Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами

С мамой в классе. Еще раз про компенсации за семейное обучение Компенсация на ребенка обучающегося на семейной форме

Родители школьников, которые учатся в домашних условиях, начали подавать иски к столичным школам, чтобы получить выделенные образовательным учреждениям средства на обучение детей. О том, что по двум искам районными судами уже были приняты положительные решения и еще 15 родителей сейчас готовят документы для обращения в суд, «Известиям» рассказали представители общественного движения «Семейное образование». С вступлением в силу 1 сентября прошлого года нового федерального закона «Об образовании» столичные власти перестали выплачивать денежные компенсации родителям детей-экстернатников, ссылаясь на то, что такие ученики не входят в школьный контингент, а родители тратят полученные ими денежные средства не на образование, а на собственные нужды.

Руководитель общественного движения «Семейное образование» Маргарита Макаревич, у которой из восьми детей пять находятся на семейном обучении, ждет решения суда по своему делу и советует всем родителям подавать похожие иски.

В прошлом учебном году мы получали компенсацию как за образование, так и за питание, поскольку у нас были заключены подробные договоры со школами. Там были указаны права и обязанности сторон, прописан порядок взаимоотношений со школой - по каким учебникам проводить обучение, когда приходить на консультации, а также прописывалась сумма компенсации, - говорит она. - В этом же учебном году департамент образования дал распоряжение школам не подписывать такие договоры, чтобы ничего не платить. Теперь их либо нет, либо они носят чисто формальный характер, где прописана обязанность школы принять экзамен.

Маргарита Макаревич рассказала, что по двум исковым заявлениям уже есть положительные решения районных судов.

Решением Савеловского районного суда иск родителей о выплате денежных компенсаций за питание был удовлетворен. Родители получили около 80 тыс. рублей за питание двух детей, находящихся на семейном обучении, - сказала Макаревич. - Еще по одному иску мы ждем решение также районного суда в ближайшее время, однако, так как боимся давления на суд со стороны департамента, не готовы раскрывать подробности искового заявления.

Как рассказала член общественного движения «Семейное образование», мать троих детей Светлана Днепровская, в группу родителей детей-экстернатников, которые готовят документы для обращения в суд, уже входят 15 человек.

У меня трое детей, которые находятся на семейном образовании. Исходя из того, что на каждого ребенка государством выделяется от 60 тыс. до 120 тыс. рублей, размер денежной компенсации составит около 300 тыс. рублей. Причем в эту сумму включены средства, выделенные из городского бюджета не только на обучение ребенка, но и на питание, - пояснила Днепровская. - Сейчас уже 15 родителей примкнули к нашей группе для подачи иска о возмещении компенсации. К тому же у нас есть прецедент: на счету родителей уже два выигрыша в районном суде по делу о компенсации.

По словам Днепровской, до прошлого учебного года все родители получали денежные компенсации. Однако с принятием нового федерального закона «Об образовании» (вступил в силу 1 сентября 2013 года), который не обязывает регионы выплачивать компенсации, школы и департамент образования попытались уйти от выплат.

Невыплату денежных компенсаций пытались объяснить разными версиями. Сначала говорили, что так как ученики на семейном образования, то они находятся вне контингента школы, соответственно, никаких выплат не положено. Ведь школе выделяются средства только на тех детей, которые входят в школьный контингент. Затем появилась версия о том, что родители таких учеников тратят деньги на алкоголь, а не на образование, однако то же самое можно сказать и про другие социальные выплаты. Несмотря на все протесты родителей и возражения юристов по поводу того, что федеральный закон не определяет привязку денежных выплат к вхождению в контингент, школы продолжали утверждать, что выплаты не положены, - рассказывает Днепровская.

При этом, согласно пункту 3.1. статье 6 столичного закона об образовании, город должен выплачивать денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка «родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье».

Отказ властей выплачивать денежные компенсации родителям, несмотря на действующее законодательство, - беспредел, - говорит Днепровская. - Причем важно отметить, что за свои права борются люди, которые находятся далеко не в лучшей жизненной ситуации. Среди родителей есть матери-одиночки, которые до этого благодаря компенсации могли воспитывать детей, не устраиваясь на работу на полный день, а ограничиваясь подработками.

В столичном департаменте образования не смогли предоставить оперативный комментарий.

Сейчас около 3 тыс. детей школьного возраста в Москве получают образование на дому. Из городского бюджета на каждого ученика выделяется от 60 тыс. до 120 тыс. рублей в зависимости от особенностей школы и количества детей в классе.

При этом, как ранее писали «Известия», осенью 2013 года департамент образования разработал методические рекомендации, согласно которым учеников, находящихся на семейном обучении, исключают из школьного контингента . Таким образом, за «непостоянными учениками» оставалось право только сдавать экзамены. Родителям, чьи дети получали образование по семейной форме, было рекомендовано написать заявление об исключении своего ребенка из контингента образовательной организации, в которой он ранее обучался или числился.

Стоит отметить, что федеральное законодательство относит выплату компенсаций родителям за семейное образование к компетенции региональных органов, которые должны принять соответствующее положение, но многие регионы так до сих пор этого и не сделали.

По мнению президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, систему выплаты компенсации необходимо тщательно проработать, чтобы недобросовестные родители не использовали «легкие деньги» в своих целях.

Может возникнуть такая ситуация, когда пьющие родители начнут массово забирать детей из школы и требовать пособие на обучение. В итоге дети останутся без образования, а деньги пойдут на выпивку, - говорит Комков. - Совсем другое дело, если это добросовестная семья и компенсация будет использована на нужды ребенка.

Эксперт отметил, что положительные судебные решения в пользу родителей не будут повсеместной практикой, поскольку для этого необходимо предоставить серьезные доказательства.

Форма семейного образования вызывает дискуссии во всем мире. Если в европейских странах она развита, то, например, в Китае категорически запрещена: родителей за попытку перевести ребенка на домашнее обучение могут привлечь к уголовной ответственности, - говорит Комков. - В России практически ликвидирован институт экстерната, поэтому непонятно, какой документ в результате получит ребенок, обучающийся в семье.

Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе отметил, что родители имеют права требовать компенсации со школ, поскольку деньги были перечислены департаментом образования в школы на каждого ребенка, вне зависимости от формы обучения.

В этой ситуации возможно два варианта. Если департамент образования выделил школе деньги на ребенка, получающего семейное образование, то родители должны предъявлять иск к школе, поскольку эти средства не были освоены соответствующим образом - услуга не была оказана. Но если школа предоставит документы, что ей не поступали деньги, тогда уже придется иметь дело непосредственно с департаментом, - отметил эксперт.

Государство в правовых актах закрепило обязанность дать каждому ребенку образование, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду. Причем делает оно это двумя способами: либо непосредственным предоставлением необходимых образовательных услуг в системе дошкольных и общеобразовательных учреждений, либо компенсацией семье затрат на услуги, полученные вне рамок государственной системы образования (в денежном виде). И то и другое представляет собой выполнение обязательств государства обеспечить инвалиду образование за счет целевых бюджетных средств. Родители вправе рассчитывать на компенсацию при обучении детей-инвалидов на дому. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание, образование и обучение детей-инвалидов на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

С какого возраста положена компенсация родителям за обучение их детей-инвалидов?

В Федеральном Законе от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» сказано, что при невозможности обучения и воспитания детей-инвалидов в общих или специальных образовательных учреждениях государство берет на себя обязательство обеспечить их обучение и воспитание на дому. Из этого следует, что родители имеют право на получение компенсации с момента достижения их ребенком-инвалидом возраста, с которого закон позволяет принимать в общеобразовательное учреждение. Родителям детей-инвалидов право на получение компенсации на образование предоставляется с момента достижения их ребенком 6 лет 6 месяцев, поскольку в соответствии ст.19. Закона «Об образовании» при достижении ребенком данного возраста, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается обучение в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Что касается предельного возраста для получения компенсации на образование, то выплаты производятся до получения ребенком среднего (полного) общего образования, т.е до восемнадцати лет.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения среднего (полного) общего образования может быть увеличен.

В каком размере положена компенсация родителям на образование ребенка-инвалида на дому?

При надомном обучении количество занятий с педагогами из школы гораздо меньше, чем количество уроков, которые ребенок мог бы посещать в школе. Соответственно резко возрастает объем самостоятельной работы. Возникший разрыв родители могут восполнить, пригласив педагогов из других образовательных учреждений.
Размер компенсации ограничен суммой, равной нормативу финансирования на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь в виду, что компенсации подлежат только фактически понесенные расходы, т.е. расходы, которые уже произведены родителями. Выплата компенсации одному из родителей (законных представителей) ребенка-инвалида производится при получении образовательных услуг в объеме не более трех часов в неделю в соответствии с медицинскими рекомендациями индивидуальной программы реабилитации. Компенсация назначается приказом руководителя образовательного учреждения на основании заявления родителей. Расчет суммы компенсации производится образовательным учреждением, в списке которого числится ребенок-инвалид.

Для получения компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг родитель (законный представитель), с которым проживает ребенок, обращается на имя руководителя образовательного учреждения, расположенного по месту фактического проживания ребенка-инвалида, с заявлением о назначении компенсации расходов на организацию дополнительных образовательных услуг. В заявлении указывается :

Паспорт, свидетельство о рождении ребенка, справка из жилищно-эксплуатационной организации о регистрации ребенка в жилом помещении. К заявлению прилагаются следующие документы:
- копия справки медико-социальной экспертизы, подтверждающей наличие инвалидности у ребенка;
- копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида с рекомендациями федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы - копия документа об образовании специалиста, оказывающего дополнительные образовательные услуги;
- копия документа, подтверждающего право на осуществление педагогом индивидуальной трудовой педагогической деятельности;
- лицензия на оказание образовательных услуг (для негосударственных образовательных учреждений).

Родитель (законный представитель) становится получателем компенсации после заключения договора об организации индивидуального обучения на дому. Договор заключается сроком на один год.
Расходы, связанные с приглашением педагогических работников сверх установленной нагрузки осуществляются за счет средств родителей (законных представителей).

Дети-инвалиды дошкольного возраста, при невозможности обучения и воспитания их в общих и специальных дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с медицинскими показаниями и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, могут посещать отдельные занятия и воспитательные мероприятия в дошкольном образовательном учреждении, расположенном по месту жительства.

Должны ли родители платить за воспитание и обучение ребенка-инвалида в детском саду?

В соответствии со ст. 52.1 законом РФ «Об образовании» за содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также детей с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных учреждениях, родительская плата не взимается. Пунктом 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288, и пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. № 677, определены категории детей с отклонениями в развитии.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в указанные образовательные учреждения по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п. 25 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении). Наличие у ребенка недостатка в психическом или физическом развитии устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.
В перечень категорий детей с отклонениями в развитии, установленный названными типовыми положениями, включены дети с иными отклонениями в развитии. Пунктом 1 статьи 52.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» право устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, предоставлено учредителю. Полагаем, что учредитель вправе не устанавливать родительскую плату за содержание в указанных учреждениях детей с иными отклонениями в развитии при наличии у них соответствующих заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, предусматривается поддержка родителей (законных представителей), имеющих льготы по оплате за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении . К льготным категориям могут быть отнесены: многодетные семьи, одинокие матери (отцы), семьи военнослужащих, семьи, в которых один из родителей проходит военную службу по призыву; семьи, в которых оба родителя являются студентами, родители-инвалиды, родители, воспитывающие ребенка-инвалида и др. Перечень документов, предъявляемых родителями для получения льготы по оплате содержания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, устанавливается распоряжением органов местного самоуправления. Например, это могут быть следующие документы:

- заявление о предоставлении льготы;
- справка о составе семьи;
- справка о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- копии соответствующих удостоверений.
В соответствии ст.18. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

Какие льготы имеют дети-инвалиды при поступлении в высшие учебные заведения?

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются:
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Ребёнок может учиться вне стен школы, однако только за семейное обучение родители имеют право получить компенсацию. Что это за компенсация и откуда она берётся?
Школа получает деньги на каждого ученика для того, чтобы обеспечить его знаниями. Если этот ученик переходит на домашнее обучение — школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов. Ситуация же с семейным образованием в корне отличается. Тут родители сами организуют обучение своего ребёнка. Они составляют план учёбы и сдачи зачётов и экзаменов, а потому именно они и должны получать за это деньги в размере примерно 8 тысяч рублей на ребёнка. Кроме этого, в тех регионах, где предусмотрено бесплатное школьное питание, деньги за бесплатное питание также могут быть перечислены на карточку родителей.

Отношение школ к семейному образованию

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании»

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Что делать родителям?

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают — идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет — можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:

На ребёнка начальных классов — 7816 рублей ежемесячно;
- на ребёнка средних классов — 9770 рублей в месяц;
- на старшеклассника — 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

Компенсация родителям за семейное образование

Ребёнок может учиться вне стен школы, однако только за семейное обучение родители имеют право получить компенсацию. Что это за компенсация и откуда она берётся?
Школа получает деньги на каждого ученика для того, чтобы обеспечить его знаниями. Если этот ученик переходит на домашнее обучение - школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов. Ситуация же с семейным образованием в корне отличается. Тут родители сами организуют обучение своего ребёнка. Они составляют план учёбы и сдачи зачётов и экзаменов, а потому именно они и должны получать за это деньги в размере примерно 8 тысяч рублей на ребёнка. Кроме этого, в тех регионах, где предусмотрено бесплатное школьное питание, деньги за бесплатное питание также могут быть перечислены на карточку родителей.

Отношение школ к семейному образованию

К сожалению, большинство школ категорически не хочет терять деньги, вернее, передавать их родителям. Поэтому вместо семейного образования ребёнка чаще оформляют на домашнее или экстернат. Но тут надо помнить о своих правах. Существует «Закон об образовании» и приложение к нему «О получении образования в семье», где чёрным по белому написано, что любой родитель может воспользоваться правом дать ребёнку семейное образование, которое должно быть профинансировано учредителем учебного заведения. Школы же соглашаются «отпустить» ребёнка на семейное образование лишь тогда, когда родители пишут отказ от денег, что незаконно.

Новый закон «Об образовании»

Новый закон «Об образовании», принятый в 2013 году оставил для администрации школ множество лазеек, которые они при желании используют. Теперь все расходы по образованию несут сами субъекты федерации, а значит именно они должны принять постановление о выплатах компенсаций. Такие «местные» законы приняты не везде, что усложняет родителям получение компенсаций за семейное образование ребёнка.

Что делать родителям?

Конечно же, нужно пытаться получить компенсацию, так как за год в разных регионах она составляет от 80 до 150 тысяч рублей, с помощью которых родители могут организовать обучение ребёнка более эффективно, наняв дополнительных педагогов или отдав ребёнка в тематические кружки (а хорошие всегда стоят дорого).
Получение компенсации нужно оговаривать сразу с директором школы при написании заявления о переводе ребенка на семейное обучение. Если вам отказывают - идёте в Департамент образования. Обычно этого хватает. Если же нет - можно написать письмо в Российскую газету, чтобы привлечь внимание к теме. Так поступила Ирина Глазкова из Омска. После её письма омичи, переведшие детей на семейное образование, будут получать:
на ребёнка начальных классов - 7816 рублей ежемесячно;
на ребёнка средних классов - 9770 рублей в месяц;
на старшеклассника - 11724 рубля в месяц.

Можно довести дело до судебного разбирательства, обычно оно заканчивается победой родителей. Если же молча соглашаться с нарушением законов, страдать будет, в первую очередь, ваш ребёнок.

24 Сен 1 2355

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Вам также будет интересно:

Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...
Осетины - боллоев таймураз
В массовом сознании сегодня все прочней укрепляется понятие об «экономическом феномене...