Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос

Что входит в оборотный капитал

Разделение питания по группам крови Распределение по группам и категориям 13 букв

Получение выписки егрн (егрп) через портал госуслуги

Как не переплатить лишнее: комиссия Сбербанка при оплате квитанции ЖКХ

Куда жаловаться на Сбербанк России?

Больничный для ИП — расчет больничного ИП в ФСС Положен ли больничный индивидуальному предпринимателю

Схемы железных дорог россии

Что такое военно-учетная специальность (ВУС) Украинский воинский билет 956 131 а обозначение

Какие воинские звания предусмотрены в армии рф Ком роты звание

Как расшифровывается осназ гру гш

Балаковская АЭС: строительство и развитие Руководство балаковской аэс

Деньги под автомобиль с правом пользования

Салов А.И. Экономика Государственный бюджет и налоги

Экономические отношения, складывающиеся в обществе по поводу использования денежных средств, называются финансами. Значительная часть из них аккумулируется правительством в форме государственных финансов. Через государственные финансы перераспределяется значительная часть ВНП. Главным звеном государственных финансов будет бюджет.

Бюджетное устройство унитарных государств отличается от федеративных: у первых имеются два уровня бюджета – общенациональный (федеральный) и местный, а у вторых – три: между федеральным и местным бюджетами имеется промежуточное региональное звено в виде бюджетов штатов (США), земель (Германия), субъектов федерации (Россия) В случае если свести все уровни бюджетов воедино, то можно получить консолидированный бюджет государства, кᴏᴛᴏᴩый используется для специального анализа и прогноза денежных потоков в национальной экономике.

Ведущим звеном бюджетного устройства страны будет государственный бюджет – финансовый план государства по централизованному привлечению и расходованию денежных ресурсов для выполнения его функций.

В странах с развитой рыночной экономикой государственный бюджет реализует помимо ϲʙᴏих прямых функций по обеспечению безопасности страны, содержания государственного аппарата управления, осуществления социальной политики и развития науки, образования, культуры еще одну дополнительную функцию – регулирование экономики, косвенное воздействие на рыночное поведение фирм с целью достижения стабильного развития.

Бюджетные профицит и дефицит

Государственный бюджет составляется в виде баланса доходов и расходов за год. Равенство доходной и расходной частей между собой предполагает сбалансированность бюджета, однако наличие в экономике цикличности, необходимость проведения активной стабилизационной политики и осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве с целью внедрения достижения НТП, нередко ведет к рассогласованности собственных частей бюджета и возникновению дефицита (чаще) и профицита (реже)

Бюджетный дефицит – сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Различают текущий (временный, не превышающий 10 % доходной части бюджета) и хронический (многолетний, критический, превышающий 20 % доходной части) При утверждении дефицитного государственного бюджета обычно устанавливается его предельно допустимая величина. В случае если в процессе исполнения бюджета она превышается, то осуществляется секвестр бюджета, т. е. пропорциональное снижение трат на оставшийся бюджетный период по всем статьям расходов, за исключением социально защищенных.

Бюджетный профицит – сумма превышения доходов государства над его расходами в пределах финансового года.

Чередование периодов бюджетного дефицита и профицита позволяет сбалансировать бюджет не на год, а на 5 лет. Такой подход позволяет государству маневрировать ϲʙᴏими финансами с целью выглаживания делового цикла примерно на 30–40 % (рис. 50.1)

Рисунок № 50.1. Циклическое балансирование Госбюджета
R – государственные доходы; G – государственные расходы; M – сбалансированный бюджет.

Государственный долг

Государственный долг – ϶ᴛᴏ превышение суммы накопленных за предшествующие годы общих дефицитов государственного бюджета над его профицитами. Государственный долг страны формируется за счет как внутренних, так и внешних заимствований.

Внутренний государственный долг – задолженность правительства ϲʙᴏей страны. Стоит заметить, что он обслуживается с помощью выпуска облигаций государственных займов и получения кредитов у ЦБ страны.

Внешний государственный долг – задолженность государства перед иностранными кредиторами: частными лицами, государствами, международными организациями. В случае если правительство не способно оплачивать ϲʙᴏй государственный долг и срывает сроки платежей, то возникает ситуация дефолта – временного отказа от обязательств, влекущая за собой санкции кредиторов вплоть до бойкота и конфискации государственного имущества, находящегося за рубежом.

Значительный государственный долг приводит в расстройство финансовую систему государства, ухудшает предпринимательский климат в стране и существенно ограничивает рост благосостояния населения.

Принцип налогообложения

Налоги – ϶ᴛᴏ обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством. Стоит отметить - они на 90 % формируют доходную часть государственного бюджета страны.

Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:

  1. регулирования;
  2. стимулирования;
  3. перераспределения доходов.

Принципы рационального налогообложения, разработанные еще А. Смитом, не потеряли актуальность до настоящего времени:

  • Принцип справедливости: налоговое бремя должно нести все общество, а уклонение от налогов, создание различных «серых схем» расчетов с государством должно осуждаться обществом.
  • Принцип определенности: налог должен быть конкретным по величине, сроку и способу оплаты. Нельзя вводить налоги задним числом (современная практика России)
  • Принцип удобности: налог должен быть удобен прежде всего населению, а не налоговику.
  • Принцип экономии: затраты на сбор налогов не должны быть чрезмерными, обременительными для общества.

Прямое и косвенное налогообложение

По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.

Прямые налоги – ϶ᴛᴏ видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.

Косвенные налоги – ϶ᴛᴏ неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.

При налогообложении значительную роль играют ставки налогообложения – размер налога на единицу обложения. В случае если они чрезмерно высоки, то экономическая активность населения будет сдерживаться. В начале 80-х гг. XX в. А. Лаффер, бывший тогда советник президента Р. Рейгана, выяснил факт того, что рост ставок увеличивает поступление налогов в казну исключительно до определенного предела, после него население уходит в теневую экономику, предпочитая вообще не платить налоги. Кстати, эта ситуация в экономической теории описывается с помощью кривой Лаффера (рис. 50.2)


Рисунок № 50.2. Кривая Лаффера

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики, так как в нем сосредотачиваются все денежные ресурсы страны. В тоже время госбюджет необходимо рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей.

Государственный бюджет – это централизованный общегосударственный фонд денежных средств, главный финансовый план государства.

Государственный бюджет является центральным звеном бюджетной системы страны, которая определяется и зависит от административно-территориального уклада, уровня социально-экономического развития.

Бюджетная система состоит из двух уровней: государственного (центрального) и местных (областных, городских, районных, сельских, поселковых) бюджетов.

По своей структуре госбюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Источники доходов госбюджета:

1. налоги, взимаемые с физических и юридических лиц;

2. доходы от государственных предприятий и операций с объектами государственной собственности;

3. поступления во внебюджетные или в целевые фонды – для решения конкретных, наиболее актуальных социальных и экономических проблем. Это фонды: пенсионный, социального страхования, охраны окружающей среды, строительства дорог, переподготовки рабочей силы и т.д.

Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

1. государственное управление;

2. оборону;

3. социально-экономические цели;

4. хозяйственную деятельность государства;

5. внешнеэкономическую деятельность.

Между доходами и расходами госбюджета должно существовать равенство (баланс). Если расходы равны доходам, это означает бездефицитность бюджета. Если доходы бюджета превышают расходы, имеет место профицит бюджета , если расходы превышают доходы, возникает бюджетный дефицит .

Разницу между доходами и расходами называют бюджетным сальдо.

Проблема бюджетного дефицита – одна из основных макроэкономических проблем для большинства стран с рыночной экономикой. Бюджетный дефицит, его размеры и пути предотвращения являются объектом макроэкономического регулирования, необходимой составляющей монетарной политики.

Пути покрытия (финансирования) бюджетного дефицита:

- эмиссионный – осуществляется за счет дополнительной денежной эмиссии. Однако увеличение денежной массы в обращении, не подкрепленной соответствующим увеличением производства товаров и услуг (реального ВВП), приводит к повышению общего уровня цен, инфляции.

- неэмиссионный – за счет внутренних займов (государство занимает деньги внутри страны путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг. В результате возникает государственный внутренний долг ) и за счет внешних займов (путем получения кредитов от иностранных государств, международных финансовых организаций и т.д. В результате возникает государственный внешний долг ).

Безусловно, как доходная, так и расходная части бюджета представляют собой процесс государственного регулирования не только экономики, но и политической и социальной жизни. Уже сам сбор налогов есть целый комплекс рычагов регулирования. В то же время государственные расходы четко направляют страну, ее экономику в необходимое русло развития. И сбор налогов, и государственные расходы объединяются в так называемую дискреционную фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.

Таким образом, фискальная политика государства означает формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой. Имеется в виду, что фискальная политика есть и политика налогообложения, и политика расходования собранных средств. В этих случаях проявляется корректирующая функция государства.

Налогообложение надо рассматривать с двух точек зрения: прогрессивности и эффективности его. Под последним понимается минимизация затрат, связанных с перераспределением ВВП, а именно это представляет собой налогообложение. Чем меньше государство несет расходов на сбор налогов и формирование госбюджета, тем эффективнее налоговая система.

Прогрессивность налоговой системы определяется тем, в какой степени сокращается неравенство распределения доходов после выплаты налогов.

Что же такое «налоги»?

Налоги – это обязательные (принудительные) платежи, которые вносятся в государственный (местный) бюджет юридическими и физическими лицами.

Субъекты налогообложения – это те, с кого взимаются налоги: юридические и физические собственники доходов (фирмы, собственники имущества, потребители товаров и услуг).

Объекты налогообложения – это то, с чего взимаются налоги: заработная плата, предпринимательская прибыль, доход с имущества (недвижимости), выручка от реализации и т.д.

Налоговая ставка (норма налогообложения) – законодательно установленный размер налога на единицу источника налогообложения. Это отношение изъятой части дохода к общей его сумме.

Роль налогов, как одного из главных инструментов макроэкономического регулирования, проявляется в их функциях :

1. фискальная – взимание части доходов юридических и физических лиц для формирования доходов бюджетов всех уровней;

2. регулирующая – оперируя налоговыми ставками, налоговыми льготами и санкциями, государство имеет возможность стимулировать или ограничивать деловую и инвестиционную активность, экономический рост, регулировать уровень инфляции и безработицы;

3. распределительная – аккумулируя в бюджетах налоговые поступления, государство перераспределяет их для финансирования бюджетных расходов.

Кроме налогов для юридических и физических лиц установлены обязательные платежи в фонды государственного социального страхования: Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд социального страхования. Эти платежи осуществляются по установленным нормативам в процентах к Фонду оплаты труда предприятий и организаций и заработной платы их работников.

Указанные начисления на фонд оплаты труда фактически имеют налоговый характер. Предприятия относят их на себестоимость и цену товаров, работ, услуг, а через цены они перекладываются на потребителей.

Совокупность налогов, сборов и обязательных платежей, принципы и механизмы их взимания, состав и структура налоговых органов формируют налоговую систему страны.


Рис. Классификация налогов

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги . Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.п.). Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним - «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

В качестве другого синонима бюджета и налогов используют также термины «государственные финансы », «финансы страны». Для обозначения совокупности бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем употребляют термин «финансово-кредитная система» (сфера, отношения и т.д.) или иногда просто - «финансы».

Государственный бюджет

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности , между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики , оно вынуждено расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Статьи госбюджета

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе и России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции , практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость , ценные бумаги , участие в капитале , права . Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности .

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.

4. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам - региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в частности к денежно-кредитной политике, поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита государственного бюджета . К таким кредитам в 90-х гг. часто обращаются постсоциалистические страны, в том числе Россия (см. 37.3).

Эти и другие мероприятия называют регулированием внешнего долга. В истории ХХ в. встречались и другие примеры регулирования внешней задолженности. Так, и после Первой, и после Второй мировой войны Великобритания и Франция оплатили часть внешней задолженности своими иностранными активами. Некоторые развивающиеся страны, чтобы смягчить кредиторов, предоставляли им право пользования своей морской хозяйственной зоной, континентальным шельфом, строительства военных баз, станций слежения за спутниками.

Налоги

Как уже отмечалось, главной статьей бюджетных доходов являются налоги .

Сущность налога и налоговой системы

5. Налоги на товары и услуги , прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС , вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Федеральные, региональные и местные налоги

Налоговые платежи, как мы уже знаем, поступают в центральный, региональные и местные бюджеты . Существует определенный порядок распределения поступающих средств. В России в местные бюджеты целиком поступают налоги на имущество физических лиц и земельный налог, налог на наследство или дарение и некоторые незначительные налоги. К региональным налогам в России относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость , налог с продаж, дорожный и транспортный налоги и ряд менее значительных налогов. К федеральным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятий , взносы во внебюджетные фонды, таможенные пошлины и сборы, различные налоги на пользователей природными ресурсами. Поступления от ряда налогов (в России это НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы) делятся между центральным и территориальными бюджетами.

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлений идет политическая борьба. Местные жители и власти заинтересованы, чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из этих средств финансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории , местное общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды. У центрального правительства постоянно не хватает средств на административные и военные расходы , решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог , а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала .

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы , получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей , рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности , прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции (в России она называется налоговой полицией).

Международные аспекты налогообложения

Выбор и изменение налоговой системы, установление налоговых ставок, предоставление льгот относится исключительно к компетенции национальных государственных законодательных и исполнительных органов.

Национальная конкурентоспособность экспортируемых товаров и услуг, возможности той или иной страны вывозить капитал за рубеж зависят не только от эффективности национального хозяйства, но и от степени обремененности его налогами . Отчасти это смягчается стимулированием внешнеэкономической деятельности национальных фирм, осуществляемым, в частности, при помощи налоговых льгот.

Примером воздействия налогов на международные экономические отношения может служить НДС. Обычно этот налог не распространяется на экспорт, но им облагаются все реализуемые в стране товары и услуги вне зависимости от страны происхождения. В результате НДС стимулирует экспорт и препятствует импорту, а так как этот налог косвенный, а не прямой, то он не подпадает под ограничения Всемирной торговой организации (ВТО) на прямые экспортные субсидии. В России экспорт в дальнее зарубежье также не облагается НДС.

Классическим примером защиты внутреннего рынка от чрезмерной иностранной конкуренции являются таможенные пошлины на импорт. Так, в России в 1998 г. размер средневзвешенной пошлины составлял около 13% от таможенной стоимости ввозимых товаров. Кроме того, эти товары облагаются НДС и акцизами (если это подакцизные товары).

Международное регулирование двойного налогообложения

Все развитые страны обычно облагают налогом доходы , заработанные на их территории . Многие страны (США , Канада, Япония, Великобритания, а также Россия) облагают налогом также доходы своих физических и юридических лиц , полученные ими за рубежом. В результате возникает так называемое двойное налогообложение.

В России налоговые органы засчитывают уплаченные за рубежом российскими физическими и юридическими лицами налоги. Тем не менее Россия имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества.

Гармонизация налоговых систем

В интеграционных группировках действует тенденция к сближению (гармонизации) налоговых систем входящих в них стран. Наиболее активна она в ЕС , где намечается создание в перспективе общих ставок налогообложения корпораций, устранено двойное налогообложение прибыли компаний стран - членов ЕС, получающих доходы в других странах Союза. Теперь прибыли, переводимые дочерней компанией материнской, либо не облагаются налогом в стране пребывания первой, либо засчитываются при налогообложении второй. Достигнуто соглашение о единстве основной ставки НДС (15%) и введении единых минимальных размеров акцизных сборов. Здесь уже гармонизированы национальные налоги на выпуск займов (1-2%) и отменены сборы с выпуска ценных бумаг . Гармонизация налоговых систем предполагается и в СНГ.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через госбюджет, составляют главную экономическую силу современного государства . Отсюда столь пристальное внимание к налогам и бюджету и большое воздействие фискальной политики на всю жизнь современного общества .

Фискальная политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни, например, в период спада, и тогда ее называют фискальной экспансией. Главными ее рычагами являются увеличение государственных расходов или/и снижение налогов.

Направленная на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией , фискальная политика называется фискальной рестрикцией. Она предполагает снижение государственных расходов или/и увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста и увеличения безработицы

Госбюджет, сбережения и инвестиции. Эффект вытеснения

Рис. 27.1 демонстрирует, что при росте ВВП (Y) рост государственных доходов (Т) приводит к тому, что они со временем начинают превышать государственные расходы (G). В результате дефицит госбюджета, типичный для периода спада ВВП, превращается в профицит. Заметим, что размеры и дефицита, и профицита зависят от наклона линии Т, который обусловлен тем, насколько налоговые поступления в бюджет восприимчивы (эластичны) к изменениям ВВП.

Рис. 27.1. Изменение государственных доходов в зависимости от динамики ВВП

В свою очередь, указанная восприимчивость во многом зависит от силы так называемых встроенных стабилизаторов. Это прогрессивная система налогообложения, государственные трансферты малоимущим и тому подобные средства воздействия на доходы. Они не только уменьшают меру снижения и повышения совокупного спроса, но и смягчают циклические колебания в доходах госбюджета.

Налоги и совокупное предложение

Рис. 27.1 показывает, что в ходе экономического цикла автоматически может возникать дефицит бюджета (в фазе спада) и профицит (в фазе подъема). Для борьбы с дефицитом госбюджета и в целях оживления хозяйственной жизни сторонники экономики предложения предлагают снижать налоги . Они полагают, что более низкие ставки налогов не обязательно приведут к увеличению дефицита госбюджета из-за сокращения налоговых поступлений (как полагают кейнсианцы), а подъему производства (предложения) и спроса помогут обязательно. В качестве доказательства того, о снижение налоговых ставок оборачивается ростом налоговых вступлений в бюджет, приводится кривая Лаффера (см. рис. 7.3). Однако проблема состоит в том, что если это и происходит, то в долгосрочном периоде, а в краткосрочном периоде поступления догов в бюджет могут и снизиться.

Отметим также, что косвенные налоги, в отличие от прямых, являются одним из встроенных стабилизаторов бюджета. В фазе спада, когда объем прибыли и других доходов обычно снижается больше, чем объем ВВП, также резко сокращается поступление прямых налогов. Что касается косвенных налогов, то объем сделок с товарами и услугами снижается заметно меньше, в результате чего поступления в госбюджет от НДС, налога с продаж, акцизов снижаются не в такой степени, как объем ВВП. Более того, косвенные налоги уменьшают и отрицательное воздействие инфляции на бюджет. Если прямые налоги дают в бюджет поступления в основном от тех доходов и имущества, размеры и цены которых растут обычно медленнее инфляции, то косвенные налоги базируются на тех товарах и сделках, цены которых не отстают, а иногда и опережают индекс -дефлятор ВВП.

Выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюджет и налога.

2. Государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления . Он состоит из центрального и территориальных бюджетов; их проекты и отчеты об исполнении ежегодно принимаются парламентом .

3. Расходная часть бюджета представлена ассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные цели, а также на содержание управленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходы на хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов , субсидий и поручительств.

4. В случае превышения расходов над доходами возникает государственная внутренняя и внешняя задолженность. Некоторые страны-должники прибегают к консолидации международной задолженности и к конверсии долгов в иностранную собственность на своей территории .

5. Под налогом, пошлиной, сбором понимается осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд. Налоги бывают прямые и косвенные: они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

6. Основные функции налогов: фискальная, социальная и регулирующая.

7. Большое воздействие налогообложение (НДС, таможенные пошлины, двойное налогообложение) оказывает и на внешнеэкономические связи.

8. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь, это относится к таможенным пошлинам, согласуемым в рамках ВТО, а также к внутренним налогам в странах - участницах интеграционных объединений.

9. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или на ее ограничение. Она осуществляется через государственные расходы и сбор налогов.

Термины и понятия

Финансы
Финансово-кредитная система
Финансово-кредитная политика
Государственный бюджет
Бюджетный процесс
Государственные внебюджетные фонды
Целевые бюджетные фонды
Бюджетный дефицит
Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения)
Реструктуризация (консолидация) внешнего долга
Конверсия внешнего долга
Регулирование внешнего долга
Обслуживание долга
Налоги
Налоговая система
Прямые налоги
Косвенные налоги
Подоходный налог с физических лиц
Налог на прибыль предприятий (фирм, корпораций)
Социальные взносы (социальные налоги)
Поимущественные налоги
Акцизы
Налоговая база
Налоговая ставка
Налог на вмененный доход
Двойное налогообложение
Эффект вытеснения

Вопросы для самопроверки

1. Что такое государственный бюджет?

2. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюджета?

3. Почему существуют центральные и территориальные бюджеты, как они финансируются?

4. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

5. Перечислите основные налоги в России.

6. Какое воздействие оказывают налоги на экономику страны?

7. В чем заключаются фискальная и регулирующая функции налогов?

8. Что такое налоговые льготы; кому и в каких целях они предоставляются?

9. На какие цели расходуются бюджетные средства?

10. Как избегают двойного налогообложения?

11. Что такое гармонизация налогов?

12. Что такое фискальная рестрикция?

13. Какие последствия от снижения ставок налогов предрекают Кейнсианцы и сторонники экономики предложения?

  • 2Ресурсы и факторы производства: их классификация и характеристики
  • 3 Экономические блага. Классификация и основные характеристики
  • 4 Проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества
  • 5 Проблема эффективности и экономического роста
  • Тема 3. Экономические системы
  • 1. Понятие, элементы и уровни экономической системы.
  • 2 Собственность: понятие, эволюция. Типы и формы собственности
  • 3 Способы координации хозяйственной деятельности: традиции, рынок, команда
  • 4Типология современных экономических систем
  • Тема 4. Рыночная экономика и её модели
  • 1Рынок, рыночная экономика и её модели. Рыночная экономика: понятие, функции, структура
  • 1.Несовершенство (фиаско) рынка. Роль государства в рыночной экономике
  • 3 Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели
  • 4 Трансформационная экономика. Либерализация и стабилизация
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие
  • 1 Спрос, закон спроса, факторы (детерминанты) спроса
  • 3.Понятие рыночного равновесия. Товарный дефицит и излишки
  • 4 Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения
  • 1 Понятие эластичности. Ценовая эластичность спроса и ее определение
  • 3 Эластичность предложения по цене
  • 4 Практическое значение анализа эластичности. Эластичность и налоговое бремя
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики.
  • 1 Домашнее хозяйство как экономический субъект. Понятие общей и предельной полезности
  • 2 Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 3 Производственная функция. Закон убывающей отдачи
  • 4Понятие и классификация издержек производств
  • 5 Доход и прибыль фирмы. Правило максимизации прибыли
  • 6 Государство как экономический субъект. Инструменты микроэкономического регулирования
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • 1 Общая характеристика системы национального счетоводства (снс)
  • 2Ввп (внп), понятие и принципы расчета. Другие показатели снс
  • 4Национальное богатство. Его состав, структура, проблема оценки
  • Тема 9. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения
  • 1 Понятие совокупного спроса. Его неценовые факторы
  • 2 Понятие совокупного предложения. Его неценовые факторы. Кривая совокупного предложения
  • 3 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели «ad-as»
  • Тема 10. Макроэкономическая нестабильность
  • 1Циклический характер экономического развития и его причины. Фазы цикла.
  • 2 Безработица: типы, уровень, экономические издержки, закон Оукена
  • 3 Инфляция, её определение и измерение, причины и формы инфляции
  • 4 Проблемы макроэкономической нестабильности в Беларуси
  • Тема 11. Денежный рынок. Денежно-кредитная система
  • 1 Сущность и функции денег
  • 2 Денежный рынок: спрос на деньги, денежное предложение, равновесие
  • 3 Структура денежно-кредитной системы. Центральный и коммерческие банки. Особенности денежно-кредитной системы в Республике Беларусь
  • 4 Инструменты и виды кредитно-денежной политики государства
  • Тема 12 Финансовый сектор экономики и основы его функционирования
  • 1 Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов
  • 3 Бюджетный дефицит, его причины и виды. Финансирование бюджетного дефицита
  • 4 Проблемы бд и государственного долга в рб
  • Тема 13. Основы мировой экономики. Мировая экономика и экономические аспекты глобализации
  • 1 Мировая экономика и предпосылки ее возникновения
  • 2 Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
  • 3 Международная торговля. Движение капитала. Миграция рабочей силы
  • 4. Валютный рынок и валютный курс.
  • 5 Платежный баланс страны и его структура
  • 6 Понятие глобализации. Региональная интеграция
  • 7 Место рб в системе мирохозяйственных связей
  • Список литературы
  • Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод 3
  • 2 Госбюджет, его функции и структура. Виды налогов

    Госбюджет – главный финансовый план государства, в котором отражаются его доходы и расходы на конкретный период (на год).

    Функции госбюджета :

      Перераспределение НД (от 20 % до 60 % НД перераспределяется в разных странах через госбюджет.

      Стабилизация национальной экономики.

      Осуществление государственной социальной политики.

    Бюджетная система Республики Беларусь:

      Республиканский бюджет,

      местные бюджеты.

    Принципы построения бюджета:

    1. единства (сосредоточение в госбюджете всех расходов и доходов государства),

    2. полноты (учёт по каждой статье всех доходов и расходов),

    3. реальности (госбюджет должен учитывать конкретную экономическую и политическую ситуацию),

    4. гласности (как условие соблюдения прав человека).

    Расходная часть госбюджета .

    Существуют разные классификации государственных расходов:

      Трансформационные расходы – государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, з\пл, трансфертные расходы – расходы как прямая передача средств.

      Функциональный принцип распределения расходов (по целевому назначению).

    • экономические,

      на социальные цели,

      на внешнеэкономическую деятельность,

    Государственные доходы:

    1. Налоговые и неналоговые доходы .

    2. Обычные и чрезвычайные доходы .

    Главное – налоговые поступления.

    Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.

    Функции налогов:

    1) фискальная (аккумуляция средств в госбюджет),

    2) регулирующая,

    3) стимулирующая.

    С понятием “налоги” связано понятие “налоговая система”.

    Налоговая система – это совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения.

    Принципы построения налоговых систем определил ещё А.Смит:

    1) справедливость,

    2) эффективность (минимальные негативные последствия для распределения ресурсов),

    3) простота и дешевизна.

    Для соответствия всем этим принципам современные налоговые системы исполняют различные виды налогов, в основу классификации которых положены разные признаки.

    Налоги :

      В зависимости от объекта обложения :

      прямые (устанавливаются на доход и имущество): подоходный налог, налог на прибыль, на социальное страхование;

      косвенные (налоги на товары и услуги, включаемые в их цену): НСО, НДС, акцизы на наследство, на ценные бумаги.

      В зависимости от органов взимания :

      государственные (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины);

      местные (поимущественные налоги, акцизы).

      По направлению :

      общие (в госбюджете) – обезличены

      специальные (целевые) – на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС).

    Каждый налог содержит следующие элементы:

      субъект (физические и юридические лица),

      объект (доход, имущество),

      налоговый оклад (сумма налога с одного объекта),

      источник (заработная плата, прибыль),

      налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога),

      единица обложения (единица измерения объекта),

      налоговая ставка (величина налога с единицы измерения).

    Способы изъятия налогов:

    1) кадастровый (по реестру),

    3) у источника доходов (до получения дохода) – заработная плата, наследство,

    4) в процессе потребления (сборы с владельцев автомобильных транспортных средств).

    Известна модель “кривая Лаффера”, ставящая вопрос об оптимальной величине налоговой ставки.

    При r0 = max.R. Дальнейшее увеличение налоговой ставки сопровождается уменьшением налоговых поступлений. При r = 100 % производство становится бессмысленным. Лаффер считал, что государство должно изымать не более 30 % дохода предприятий и населения.

    "

    Вам также будет интересно:

    Что такое план аудита.  Принципы планирования. Планирование аудиторской проверки
    Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс, к тому же она ограничена во времени....
    Воинские звания США: в чем их особенности?
    Система продвижения офицеров вооруженных сил США по службе построена на культивировании...
    Нулевая отметка Как согласовать помещения по уровню
    Нулевой уровень можно сравнить с ватерлинией корабля, только она на виду у всех и всем...
    Как оплатить административный штраф через сбербанк онлайн Заплатить штрафы гибдд онлайн сбербанк
    Между ПАО «Сбербанк» и ГИБДД заключено соглашение о переводе платежей по обязательствам...
    Пример хеджирования. Валютное хеджирование. Что такое хеджирование простыми словами? Хеджирование активов
    Что такое хеджирование простыми словами? В самом широком смысле представляет собой способ...