиты РФ примерно 800 документов. До конца 2016 года эта цифра должна увеличиться еще минимум на 200. Далее министерство доведет список обязательных стандартов до 2000.

С 1 июля 2016 года начнет действовать новая Трудового кодекса РФ. Которая называется «Порядок применения профессиональных стандартов». Работодатели обязаны будут применять профстандарты. Если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами. (статья 11 закона об образовании, а также статья 73). Для остальных работников профстандарты носят рекомендательный характер.

Работодатели, руководствуясь профстандартом, могут внести изменения в должностные инструкции. Штатное расписание, пересмотреть локальные акты (Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. Утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

к меню

Кому и как применять профстандарты с 1 июля 2016 года

Профстандарты обязательно применяются , если требования к квалификации сотрудников установлены Трудовым кодексом. Федеральными законами или другими нормативно-правовыми актами (ст. 195.3 ТК РФ). Список профессий, к которым требования установлены законами, смотрите в таблице.

Есть два случая, когда наименование должности нужно указать как в профстандарте, даже если применять его не обязательно.

1. если работа дает право на компенсации или льготы.

2 . Если работа связана с ограничениями. Это правило абзаца 3 части 2 Трудового кодекса РФ.

Если по таким профессиям профстандарт не утвердили, должность указывайте по квалификационным справочникам. Это актуально, например, для медиков, педагогов, которым полагаются льготы: дополнительные отпуска, сокращенное рабочее время, льготная пенсия.


Где размещен перечень обязательных профстандартов?

Профессиональный стандарт разрабатывается и принимается Минтрудом Российской Федерации. Далее, для того, чтобы указанный документ получил законную силу, ему предстоит быть зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ.

Официальный реестр утвержденных профстандартов России- это по сути все зарегистрированные в Министерстве юстиции профессиональные стандарты.

ВАЖНО! Прежде чем начать руководствоваться профстандартами, опубликованными для ознакомления в интернете. Следует достоверно убедиться, что они зарегистрированы в Министерстве юстиции. Зачастую подобные документы размещаются Мининтрудом для внесения замечаний.


к меню

Официальный список профстандартов сайт Минтруда

Приведен перечень утвержденных профстандартов для педагогов, кадровиков, бухгалтеров с 2016 года.

Какое должно быть образование у педагогов по профстандарту

Общие требования профстандарта к образованию педагогов не учитывают специфику учреждений допобразования. Педагог должен иметь образование по направлению подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки».

Новый профстандарт изменил требования к образованию методистов и приравнял их к преподавателям. Поэтому если вы уже переводили на старый профстандарт методистов, образование которых не соответствует направлениям подготовки высшего образования и специальностей «Образование и педагогические науки», то лучше вернуть их на условия квалификационного справочника.

Методистами не смогут работать сотрудники с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» (историки). «Науки об обществе» (психологи, юристы, экономисты)

В отличие от старого в новом профстандарте нет требования обучать работников по дополнительным профессиональным программам. По профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года. Однако это требование есть в пункте 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Поэтому раз в три года педагога все же надо направлять на повышение квалификации.

Нуждается ли работник в дополнительном образовании, решает комиссия при аттестации работника. Или руководитель учреждения (ст. 196 ТК). Хотя если образование работника не соответствует реализуемым в учреждении программам, такому специалисту лучше получить дополнительное образование.

Применение профстандартов

  1. Организация аттестации работников.
  2. Управление персоналом.
  3. Разработка должностных инструкций.
  4. Формирование кадровой политики.
  5. Тарификация работ.
  6. Организация обучения работников.
  7. Присвоение тарифных разрядов.
  8. Установление системы оплаты труда.

Как уже было отмечено, ПС станут обязательными для некоторых категорий работников. Применение профессиональных стандартов обязательно в случаях, когда требования для квалификации работников установлены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах.

Таким образом, согласно части 4 статьи 7 ФЗ №402 от 06.12.2011 г. в страховых фирмах, негосударственных пенсионных фондах, публичных АО у главбуха в обязательном порядке должны присутствовать:

  • Рабочий стаж не меньше 3 лет за последние 5, если есть соответствующее образование. Обязательно связанный с ведением бухгалтерского учета, аудиторской деятельностью и т.п.
  • Рабочий стаж не меньше 5 лет из последних 7, если соответствующего деятельности образования нет.
  • Высшее образование по профессии или нет.
  • Отсутствие судимости (неснятой или непогашенной) за противозаконные деяния, совершенные в экономической сфере.

Стоит заметить, что прочие организации (не перечисленные в предыдущем абзаце) могут нанимать работников, минуя данные условия.

На основании профстандарта РФ работодатель имеет право на утверждение новых должностных инструкций. Иногда в результате подобных изменений круг обязанностей работников может стать более обширным. Ни в коем случае нельзя производить данное действие не уведомляя об этом сотрудника. Согласно ч.2 статьи 72 и ч.2 статьи 74 Трудового кодекса России, работник должен предупрежден о вышеназванных обстоятельствах минимум за 2 месяца и дать свое согласие, если его все устраивает.

ВАЖНО! Если работник не соответствует профессиональным стандартам 2016, то уволить его на этом основании все-равно нельзя. Он может быть лишен работы лишь в том случае, если результаты его аттестации будут плохими или в организации не найдется вакантного места для него соответствующего его знаниям и умениям. Также работнику может быть предложено получение дополнительного образования с целью его дальнейшего соответствия профстандарту.

Вопрос: Какое наказание грозит работодателю, если он отказался от внедрения ПС, но данное правило в обязательном порядке установлено законодательством?
Ответ: Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях, за подобное нарушение предусматриваются следующие варианты наказаний:

  1. При нарушении в первый раз - предупреждение.
  2. Для организаций - штраф в сумме 30-50 тысяч рублей.
  3. Для должностных лиц - штраф 1-5 тысяч рублей.
  4. Для индивидуальных предпринимателей - штраф 1-5 тысяч.рублей.

к меню

Переход на профстандарты профессиональный бухгалтер, педагог

На первый взгляд может показаться что внедрение профстандартов представляет собой нетрудоемкий процесс и провести эту процедуру с легкостью сможет один ответственный сотрудник. На самом деле это не так. Поэтому рекомендуется сформировать группу из сотрудников для того чтобы они составили план перехода на профстандарты.

Состав указанной группы (он может быть составлен в свободной форме). Особых указаний законодательство в данном вопросе не предусматривает.

Специалисты, которым необходимо ознакомиться с перечнем профстандартов и использовать полученную информацию в своей работе:

  • Из отдела управления персоналом.
  • Из бухгалтерии.
  • Из планово-экономического отдела.
  • Из юридического отдела.

Примерный план перехода на профстандарты России:

  1. Разделить весь процесс на отдельные секторы. Так будет проще отслеживать.
  2. Определить рамки сдачи проектов документов от исполнителей.
  3. Определить ответственных лиц, отвечающих за выполнение плана.

Ознакомление работников, ответственных за исполнение плана должно быть подтверждено их подписью в соответствующем документе.

Рабочая группа должна будет определить соответствие имеющихся в организации должностей с профессиональными стандартами 2016. Для это стоит обратиться к штатному расписанию.

Далее, выбирайте подходящие под должности ПС и сравните реальную цель определенного вида профессиональной деятельности с отраженной в документе. Тщательно проработав данный вопрос для каждой из должностей можно подобрать соответствующий профессиональный стандарт.

ВАЖНО! Наименование ПС не равно названию должности, так как он охватывает всецело вид деятельности с общими характеристиками должностей, а не конкретную профессии. Также в результате работы с ПС может возникнуть потребность в переименовании должностей.

Внедрение профстандартов по пунктам (обобщение сказанного в разделе):

  1. Издание приказа о создании комиссии по внедрению ПС в организации.
  2. Проведение заседания комиссии
  3. Составление плана по внедрению.
  4. Определение соответствия должностей в организации и имеющихся ПС.
  5. При надобности переименование должностей.
  6. Вписывание изменений и нововведений в должностные инструкции.
  7. Внесение изменений в систему оплаты труда.
  8. Разработка и проведение мероприятий направленных на переподготовку работников.
  9. Аттестация работников.
  10. Проведение прочих организационных мероприятий по внедрению ПС.

Если работа дает право сотруднику на какие-либо льготы или компенсации, а также связана с ограничениями, то в трудовом договоре следует отразить наименование должности так же, как и в ПС или квалификационных справочниках.

Стоит заметить, что между квалификационным справочником и профстандартами могут быть различия. Например, не совпадать должности, которым положена льготная пенсия. Равнозначность этих понятий в последующем планируется быть установленной Правительством РФ. Решение по данному вопросу должно оформляться протоколом. Потому что в случае проверки именно протокол даст ответ на вопрос - «Почему наименование должности не аналогично указанной в ПС». Поможет данный факт и в случае возникновения конфликтов с сотрудниками или наличии претензий от органов инспекции.

В ПС отражена достаточно подробная информация, касающаяся требований к образованию специалистов, а также к опыту их работы и прочим знаниям и умениям.

к меню

Квалификационные требования к специалистам разных отраслей

Для бухгалтера бюджетного учреждения :

  1. Минимальное требование - наличие среднего специального образования.
  2. Рабочий стаж - не менее 3 лет для простого бухгалтера, не менее 7 лет для главного бухгалтера, в том числе 5 лет в соответствующей области.

Для руководителя образовательного учреждения:

  1. До назначения работать на педагогической или руководящей должности не менее 3 лет.
  2. Не иметь запрета на занятие педагогической деятельностью.

Для главной медицинской сестры:

  1. Среднее специальное или высшее образование в области сестринского дела.
  2. Если образование среднее специальное - стаж не менее 10 лет, если высшее - не менее 5 лет.

Для программиста :

  1. Для техника-программиста, а также младшего программиста допустимо отсутствие высшего образования и опыта работы.
  2. Для программиста аналогично, но опыт работы должен составить не менее 6 месяцев и обязательно в области разработки ПО.
  3. Инженер-программист и старший программист должны иметь высшее образование и стаж не менее года в указанной сфере.
  4. Для ведущего программиста обязательно высшее образование и стаж от 3 лет.

Таким образом, сопоставив имеющиеся в организации должности с требования ПС, можно выяснить соответствуют ли работники базовым требованиям. В случае отрицательного ответа на этот вопрос сотруднику можно предложить на выбор два варианта - отправить его на обучение или перевести на другую должность, которой соответствует уровень его знаний, опыта и образования. Кстати, обучение может оплачиваться как организацией, так и самим работником. Порядок обучения закрепляется в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

После определения потребности сотрудников в обучении и переподготовке, следует составить план обучения на текущий год и передать его руководителю для утверждения.

В данном документе указывается следующая информация:

  • Фамилия, имя, отчество сотрудников.
  • Должности.
  • Описание необходимого обучения или переподготовки.
  • Объяснение причин направления сотрудников на обучение.
  • Период учебных мероприятий.
  • Причины выбора конкретного поставщика образовательных услуг.

Этот документ может пригодиться в случае проверки, так как он отражает факт добросовестного исполнения профессиональных стандартов со стороны работодателя.

к меню

Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие

Кто такой профессиональный педагог? Приведена дополнительная информация, документы для применения профстандартов педагога, бухгалтера, аудитора.

ПС могут быть составлены:

  1. Работодателями.
  2. Профессиональными сообществами.
  3. Саморегулируемыми компаниями.
  4. Прочими некоммерческими фирмами при участии образовательных учреждений проф.образования и других организаций, которые в этом заинтересованы.

Профессиональные стандарты

  1. Реестр профессиональных стандартов
  2. Словарно-справочное пособие "Разработка и применение профессиональных стандартов"
  3. База экспертов по разработке и обсуждению профессиональных стандартов
  4. Реестр советов по профессиональным квалификациям

к меню

Минтруд в письме № 14-2/ООГ-6465 от 06.07.2016 г. еще раз напоминает о том, что профессиональные стандарты носят только рекомендательный характер для многих работодателей.

Но, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений, то согласно наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах.

В случаях если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ну, как «новый»… Скорее – доработанный и дополненнный, словом «актуализированный». К тому же, пока только проект, вынесенный на широкое обсуждение Министерством труда России. Но познакомиться самое время, поскольку его вот-вот утвердят.

К тому же, его разработчики (в отличие от паникеров, предрекающих профессии бухгалтера скорую кончину) утверждают, что в перспективе ожидается стабильный спрос на профессию бухгалтера, в том числе за счет увеличения количества экономических субъектов.

При этом ожидается повышение спроса на бухгалтеров, обладающих знаниями и умениями для осуществления контрольных и аналитических процедур, владеющих навыками внутреннего контроля, налогового учета и планирования, а также финансового анализа.

Общее описание

Профстандарт, как и прежде, состоит из следующих основных разделов.

Общие сведения – указан вид профес­сиональной деятельности – «Деятельность в области бухгалтерского учета»; приведена цель вида профессиональной деятельности.

Описание трудовых функций (функ­циональная карта вида профессиональной деятельности) – приведены обобщенные трудовые функции и их расшифровка с кодами, а также необходимый уровень квалификации.

Характеристика обобщенных трудовых функций – раздельно по должностям «Бухгалтер» и «Главный бухгалтер» раскрываются требования к образованию, опыту работы; детализируются трудовые функции в разрезе трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.

Обобщенные трудовые функции

1) Ведение бухгалтерского учета – бух­галтер (бухгалтер II категории; бухгалтер I категории);

2) составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности – главный бухгалтер; начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета;

3) составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения – главный бухгалтер; начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета;

4) составление и представление консолидированной финансовой отчетности – главный бухгалтер; начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета, начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности;

5) оказание другим экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – директор по операционному управлению; директор по бухгалтерскому аутсорсингу, коммерческий директор, директор по развитию бизнеса.

Бухучет и отчетность

Как и в действующем стандарте, остаются такие обобщенные функции, как ведение бухучета и составление и представление финансовой отчетности. Сначала расскажем, что нового ожидается в них.

Для ведения бухучета (на должности бухгалтера, а согласно проекту должности смогут называться также «бухгалтер I категории», «бухгалтер II категории») сейчас установлено требование к опыту работы «при специальной подготовке по учету и контролю – не менее трех лет». Это требование в новом стандарте упраздняется. Вместе с тем вводится требование к переходу к более высокой категории – опыт работы не менее года и профильные программы повышения квалификации по бухучету, внутреннему контролю не реже одного раза в три года.

Трудовые функции и действия, а также набор знаний и умений для ведения бухучета в общем и целом остаются прежними, за исключением некоторых уточнений. Например, по действующему стандарту бухгалтер должен знать «основы информатики и вычислительной техники», тогда как новый стандарт конкретизирует, что это касается компьютерных программ для ведения бухучета.

Обратите внимание

В экономических субъектах без обособленных подразделений главный бухгалтер непосредственно занимается составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности. В экономических субъектах, имеющих обособ­ленные подразделения, трудовые функции главного бухгалтера преимущественно связаны с организацией процесса ведения бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Сейчас бухгалтер должен знать «основы» законодательства о бухучете, архивном деле, налогах и сборах и так далее – в зависимости от трудовой функции. В новом же стандарте речь идет уже отнюдь не об основах – предполагается, что бухгалтер должен быть с законодательством, что называется «на ты». Разница примерно как между «перевожу со словарем» и «говорю по-анг­лийски свободно».

Должностей, на которых можно реализовать вторую обобщенную трудовую функцию – составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта – по новому стандарту будет две: главбух и «начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета» (сейчас только главбух).

Сейчас для этой функции требуется высшее или среднее профессиональное образование, а будет – только высшее с уточнением (можно и бакалавриат).

Требования к опыту работы будут изложены гораздо проще, чем сейчас – не менее пяти лет работы в бухгалтерско-финансовой сфере. Зато более обширно излагаются особые условия допуска для работы в ОАО (в проекте почему-то упомянуты именно ОАО, а не ПАО), организациях финсектора и других общественно-значимых субъектах.

Кроме того, вводится новое общее требование – дополнительное профобразование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Из трудовых функций «обычного» главбуха убрано составление консолидированной отчетности. По первой трудовой функции – составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – набор обязанностей и необходимых умений претерпит некоторые несущественные изменения.

Если в обязанности главбуха входит «внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности», то, согласно проекту, такой сотрудник должен будет, среди прочего, выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции. В нынешнем стандрате такого нет.

Новые трудовые функции

Главная новация относительно действующего стандарта – выделение трех дополнительных обобщенных трудовых функций.

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения

Прописывается для главбухов (или начальников бухгалтерских служб) организаций, имеющих обособленные подразделения. Тут будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета или дополнительное профобразование (переподготовка). Опыт – не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Составление и представление консолидированной финансовой отчетности

Возможные наименования должностей – главбух, начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухучета, начальник (руководитель, директор) управления (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности. Также будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета или дополнительное профобразование (переподготовка). Кроме того, рекомендуется повышение квалификации не реже одного раза в три года. Требования к опыту работы будут зависеть от специфики образования.

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Такую функцию смогут выполнять лица, чьи должности называются:

  • директор по операционному управлению;
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу;
  • коммерческий директор;
  • директор по развитию бизнеса.

Требования к образованию и опыту работы примерно такие же, как и для предыдущей обобщенной трудовой функции, но без рекомендаций относительно регулярного повышения квалификации.

Резюмируем: на практике бухгалтерская служба компании может состоять из одного работника или иметь сложную структуру. Как правило, в последнем случае деятельность по составлению отчетности обособ­ляется от деятельности по ведению бухгалтерского учета.

В компаниях без обособленных подразделений главный бухгалтер непосредственно занимается составлением бухгалтерской отчетности. В экономических субъектах, имеющих обособленные подразделения, трудовые функции главного бухгалтера преимущественно связаны с организацией процесса ведения бухгалтерского учета, включая составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В компаниях, образующих группу, деятельность главбуха направлена на организацию процесса составления и представления консолидированной финансовой отчетности группы юридических лиц.

В аутсорсинговой компании, оказывающей бухгалтерские услуги, функциональный руководитель осуществляет управление выполнением всех ОТФ, указанных в проекте актуализированного профессионального стандарта.

P.S. Остается напомнить, что действующий профстандарт «Бухгалтер» разработан Институтом профессиональных бухгалтеров и аудиторов России и утвержден приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н. Документ вступил в силу 7 февраля 2015 года.

С 1 июля 2016 года стандарт бухгалтера стал обязательным, но соблюдать его нужно только для тех работников, для которых в законе и других актах определены требования к квалификации (ст. 195.3 ТК РФ в ред. от 01.07.2016). Например, для главбухов ПАО, банков, страховых и некоторых других организаций (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В целом стандарт можно применять при разработке должностных инструкций, подборе подчиненных, организации обучения, аттестации и т. п. (п. 25 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23).

Вам также будет интересно:

Расписание занятий – Timetable
Программа для составления расписания "1С:Автоматизированное составление расписания....
Рспп: родственные связи правительства рф Где работает сердюков в настоящее время
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков получил новую должность. Он стал индустриальным...
Как взыскать неосновательное обогащение за пользование земельным участком без договора аренды
Неосновательное обогащение за пользование земельным участком взыскивается в денежной форме....
Законодательная база российской федерации Федеральный закон 402 фз о бухгалтерском
Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1....
Пятерочка: учебный портал Study X5
Через мозилу или другой браузер для прохождения профессиональных курсов в дистанционном...