Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Расписание занятий – Timetable

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами

Шлюп открытие. Начало экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И.Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де Траверсе в конце 1818 г. Приказ царя об отправлении экспедиции последовал 6 апреля (25 марта) 1819 г. а уже в июле корабли вышли в свое дальнее плавание. Такая спешка с отправлением экспедиции вопреки мнениям опытных кругосветных мореплавателей (например, Крузенштерна) повлекла многие недостатки: не были построены специальные корабли для ледового плавания, в оборудовании кораблей имелся целый ряд недоделок, весьма позднее прибытие на свой корабль начальника экспедиции и другие организационные неувязки.

В марте 1819 года последовало Высочайшего повеления о снаряжении двух экспедиций для исследований в полярных морях, Беллинсгаузен послан был в южное полушарие, а капитану Васильев вверено было начальство над двумя шлюпами: «Открытие» и «Благонамеренный», для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода через Берингов пролив в Атлантический океан. В феврале 1820 года Васильев прибыл в порт Джаксон, 23 апреля перешёл экватор, и, следуя вдоль американского берега к северу, достиг 71°6" сев. широты. Здесь встретил он льды. Хотя Васильев и не считал льды эти сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья, решился возвратиться. 31 июля шлюпы взяли курс на юг. Сделав по пути съемку берегов острова святого Лаврентия и осмотрев острова Павла и Георгия, отряд Васильева прибыл в Ново-Архангельск. 30 апреля 1821 года Васильев вновь вышел в море и 12 июня прибыл на остров Уналатку. Так как для плавания в полярном море времени оставалось немного, то Васильев решил отделить шлюп «Благонамеренный», поручив командиру его, Шишмареву, исследовать берега Азии, к северу от Берингова пролива, и отыскать там проходы в Атлантический океан, или, в случае неудачи, произвести описание Чукотской земли; сам же он хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север, вдоль берегов Америки, и искать с этой стороны северного прохода. На пути в Нортонов залив Васильев открыл остров Нунивок, но съемки ему не сделал, так как торопился в полярное море. 3 августа Васильев, следуя вдоль берега, достиг 70°40" сев. шир. и здесь опять встретил сплошной лед. Желая осмотреть Ледяной мыс, он спустился ниже и определил его под 70°33" сев. шир. Выдержав потом жестокий шторм, в течение которого шлюп едва не был раздавлен льдинами, Васильев направился к югу и прибыл 8 сентября в Петропавловский порт.

Соединившись с Шишмаревым, Васильев собрался в обратный путь и 2 августа 1822 года благополучно достиг Кронштадта. Главная цель экспедиции - открытие северного прохода - не была достигнута; но она исследовала значительную часть берегов Америки (от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного), а также некоторую часть берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Впоследствии Васильев был капитаном над Кронштадтским портом, 6 декабря 1827 года произведен был в контр-адмиралы, а 6 апреля 1835 года - в вице-адмиралы и пользовался особым благоволением императора Николая I; ум. в Кронштадте 23 июня 1847 года. Васильев напечатал «Замечания о Новой Южной Валлийской земле» 26 и «Протест на мичмана Хромченко и морехода Этолина, по поводу приписываемого ими открытия острова Нунивака».

«Отсутствие наше продолжалось 751 день; из сего числа дней мы в разных местах стояли на якоре 224, под парусами находились 527 дней; в сложности прошли всего 86 475 верст; пространство сие в 2 1/4 раза более больших кругов на земном шаре. В продолжение плавания нашего обретено 29 островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном - восемь, а 19 - в жарком поясе; обретена одна коральная мель с лагуном» (Ф. Ф. Беллинсгаузен. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света. Часть II, гл. 7).

C древних времен географы верили в существование Южного материка (Terra Australis), который, несмотря на все усилия мореплавателей, долгое время оставался неведомым (Incognita). В разные годы за его северную оконечность принимали Огненную Землю, Новую Гвинею, Австралию (отсюда и название материка), Новую Зеландию. Настойчивые поиски Южного континента объяснялись не только научным интересом и отнюдь не праздным любопытством: они были продиктованы в первую очередь практическими - экономическими и геополитическими - соображениями.

Самый знаменитый мореплаватель XVIII в. Джеймс Кук тоже искал землю в высоких широтах Южного полушария. Благодаря двум его кругосветным путешествиям было доказано, что Новая Зеландия не является частью южнополярного континента, открыты Южные Сандвичевы острова и Южная Георгия. Корабли Кука плавали во льдах, заходили за Южный полярный круг, но так и не встретили ничего похожего на материк. Энтузиазм англичанина после этих экспедиций значительно поубавился, хотя он не исключал возможности существования крупного массива суши на самом полюсе. После путешествия Кука тема поисков Южного материка была закрыта почти на полвека. Даже картографы, до тех пор постоянно рисовавшие неоткрытый континент, стерли его со своих карт, «похоронив в пучине Мирового океана».

Однако в XIX в. интерес к исследованиям в Антарктике возродился - в связи со случайным открытием небольших островов в южных высоких широтах (Антиподов, Окленд, Маккуори и др.). В начале 1819 г. английский капитан Уильям Смит, огибавший Южную Америку, штормом был отнесен от мыса Горн к Южным Шетландским островам. В конце того же года он еще раз побывал в этом районе и высадился на острове Кинг Джордж, крупнейшем из группы.

В феврале 1819 г. российский император Александр I одобрил предложение известных мореплавателей И. Ф. Крузенштерна, Г. А. Сарычева и О. Е. Коцебу о снаряжении научно-исследовательской экспедиции в южнополярные воды с целью поиска неведомой земли. В июле 1819 г. (через 44 года после второго плавания Кука) в южные полярные широты отправились шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева соответственно. Одновременно с ними из Кронштадта вышли шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» во главе с М. Н. Васильевым и Г. С. Шишмарёвым, следовавшие кружным южным путем в арктические воды для поиска Северного морского пути из Тихого океана в Атлантический.

В конце июля все четыре корабля прибыли в Портсмут. Там в это время находился шлюп «Камчатка» под командованием В. М. Головнина, возвращавшийся в Кронштадт из кругосветного плавания. А еще в Портсмут зашел корабль «Кутузов» (капитан - Л. А. Гагемейстер), также завершавший кругосветку. На первый взгляд, удивительное совпадение. Но если вспомнить, сколько плавали в те годы русские, удивляться нечему. В ноябре суда южнополярной экспедиции остановились в Рио-де-Жанейро, а в конце месяца разошлись парами: «Открытие» и «Благонамеренный» отправились к мысу Доброй Надежды и далее к Тихому океану, «Восток» и «Мирный» двинулись на юг, в высокие широты.

В середине декабря «Восток» и «Мирный» подошли к Южной Георгии, ранее исследованной Куком. Экспедиции удалось уточнить ее карту и открыть поблизости небольшой остров Анненкова. Проследовав затем на юго-восток, Беллинсгаузен и Лазарев обнаружили несколько островков, которые назвали в честь офицеров из состава экспедиции (Завадовского, Лескова и Торсона). Все эти осколки суши оказались звеньями дугообразной островной цепочки, которую Кук ошибочно принял за часть большой Земли Сандвича. Беллинсгаузен назвал всю цепочку Южными Сандвичевыми островами, а одному из них дал имя Кука.

Покинув острова в начале января 1820 г., экспедиция продолжила плавание на юг. Обходя сплошные льды, 15 января моряки пересекли Южный полярный круг, а 16 января (28 по новому стилю), достигнув широты 69° 23’, увидели нечто необычное. Беллинсгаузен свидетельствует: «…Мы встретили льды, которые представились нам сквозь шедший тогда снег в виде белых облаков… Пройдя… две мили, мы увидели, что сплошные льды простираются от востока чрез юг на запад; путь наш вел прямо в сие льдяное поле, усеянное буграми». Это был названный впоследствии именем Беллинсгаузена шельфовый ледник, покрывающий Берег Принцессы Марты. День, когда русские мореплаватели увидели его, считается датой открытия Антарктиды.

А в это время британец Эдвард Брансфилд вместе с первооткрывателем Южных Шетландских островов Уильямом Смитом тоже подходил к Южному континенту. 18 января (30 по новому стилю) он приблизился к суше, названной им Землей Тринити. Англичане утверждают, что Барнсфилд достиг северной оконечности Антарктического полуострова, однако сделанные им карты не отличаются точностью, а судовой журнал, к сожалению, был утерян.

Но вернемся к русской экспедиции. Двигаясь в восточном направлении, «Восток» и «Мирный» 5-6 февраля еще раз приблизились к материку в районе Берега Принцессы Астрид. Беллинсгаузен пишет: «Льды к SSW притыкаются к льду гористому, твердо стоящему; закраины оного были перпендикулярны и образовали заливы, а поверхность возвышалась отлого к югу, на расстояние, пределов которого мы не могли видеть с салинга» (салинг - смотровая площадка в месте соединения мачты со стеньгой).

Между тем короткое антарктическое лето заканчивалось. Согласно инструкции, зиму экспедиции следовало провести в тропической части Тихого океана в поисках новых земель. Но сначала требовалось зайти в Порт-Джексон (Сидней) для ремонта и отдыха. Для перехода в Австралию шлюпы - впервые в ходе плавания - разделились, чтобы обследовать почти не изученный район Мирового океана.

Не найдя ничего заслуживающего внимания, Беллинсгаузен и Лазарев прибыли в Сидней - первый 30 марта, второй 7 апреля. В начале мая они снова вышли в море. Посетили Новую Зеландию, с 28 мая по 31 июня простояли в заливе Королевы Шарлотты. Отсюда направились на восток-северо-восток, к острову Рапа, а затем на север, к островам Туамоту. Здесь путешественников ждал «богатый улов»: один за другим были открыты и нанесены на карту острова Моллера, Аракчеева, Волконского, Барклая-де-Толли, Нихиру (ни моряка, ни политического деятеля с такой фамилией не существует, так остров называли туземцы), Ермолова, Кутузова-Смоленского, Раевского, Остен-Сакена, Чичагова, Милорадовича, Витгенштейна, Грейга. На Таити запаслись провизией и проверили приборы. Вернулись к островам Туамоту и открыли атолл, названный именем М. П. Лазарева (ныне Матаива). Отсюда экспедиция взяла курс на запад.

Южнее Фиджи были открыты острова Восток, Великого князя Александра, Михайлова (в честь художника экспедиции), Оно-Илау и Симонова (в честь астронома экспедиции). В сентябре шлюпы вернулись в Австралию, чтобы через полтора месяца снова уйти к ледяному континенту. В середине ноября экспедиция подошла к острову Маккуори, а оттуда направилась на юго-восток.

Обход ледяного континента с запада на восток продолжился, а при первой возможности шлюпы устремлялись к югу. Выбор общего направления движения был не случаен. В охватывающем Антарктиду океаническом кольце господствуют западные ветры и, естественно, плыть проще с попутными ветрами и по течению. Но у самых берегов ледяного континента ветры уже не западные, а восточные, поэтому каждая попытка приблизиться к материку сопряжена с немалыми трудностями. В антарктическое лето 1820-1821 гг. экспедиции лишь трижды удалось пробиться за Южный полярный круг. Тем не менее 11 января был открыт остров Петра I, а чуть позже Земля Александра I. Любопытно, что мореплаватели полагали, будто открытые ими земли являются не частями одного материка, а островами огромного полярного архипелага. Только после английской океанографической экспедиции на корвете «Челленджер» (1874 г.) была составлена карта берегов Антарктиды - не слишком точная, зато снявшая все вопросы относительно существования материка.

От Антарктиды шлюпы направились к Южным Шетландским островам, благодаря чему на карте появились новые русские названия. В конце января, после того как шлюп «Восток» дал течь и продолжение плавания в полярных широтах стало невозможным, Беллинсгаузен принял решение возвращаться в Россию. В начале февраля экспедиция пересекла меридиан столицы России, а 24 июля 1821 г. вернулась в Кронштадт.

Плавание Беллинсгаузена и Лазарева было отмечено не только многочисленными открытиями - оно оказалось весьма результативным и с точки зрения научных исследований. Благодаря новейшим приборам и многочисленным измерениям очень точно определялись географические координаты, а также магнитное склонение. Во время якорных стоянок устанавливалась высота приливов. Велись постоянные метеорологические и океанологические наблюдения. Большую ценность представляют ледовые наблюдения экспедиции.

Беллинсгаузен был произведен в капитаны 1-го ранга, а через два месяца в капитан-командоры, Лазарев - в капитаны 2-го ранга. Уже контр-адмиралом Беллинсгаузен участвовал в Турецкой кампании 1828-1829 гг., затем командовал дивизией Балтийского флота, в 1839 г. стал военным губернатором Кронштадта, получил чин адмирала и орден Владимира 1-й степени.

Лазарев стал единственным из русских военных моряков парусного флота, три раза ходившим вокруг света в качестве командира корабля. Вскоре после плавания вокруг Антарктиды он командовал линкором «Азов». Экипаж линкора отличился в знаменитом Наваринском сражении (1827 г.), а Лазарев был произведен в контр-адмиралы. В 1832 г. он занял пост начальника штаба Черноморского флота. Затем, уже в чине вице-адмирала, Лазарев стал его командиром, а также Николаевским и Севастопольским военным губернатором.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главные герои

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, начальник кругосветной экспедиции; Михаил Петрович Лазарев, командир шлюпа «Мирный»

Другие действующие лица

Английские моряки Эдвард Брансфилд и Уильям Смит

Время действия

Маршрут

Вокруг света в высоких южных широтах

Цель

Поиски Южного материка

Значение

Получены доказательства существования земли в южнополярной области

Возможно Вам будет интересно:


История одной забытой русской экспедиции January 29th, 2013

Посвящается русским исследователям Мирового океана, проложившим дорогу в неизведанное..

28 января 1821 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открыли новый континент – Антарктиду. После многомесячного плавания, начавшегося 16 июля 1819 года, было сделано крупнейшее географическое открытие последних двух столетий.

Об этой экспедиции было написано очень многое и ее подробности известны достаточно широко. Но гораздо меньше людей знает о другой русской экспедиции, которая началась одновременно с походом «Востока» и «Мирного». В тот же день, 16 июля, из Кронштадта вышли еще два шлюпа – «Открытие» и «Благонамеренный», также отправившиеся в Мировой океан. Целью их похода было добраться до Аляски, называвшейся тогда Русской Америкой, войти в Берингов пролив и проследовать через Северный Ледовитый океан в Атлантику вдоль берегов Сибири или же, смотря по обстоятельствам, совершить поход вдоль берегов Северной Америки. Экспедицией руководили капитан-лейтенанты М.Н. Васильев и Г.Н. Шишмарев.

Михаил Васильевич Васильев (1770 – 23.06.1847). С 1835 года – вице-адмирал.

Другими словами, экспедиция должна была проверить возможность прохождения через современный Северный морской путь и попытаться найти Северо-Западный проход (морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг). Что же стояло за этим намерением?

Глеб Семенович Шишмарев (1781 – 22.10.1835) С 1829 года – контр-адмирал

В первую очередь – упрощение снабжения русских владений на американском континенте различными товарами и припасами. До первого русского кругосветного путешествия И.Ф. Крузенштерна торговый путь, связывающий Европейскую Россию с Аляской, проходил по суше и занимал полтора-два года. В результате транспортные расходы были очень велики (к примеру, если пуд ржаной муки в Европейской части России обходился в 40-50 копеек, то по привозу на Аляску он стоил уже порядка 8 рублей). Проложенный Крузенштерном маршрут позволил значительно сократить время путешествия и затраты на него. Однако, если бы удалось открыть возможность прохода еще более коротким маршрутом – через Ледовитый океан, время путешествия могло сократиться еще больше. Именно для проверки этой возможности и отправились за тысячи миль русские моряки. Это плавание получило название «Северная дивизия» (Южной дивизией назывался поход «Востока» и «Мирного»).

Что касается конструкции шлюпов, то «Открытие» был однотипным с «Востоком», а «Благонамеренный» - соответственно с «Мирным». Экипаж «Открытия» составлял 74 человека, а «Благонамеренного» - 83 человека.

Шлюп «Восток», однотипный с «Открытием»

Вот что написал в своем дневнике один из участников экспедиции, лейтенант Алексей Петрович Лазарев (младший брат Михаила Лазарева):

«У многих из нас показались слезы благодарности и привязанности к Отечеству. Я, оставаясь на вахте, долго еще провожал глазами оставшуюся позади нас Европу, а с нею и все для меня драгоценнейшее – Россию».

Шлюп «Мирный», однотипный с «Благонамеренным»

Сделав краткую остановку в Копенгагене, а затем в Англии, корабли пересекли Атлантику, и 13 ноября прибыли в Рио-де-Жанейро. Пополнив запасы, экспедиция пошла на восток, и мимо мыса Доброй Надежды вошла в Индийский океан, следуя далее без остановок в Австралию. Затем ее путь лежал на север, через Тихий океан к берегам Аляски. Несмотря на то, что из-за частых штормов переход был достаточно тяжелым, на всем его протяжении русские моряки вели регулярные наблюдения и океанографические исследования – изучали течения, измеряли температуру воды и брали ее пробы с глубины до 70 метров. Сам же переход от Рио-де-Жанейро в Сидней составил 85 суток.

ТТХ шлюпов

В самой Австралии во время стоянки в порту Сиднея (в то время он назывался Джексон) исследователи совершили несколько путешествий в глубь континента, исследовав Синайские горы, сделав их геологическое описание и собрав коллекцию местных растений. Затем экспедиция возобновила свой путь, взяв курс на север. И вскоре ею было сделано первое открытие. В точке с координатами 8 градусов южной широты и 178 градусов 20 минут восточной долготы с «Благонамеренного» была замечена небольшая группа из 11 островов, не обозначенных на картах. Они получили название «острова Благонамеренного».

25 мая 1820 года, на 33 градусе северной широты корабли разошлись в разные стороны. «Открытие» пошло в Петропавловск-на-Камчатке, а «Благонамеренный» - к Алеутским островам, в Уналашку. Экспедиция воссоединилась в середине июля, когда корабли встретились в заранее обусловленном месте – заливе Коцебу. Проведя географические и океанографические исследования у берегов Аляски, суда вошли в Ледовитый океан и попытались пробиться к северу. Однако, встретив непроходимые льды на широте 71 градус и 6 минут, исследователям пришлось отступить и направиться на ремонт и отдых в Сан-Франциско и к расположенному поблизости русскому поселению Форт Росс. Во время стоянки ими было также совершено несколько экспедиций в окрестностях с целью составления их точной карты и описания природы, в особенности реки, названной впоследствии Русская.

После этого экспедиция посетила Гавайские острова, а затем внос отправилась на север. По пути к Беринговому проливу шлюп «Открытие» доказал, что соответствует своему названию. Ее команда обнаружила у побережья Аляски остров, получивший впоследствии название Нунивак. В процессе исследований также было открыто два новых мыса на самом берегу Аляски, получивших названия Головнина и Рикорда.

Карта русских поселений на Аляске в первой половине XIX века

Летом экспедиция предприняла новую попытку пройти на север. Однако, сделать это вновь не удалось. Дойдя до широты 70 градусов и 23 минуты, корабли встретили сплошные ледовые поля, из которых им удалось вырваться лишь с большим трудом. В конце концов, попытки пришлось прекратить, и в сентябре экспедиция вернулась в Петропавловск. Через месяц, после отдыха и ремонта повреждений, «Открытие» и «Благонамеренный» взяли курс домой. Сделав остановку в Гонолоулу (Гавайи), шлюпы обогнули мыс Горн, и сделав остановки в Рио-де-Жанейро и Копенгагене, 14 августа 1822 года прибыли в Кронштадт. Таким образом, экспедиция продлилась три года и один месяц.

Карта экспедиции «Северная дивизия»

Несмотря на то, что главная цель плавания – попытка найти Северный проход, не удалась, это был ценнейший опыт, который стал основой для дальнейшего обоснования России в Мировом океане.

А всего, на протяжение XIX столетия, в результате русских исследовательских плаваний в Мировом океане на географических картах появились имена островов и архипелагов Александра, Аракчеева, Беллинсгаузена, Коцебу, Крузенштерна, Кутузова, Лисянского, Литке, Миклухо-Маклая, Михайлова, Панафидина, Римского-Корсакова, Румянцева, Рюрика, Сенявина, Симонова, Суворова, Чичагова и ряд других, а также названия Бородино, Восток, Россиян. Были проведены систематические исследования и описания островов Вото, Гавайев, Каролинских и Маршалловых, Моллера, Новой Гвинеи, Туамоту. Был было сделано множество открытий и в других частях света (например, в результате плаваний Г.И. Невельского было установлено, что Сахалин не полуостров, как все считали раньше, а остров). И это все - помимо Антарктиды.

А в ХХ столетии изучение Мирового океана, Арктики и Антарктиды успешно продолжили советские исследователи. Но это уже другая, очень большая тема..

Основной целью экспедиции на шлюпах “Открытие” и “Благонамеренный” было попытаться пройти из Тихого океана в Атлантический через Ледовитый океан, безразлично в каком направлении - на восток или на запад.

Шлюпом “Открытие” командовал капитан-лейтенант Михаил Николаевич Васильев, “Благонамеренным” командовал капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев, принимавший до этого участие в кругосветном плавании на “Рюрике” в 1815-1818 годах.

Шлюп “Открытие” был того же типа, что и “Восток”, а шлюп “Благонамеренный” того же типа, что “Мирный”, со всеми достоинствами и недостатками этих шлюпов.

Снабжены эти суда были одинаково с “Востоком” и “Мирным” (вплоть до сигнального устройства Бутакова), с той лишь разницей, что все запасы для экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева были рассчитаны на два года, а для экспедиции Васильева-Шишмарева на три года. Кроме того, на “Благонамеренный” был погружен в разобранном виде баркас, предназначенный для прибрежных исследований.

На “Открытии” всего личного состава при отплытии было 74 человека, а на “Благонамеренном” 83 человека. Кроме того, на “Благонамеренном” возвращались на родину два жителя острова Уналашка и три жителя Камчатки, привезенные в Петербург “Рюриком”.

После того как из Лондона привезли закупленные секстаны, хронометры и другие навигационные и физические приборы, а также провизию, шлюпы 26 августа вышли в море. В Рио-де-Жанейро “Открытие” и “Благонамеренный” прибыли 1 ноября.

Этот переход оказался очень тяжелым не только из-за очень сильных штормов, которые им пришлось перенести, а главным образом вследствие разницы в их скорости шлюпам было очень трудно держаться вместе.

10 февраля 1820 г. плававший на “Благонамеренном” лейтенант Алексей Петрович Лазарев записал: “...шлюп “Открытие” под одним грот-марселем уходил вперед. Между тем ветер крепчал, а мы к нашим парусам не могли ничего прибавить, ибо и так уже несли их не по ветру. В 10 ч. утра “Открытие” ушел вперед...” Шлюпы разлучились и встретились только у берегов Австралии.

16 февраля “Благонамеренный” стал на якорь в Сиднее. 18 февраля туда пришел и шлюп “Открытие”.

В Сиднее шлюпы простояли до 15 марта. За это время были произведены кое-какие исправления, запасена провизия, проверены хронометры.

Выйдя из Сиднея, 24 марта согласно предписанию суда расстались: шлюп “Открытие” направился в Петропавловск, “Благонамеренный” - в Сан-Франциско. Однако из-за ветров, мешавших следовать в желаемом направлении, уже 5 апреля шлюпы снова соединились. 7 апреля “Благонамеренным” были усмотрены и положены на карту одиннадцать низменных коралловых лесистых островов, названных островами Благонамеренного. Хотя впоследствии выяснилось, что эту группу островов уже видели другие мореплаватели, но все же первые точные определения географических координат и описание жителей островов были сделаны русскими моряками.

13 мая 1820 г. на 29° с. ш., согласно приказанию Васильева, суда разделились. Шлюп “Открытие” отправился в Петропавловск, куда пришел 4 июня, “Благонамеренный” пришел на Уналашку 3 июня.

В Русской Америке шлюпы в течение лета 1820 г. занимались гидрографическими работами в Беринговом и Чукотском морях. Зимой 1820/21 г. они ходили на отдых в Сан-Франциско и на Гавайские острова, а лето 1821 г. опять плавали в Беринговом и Чукотском морях

15 октября 1821 г. оба шлюпа вышли из Петропавловска на Гавайские острова, куда “Благонамеренный” прошел 24 октября, а “Открытие” - 26 октября. Выйдя из Гонолулу 20 декабря, шлюпы, обогнув мыс Горн и зайдя в Рио-де-Жанейро и Копенгаген, 2 августа 1822 г. вернулись в Кронштадт. Плавание продолжалось три года и четыре недели.

Самый длительный переход под парусами (от Рио-де-Жанейро до Сиднея) продолжался 85 дней.

-1822

Экспедиция капитана Васильева была назначена для исследований в Северном полярном море и, особенно, для отыскания прохода чрез Берингов пролив в Атлантический океан.

Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», порученные в команду капитанов Васильева и Шишмарева, под главным начальством первого, снабжены были всеми запасами одинаково с отрядом, назначенным в Южное полярное море. Большая часть провизии обоих судов помещалась на «Благонамеренном», на котором, между прочим, находились и части разобранного бота, назначавшегося для описи отмельных берегов.


3 июля 1819 года отряд капитана Васильева вышел из Кронштадта. Следуя вместе со шлюпами «Восток» и «Мирный», заходили они в Копенгаген и Портсмут, из которого капитан Васильев отправился 30 августа. Чрез десять дней прошел он параллель Гибралтара, а 20 сентября немного севернее тропика получил NO пассат, который иногда отходил до OSO и вообще дул неровно. Пробыв почти две недели в полосе переменных ветров, продолжал он плавание к берегам Бразилии, сперва с SO пассатом, а потом с прибрежным NO, и 1 ноября бросил якорь в Рио-Жанейро. На другой день прибыл туда и отряд капитана Беллинсгаузена.

Чрез три недели капитан Васильев последовал далее, направляясь к мысу Доброй Надежды. Пользуясь крепкими западными ветрами, прошел он меридиан этого мыса 24 декабря в расстоянии 12 миль.

Отсюда шлюпы продолжали плавание с теми же W и NW ветрами к порту Джаксону, куда прибыли в половине февраля следующего 1820 года.

Освежив команды и сделав новые запасы провизии и воды, отсюда вышли в половине марта, и 23 апреля перешли экватор в долготе 172° О. На этом переходе со шлюпа «Благонамеренный» открыли группу из шестнадцати лесистых обитаемых островов, названную именем этого судна и определенную в широте 8 7 S и широте 162 O ¹ .

13 мая капитан Васильев отрядил шлюп «Благонамеренный» на остров Уналашку за толмачами для северных американцев, назначив ему местом соединения зунд Коцебу. 4 июня капитан Васильев прибыл в Петропавловский порт, а 3-го капитан Шишмарев - на Уналашку.

В конце июня капитан Васильев вышел из Петропавловского порта. 14 июля прошел Берингов пролив в виду американского берега, а 16-го прибыл в зунд Коцебу и соединился со шлюпом «Благонамеренный», который прибыл туда пятью днями прежде. Не получив на Уналашке толмачей, капитан Шишмарев взял там четыре байдары с гребцами. На пути к зунду Коцебу проходил он чрез то самое место, где по карте назначен остров Ратманова (открытый капитаном Коцебу в первое его путешествие), однако его не видел, хотя доходил потом до самого восточного мыса Азии.

18 июля капитан Васильев с обоими шлюпами вышел в море. Следуя вдоль американского берега к северу, 29-го достиг он широты 71°6" N, долготы 166°8" W и встретил здесь льды. Хотя он и не считал эти льды сплошными, но, не имея при себе хорошего баркаса или другого небольшого судна для исследований на малых глубинах прибрежья и стесняемый туманами, решил возвратиться.

31 июля взяли курс к югу. Зайдя к острову Св. Лаврентия и поручив окончание съемки его берегов капитану Шишмареву, капитан Васильев пошел отсюда к берегам Америки, от которых, однако, скоро возвратился по причине уменьшения глубины моря. 19 августа прибыл он на остров Уналашку, осмотрев на пути острова Павла и Георгия. Чрез три дня пришел туда и шлюп «Благонамеренный».

Этим ограничивалась первая попытка плавания в Полярном море. Убедившись в необходимости иметь при отряде малое парусное судно, капитан Васильев отправился в Ново-Архангельск, где он считал удобнейшим собрать бот из членов, имевшихся на «Благонамеренном», и где потом надеялся получить толмачей для сношения с жителями полярных берегов Америки. В половине сентября оба шлюпа прибыли в Ситху.

Поручив лейтенанту Игнатьеву построение бота, капитан Васильев 27 октября с отрядом своим отправился в порт С.-Франциско. Здесь он прозимовал, и в половине февраля (1821 года) вышел в море, чтобы на островах Сандвичевых запастись свежею провизиею. На пути к этому архипелагу капитан Васильев, как и многие другие, напрасно искал острова Maria Laxara, назначаемого на картах Арросмита.

Простояв в гавани Гонолулу с 25 марта по 7 апреля, оба шлюпа отправились в Ново-Архангельск и, прибыв туда около половины мая, нашли бот совершенно уже готовым² и толмачей приисканными. 30-го того же месяца, взяв с собою и новопостроенный бот, капитан Васильев отправился в море.

12 июня прибыли на остров Уналашку. На этом переходе, между прочим, оказалось, что бот не в состоянии держаться со шлюпами, почему «Открытие» принужден был иметь его у себя на буксире.

По краткости остававшегося времени для плавания в Полярном море, капитан Васильев почел за лучшее отделить шлюп «Благонамеренный», поручив капитану Шишмареву исследование берегов Азии к северу от Берингова пролива и отыскание там прохода в Атлантический океан, или, в случае неудачи, опись Чукотской земли; а сам хотел описать берег между Бристольскою губою и Нортоновым заливом, потом идти на север вдоль берегов Америки и искать с этой стороны северного прохода. Бот остался при капитане Васильеве.

Повторив еще раз определение островов Павла и Георга, капитан Васильев поручил лейтенанту Авинову, командовавшему ботом, снять берег между мысами Невенгамом и Дерби,и потом соедениться с ним, к 20 июля, у о. Стюарта (в Нортоновом заливе); если же там не найдет шлюпа, или работы не будут к тому времени кончены, то идти прямо в Петропавловский порт. Сам же Васильев, с его шлюпом, отправился в Нортонов залив и на пути туда, 21 июля открыл остров Нунивок, съемки которому однако не имел времени сделать, ибо торопился в Полярное море. Продолжая путь к северу, 20-го останавливался у мыса Дерби, и не найдя там бота, отправился далее. 31-го увидел мыс Лизбурн.

Следуя вдоль берега с туманом и переменными ветрами, 3 августа достиг он широты 70°40" N в долготе 161°27" W и здесь опять встретил сплошной лед от W через N до NO. Желая осмотреть ледяной мыс, спустился он ниже и 4 августа определил его в широте 70°33" N. Выдержав потом жестокий шторм, в продолжении которого шлюп едва не раздавило окружавшим его льдом, капитан Васильев направился к югу и 9-го вышел из Ледовитого моря, миновав мыс Лизбурн.

Отсюда заходил он еще раз к мысу Дерби и к острову Стюарта, где узнал от жителей, что они никакого судна не видели, и направил путь в Камчатку. 8 сентября прибыл в Петропавловский порт. Тут нашел он и бот лейтенанта Авинова, который в продолжении этого времени описал часть берега от мыса Невенгама к северу, но был принужден прекратить работы прежде окончания их по той причине, что в команде его стала показываться цинга, притом и самый бот имел дурные качества.

Между тем капитан Шишмарев, следуя от Уналашки к северу, 4 июня увидел неизвестный до того берег, которого, однако, по малой глубине не мог осмотреть подробнее (впоследствии оказалось, что это был мыс Румянцова, лежащий при входе с юга в Нортонов залив). Описав северный берег острова Св. Лаврентия, капитан Шишмарев заходил в залив того же имени на материке, а потом продолжал плавание близ берегов Азии. Часто встречая льды и противные ветра, 21 июля спустился он к американскому берегу и положил якорь близ мыса Мульграва в широте 67° 34´ N. Сделав здесь запас дров из выкидного леса, на другой же день снова пустился он к берегам Азии, но льды опять не допустили его туда и заставили обратиться на север. Августа 1-го шлюп находился в широте 70°13" N, а 4-го увидели мыс Сердце-Камень. Встречая постоянные препятствия ото льда, бурь и противных ветров, капитан Шишмарев решился идти отсюда в Мечигменский залив, в котором надеялся подкрепить команду свежими запасами.

Получив в этом месте от Чукчей все нужное, в половине августа перешел он к острову Св. Лаврентия для окончания съемки его северного берега, а оттуда направил курс в Камчатку и 21 сентября прибыл в Петропавловский порт, определив на пути остров Св. Матфея, открытый лейтенантом Синдом.

Соединивши здесь отряд свой, капитан Васильев стал готовиться в обратный путь и в половине октября вышел в море, намереваясь следовать вокруг мыса Горна.

Через три дня по выходе, во время тумана, шлюпы разлучились, и «Открытие» пошел к острову Овайги - месту условленного ран деву. Сопутствуемый до 30° N широты крепкими северными ветрами, прибыл он в гавань Гонолулу 27 ноября и нашел тут шлюп «Благонамеренный», прибывший тремя днями ранее.

20 декабря шлюпы отправились отсюда и, пройдя без особенных приключений жарким поясом, в половине февраля достигли широты 57° S в долготе 281° О. Здесь выдержали они четырехдневный шторм от SW, сопровождаемый мрачностью и снегом.

Пройдя меридиан мыса Горна 18-го числа, стали держать к северу и в половине марта прибыли в Рио-Жанейро.

Кончив к 5 мая все неизбежные после длинного перехода поправки в такелаже и корпусе шлюпов и сделав новые запасы воды и провизии, отправились далее. 19 мая вошли в полосу пассата и ровно через месяц после того вышли из пределов NO. В начале июля отряд прошел Британским каналом и, остановившись на пять дней в Копенгагене, 2 августа 1822 года прибыл в Кронштадт.

Этой экспедиции мы обязаны исследованием значительной части берегов Америки, именно от мыса Невенгама до Нортонова залива, весь этот обширный залив, и потом от мыса Лизбурна до мыса Ледяного³ ; также некоторой части берегов Азии, до мыса Сердце-Камень. Главнейшая же цель - северный проход - разумеется, и не могла быть достигнута ⁴ .

Несколько сведений о произведенных этой экспедицией описях помещено в «Хронологической истории всех путешествий Берха, ч II, стр. 1-20.
_______________________________________________________________________________________________________________________

¹ Впоследствии оказалось, что эта группа та же, что и острова «Пейетер», незадолго пред тем открытые. См Доп. к разбору Атласа Южного моря, соч. адмирала Крузенштерна.

² Размеры этого бота не показаны, но по журналу видно, что он углублялся около 4 футов и потому, вероятно, был не более 40 или 45 футов.

³ Замечательно, что съемка берега между мысами Лизбурном и Ледяным, сделанная капитаном Васильевым, совершенно сходствует со съемкою, произведенною там же со шлюпа «Блюссом» капитаном Бичи.

Шканечн. пут. журналы, донесения начальника отряда и записки капитана Шишмарева.

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Открытие" (1819-1822)

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант
Скончался в 1847 г. Вице-Адмирал, Генерал-интендант
Лейтенант
Скончался
Лейтенант Павел Зеленой
Скончался в 1829г., кап. 2 ранга и командир корабля.
Роман Б ойль
Скончался
Мичман Иван Стогов

Мичман Роман Галл
Скончался в 1822г., в обратном плавании, в Рио-Жанейро.
Гардемарин кн. Григорий Пагава
Скончался на службе на корабле, капитан-лейтенант
Штурман Михаил Рыдалев
Скончался в Астрахани, полковник,части мнспекторов штурманов.
Шт. помощник Алексей Коргуев
Скончался на службе.
Шт. помощник Андоей Худобин
Скончался на шл. Моллер на пути из Камчатки в Кронштадт.
Лекарь Иван Ковалев

Астроном Павел Тарханов
Скончался в 1839г. Астроном при Сибирской обсерватории
Живописец Емельян Корнеев

Нижних чинов.............68

Список участвовавших в кругосветном плавании на шлюпе "Благонамеренный"

Звания и имена
Примечания
Командир, капитан-лейтенант Глеб Семенович Шишмарев

Лейтенант Иван Игнатьев

Лейтенант Алексей Лазарев

Мичман Николай Шишмарев
Скончался в 1844г., кап.2 ранга
Мичман Карл Геллесем
В отставке
Штурман Владимир Петров

Шт. помощник Веденеев
Скончался в отставке
Шт. лекарь Григорий Заозерский
Скончался на службе
Священик Михаил Иванов

Нижних чинов..............................................71


Вам также будет интересно:

Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...
Осетины - боллоев таймураз
В массовом сознании сегодня все прочней укрепляется понятие об «экономическом феномене...