Осетины - боллоев таймураз

Вынесен приговор бывшим руководителям агентства

Что входит в страхование ответственности

Ипотека на строящееся жильё (новостройка) в Сбербанке: новая квартира, дом

Что делать, если не согласен с баллами ЕГЭ – правила подачи апелляции

Антитабачный закон о запрете курения в общественных местах В каких общественных местах запрещено курение

Пример должностной инструкции оператора азс

Новый взгляд на национальную военную стратегию

Начальник инвалидов Чепурной - stalinum А г чепурной

Как высчитать проценты от суммы формула 20 процентный

Госзакупки – начинаем и выигрываем Какие документы нужны для участия

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Как правильно составить договор аренды

Что такое целевой прием в вуз и как получить высшее образование бесплатно

В чем разница между отчислениями и взносами. Отличие налога от сбора

Пенсионная система - производная от трудовых отношений, она отражает все коллизии в трудовой сфере, прежде всего в сфере охраны труда и оплаты труда, заявил статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин в прямом эфире передачи «Персона Грата» на «Радио России».

«Если заработная плата маленькая, то, как может быть большой пенсия? Это же подчиненные вещи» - подчеркнул он.

«Мы выступаем за естественный способ наполнения пенсионного бюджета, то есть путем платы адекватных страховых взносов. Эти страховые взносы выплачивает работодатель за своих работников, они входят в стоимость рабочей силы. Вот чем отличаются страховые взносы от налогов, - рассказал Ю.Воронин. - Многие считают, что взносы - это такие же налоги. Это не налоги, потому что в отличие от налогов, страховые взносы порождают пенсионные права и права на другие виды социального обеспечения: по болезни, материнства и т.д. Во-вторых, это часть стоимости рабочей силы».

Отвечая на вопрос, как Минздравсоцразвития относится к предложению Центра стратегических разработок о том, чтобы каждый работник дополнительно платил свой взнос в Пенсионный фонд, Ю.Воронин пояснил, что это не идея ЦСР, а обычная мировая практика. В ведущих странах страховые взносы выплачиваются на паритетных основах: работодателем и работником.

Однако в России, по словам замминистра, проблема состоит в низком уровне оплаты труда. «Уровень заработанной платы должен позволять работнику делать такие отчисления без ущерба содержанию его семьи, его детей. На сегодняшний день охарактеризовать заработную плату как достаточную для этого мы не можем», - сказал он.

«Но в перспективе, если мы реализуем программы по существенному повышению заработанной платы, - к чему призывают профсоюзы, и они здесь правы, - в перспективе, возможно рассмотрение и этого», - отметил Ю.Воронин. Но «когда нам предлагают ввести такой взнос завтра, и завтра же повысить пенсионный возраст - мы однозначно против, потому что общество к этому не готово, ни юридически, ни социально», - подчеркнул он.

Еще одной принципиальной проблемой, по словам Ю.Воронина, является система досрочных пенсий, унаследованная от Советского Союза. Сегодня, отметил он, 33% всех пенсионеров - это досрочники, они выходят на пенсию раньше 60 лет. «Не решив эту проблему, мы просто не готовы к увеличению пенсионного возраста, это бессмысленно», - считает замминистра.

По его мнению, столь большое количество профессий, имеющих досрочный выход на пенсию, связано с тем, что «советскому государству было не свойственно вкладывать деньги в охрану труда». Путь к сокращению числа таких профессий - улучшение условий труда. «Надо вводить для подобных работодателей, которые используют такие рабочие места и не вкладывают деньги в защиту людей, просто дополнительный тариф в Пенсионный фонд. Тогда они будут стоять перед дилеммой: или создавать приемлемые условия труда или платить дополнительный взнос в Пенсионный фонд», - считает Ю.Воронин.

Рассказывая о том, как проходит обсуждение перспектив пенсионной системы с независимыми профессиональными экспертами, замминистра сообщил, что подготовленный министерством доклад уже обсуждался с представителями Ассоциации российского трудового права и социального обеспечения, Московской юридической академии, Высшая школа экономики. Также эти темы обсуждались на круглом столе в Федерации независимых профсоюзов России. Предстоит обсуждение в союзе юристов России и в НИИ труда и социального страхования. «То есть предоставлена возможность очень широкому спектру экспертов высказать свои позиции и рекомендации по дальнейшей судьбе пенсионной системы», - пояснил Ю.Воронин.

По его словам, разногласия по поводу пенсионного возраста и способов наполнения бюджета Пенсионного фонда - это лишь частные проявления, главный водораздел мнений проходит по основному идеологическому постулату: куда идти государству в посткризисный период времени. И эта тема актуальна не только для России, но и для всех стран с развитой экономикой. «Все-таки оставаться приверженцами социального государства, - государства, которое существует для людей, которое должно делать ставку на развитие социальных программ? Или принести социальные программы в жертву экономическому развитию с целью освобождения рук государства для вложения инвестиций в экономику, инновации? То есть развивать экономику ради экономики, которая потом, может быть, позволит повысить или поддерживать уровень жизни населения. Это тот, спор, который идет во всех международных институтах, - мы здесь не одиноки», - пояснил Ю.Воронин.

Главное, по его словам, что обсуждают эксперты - это бюджетный дефицит. То есть допустимо ли, чтобы Пенсионный фонд дотировался из Федерального бюджета и создавал определенную нагрузку на экономику, или средства, которые расходуются на дотации Пенсионного фонда, лучше бы направить на инновационное развитие страны. «Они воспринимают пенсионную систему как некого нахлебника, который постоянно просит денег. В их понимании, нужно создать такую пенсионную систему, которая будет самодостаточной, которая не будет требовать никаких расходов из бюджета. Я должен сказать, что такого не бывает. Нигде, в ведущих странах нет самоокупаемых Пенсионных фондов. Везде государство выплачивает дотации в пенсионный фонд для того, чтобы поддерживать эту систему долгосрочных обязательств», - подчеркнул Ю.Воронин.

А не в ведущих странах нет и пенсионных систем, отметил он. «К примеру, Китай, - это ведущая страна, но вы знаете, что дешевизна ее рабочей силы, которая создает бешеное развитие производства, связана с тем, что в Китае нет централизованной пенсионной системы. В этой стране, пенсионное обеспечение - это либо дело сельскохозяйственных коммун, либо отраслевых министерств, которые создают свои отраслевые пенсионные системы, но централизованной системы - нет. Зато эта страна имеет преимущество в развитии экономики. Мы должны задаться вопросом, мы такой себе идеал себе рисуем? Мы хотим, чтобы такой ценой, по сути принесения в жертву имеющихся социальных гарантий, развивать нашу экономику? Есть и Африканские страны, где вся пенсионная система сводится к наличию фондов, где есть некий объем накоплений, которые выплачивают единовременные выплаты людям после выхода ими на пенсию. Я думаю, что вряд ли наших граждан утроит такая судьба в старости», - считает замминистра.

Ю.Воронин напомнил, что, когда премьер-министр В.Путин встречался с экспертными группами, перед которыми он поставил задачу подготовить экономическую стратегию для правительства, он специально акцентировал внимание экспертов на том, что у нас уже есть сложившиеся система социальных гарантий которую нельзя взять и просто демонтировать.

Отвечая на вопрос, когда у нас в стране получится создать пенсионную систему, которая позволит пожилым людям не чувствовать себя людьми второго сорта, замминистра подчеркнул: «Когда у нас будет достойная заработная плата. Только тогда мы обеспечим людям достойную пенсионную систему, в отрыве это не получится».

С полным текстом интервью Ю.Воронина можно ознакомиться на

В книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги, сборы и обязательные страховые взносы. Акцент делается на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства, освоение которой позволит читателю в дальнейшем легко разобраться в самых запутанных налоговых ситуациях. Обязательные платежи государству рассматриваются не с позиции их сборщика, как в других книгах по налогообложению, а с позиции плательщика – предприятия, предпринимателя, обычного человека

Из серии: Бухгалтеру и аудитору

* * *

компанией ЛитРес .

© ООО Издательство "Питер", 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Введение

В нашей книге объясняются правила исчисления таких обязательных платежей государству, как налоги и сборы, а также обязательные страховые взносы.

В отличие от других книг по этой теме мы делаем акцент на здравый экономический смысл и внутреннюю логику законодательства.

Рассматриваемая область человеческой деятельности регулируется множеством правил, причем каждое правило имеет большое количество исключений. Объем законодательных и околозаконодательных текстов исчисляется десятками тысяч страниц. Запомнить все это обычный человек не в состоянии. Тем не менее в этом можно разобраться.

Правила исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов образуют иерархическую структуру с четкими взаимосвязями. Если с помощью нашей книги вы освоите внутреннюю логику этой структуры, то сможете легко выделить тот небольшой набор правил, который распространяется на подавляющее большинство ваших ситуаций, и сумеете быстро найти особые правила для сложных случаев.

Другая отличительная особенность нашей книги – разворот подхода к теме на 180 градусов.

Законы и прочие нормативные документы составлены с позиции государственных органов, собирающих обязательные платежи. С той же позиции в основном написаны и другие книги, которые пересказывают и объясняют налоговое законодательство. Такие книги удобны налоговым инспекторам.

У нас же данные вопросы рассматриваются с позиции противоположной стороны, которая платит все эти налоги, сборы и взносы. То есть с позиции предприятий, предпринимателей и обычных граждан. Разумеется, к этой стороне относитесь и вы, наш читатель.

Следующая особенность нашей книги заключается в том, что, помимо налогов и сборов, исчисление которых регулируется Налоговым кодексом и дополняющими его нормативными актами, мы рассматриваем обязательные страховые взносы.

Исчисление обязательных страховых взносов регулируется собственной отраслью законодательства. Поэтому страховые взносы обычно рассматриваются в отдельных книгах.

Но для обязательных страховых взносов применяются те же самые правила исчисления и уплаты, что и для налогов и сборов. А с точки зрения плательщика обязательные страховые взносы являются такими же платежами в бюджет, как налоги и сборы. Объединение в одной книге информации о страховых взносах, налогах и сборах позволит нашему читателю сэкономить усилия на самообразование.

А чтобы чтение было более легким, по страницам книги вас будет сопровождать неутомимый помощник – Мудрый Ворон .


Общество и государство

Мы, современные оседлые люди, живем в государствах , которые поделили между собой практически всю земную сушу (разве что за исключением Антарктиды). Государства существуют для блага всех людей, проживающих на их территориях. Во всяком случае, именно это утверждает любое современное государство.

Государство отличается от простого неорганизованного общества тем, что имеет специальные структуры для управления обществом. Некоторые члены общества работают в этих структурах: государственные служащие, военные и др. При этом государство налагает на остальных членов общества обязанность предоставлять средства на содержание граждан, занятых в государственных структурах, а также на оказание государственных услуг по обеспечению коллективных потребностей общества.

К коллективным потребностям общества, которые обеспечивает государство, можно отнести:

Создание условий для благополучного существования и развития общества в целом, то есть обеспечение экономического и социального процветания;

Защиту общества от внешних врагов (оборона);

Поддержание порядка внутри самого общества;

Защиту общества от эпидемий, природных катаклизмов и т. д.

В этой книге мы исходим из того, что современное общество является обществом потребления. Члены общества потребляют различные блага – материальные ценности и услуги. Это еда и одежда, квартиры и дома, автомобили, книги и фильмы, развлекательные и спортивные мероприятия, медицинские и образовательные услуги и т. п.

Чтобы блага могли быть потреблены, их сначала нужно произвести. Производством благ также занимаются члены общества.

Современное общество является узкоспециализированным. Разные блага производят разные люди, причем подавляющее большинство благ производится коллективно. Для коллективного производства благ граждане создают предприятия .

Произведенными благами предприятия и отдельные граждане обмениваются друг с другом. Государство устанавливает правила обмена и следит за тем, чтобы никто их не нарушал.

Деньги и финансы

Для удобства обмена благами используются деньги. Деньгами можно оценить стоимость любых благ, которые люди предлагают друг другу.

Выпуском денег занимается государство. Оно объявляет, что выпущенные им деньги являются обязательным средством платежа за ценности и услуги на его территории. Государство содержит организационные структуры, которые обеспечивают быстрое и беспрепятственное перемещение денег между членами общества.

Совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обращения денег, называется финансами .

В быту слово финансы часто используется для обозначения денег, хотя это понятие гораздо шире.

Государственный бюджет


Поскольку в современном обществе деньги являются универсальным эквивалентом обмена, государству удобно обеспечивать собственные нужды путем расходования денег. Необходимые для этого деньги государство собирает с общества.

Система сбора и распределения денег называется государственным бюджетом .

В рамках государственного бюджета устанавливается схема доходов и расходов государства, с основной периодичностью в один год. В этой схеме определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государства, а также указываются источники и размеры ожидаемых поступлений со стороны общества. Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются видами доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет нашего государства – Российской Федерации – представляет собой сложную бюджетную систему . Это связано с тем, как оно устроено.

Наше государство имеет трехуровневую структуру территориального устройства:

Федерация (государство в целом);

Субъекты Федерации (республики, края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

Муниципальные образования (районы, округа, города, поселки, прочие населенные пункты).

Соответственно территориальному устройству в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

федеральный бюджет ;

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Для муниципальных образований предусмотрена двухуровневая структура управления. Соответственно, уровень местных бюджетов делится на два подуровня.

Федеральный бюджет находится в ведении Министерства финансов , которое входит в состав Правительства Российской Федерации . Региональные и местные бюджеты находятся в ведении органов финансового управления соответствующих уровней власти.

Кроме того, в бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты государственных внебюджетных фондов . Государственные внебюджетные фонды – это государственные структуры федерального и регионального уровней, которые занимаются финансированием отдельных направлений деятельности государства.


Слово внебюджетный в термине государственные внебюджетные фонды подчеркивает независимость таких фондов от федерального, региональных и местных бюджетов. То есть внебюджетные фонды не подчиняются ни Министерству финансов, ни финансовым органам регионального и местного уровней. Тем не менее государственные внебюджетные фонды входят в структуру государственного бюджета. Деятельность внебюджетных фондов регулируется законодательством Российской Федерации.

В нашей книге рассматриваются только те государственные внебюджетные фонды, которые занимаются сбором обязательных взносов на социальную поддержку, то есть на денежные выплаты гражданам в ситуациях, когда они признаются нуждающимися в такой поддержке. Это следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Все перечисленные внебюджетные фонды соответствуют первому уровню территориального устройства нашего государства – государству в целом.

Что такое налог

Основным источником пополнения государственного бюджета являются налоги.

Помимо налогов, государственный бюджет имеет неналоговые доходы :

Доходы от использования государственной или муниципальной собственности;

Доходы от продажи государственной или муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления;

Штрафы, компенсации.

Под налогом понимается обязательный платеж, уплачиваемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности.

Налог характеризуется следующими признаками:

Обязательностью платежей;

Индивидуальной безвозмездностью платежа;

Денежной формой;

Целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги взимаются с граждан и организаций.

Рассмотрим признаки налога подробнее.

Обязательность уплаты налога связана с тем, что государству необходимы ресурсы, обеспечивающие его существование. Именно поэтому государство обязывает организации и граждан платить налоги.

Индивидуальная безвозмездность платежа означает, что государство не принимает на себя обязательство оказать какую-либо конкретную услугу или компенсацию гражданину или организации, уплатившей налог.

Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти потребности государство удовлетворяет путем предоставления определенных услуг, получателем которых выступают не отдельные граждане и организации, а все общество в целом. К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка и т. п. Но при этом невозможно вычислить, в какой степени тот или иной член общества испытывает нужду в государственных услугах, предоставляемых обществу в целом.

Денежная форма налога означает, что платеж осуществляется исключительно в денежной форме. Это удобно и государству, и плательщикам налогов.

В принципе, для налога возможна натуральная форма, когда государство собирает с граждан и организаций некоторые материальные ценности. Натуральная форма использовалась на ранних стадиях экономического развития и даже в недалеком прошлом – в период разрухи и гражданской войны в советской России (продразверстка). Но в условиях нормально функционирующих финансов для всех гораздо удобнее денежная форма налога.

Цель взимания налога – финансирование государственных нужд. Государство расходует существенные средства на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

В доходах бюджетов развитых государств преобладают налоги. Именно финансирование государственных нужд является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

К платежам компенсационного характера относятся сборы (о них речь пойдет позже) и санкции имущественного характера – штрафы и конфискация имущества. Такие санкции налагаются за допущенные нарушения закона, их цель – компенсировать потери общества и заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения. Кроме того, к платежам компенсационного характера можно отнести страховые взносы (мы также рассмотрим их в нашей книге).

Финансирование государственных нужд – не только признак, но и одна из функций налога.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции, причем каждая из них реализует то или иное практическое назначение.

Первая по важности функция налогов – финансирование государственных нужд, или, другими словами, фискальная функция . Эта функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Название фискальной функции происходит от слова «фиск» – казна.

Социальная функция характеризует стремление государства придать системе налогообложения черты социальной справедливости. Пример реализации социальной функции – неравное обложение разного по стоимости имущества, когда более дорогое имущество облагается по повышенным ставкам (богатые платят больше). Разумная реализация социальной функции позволяет государству получить поддержку налоговой политики со стороны широких слоев населения.

Регулирующая функция характеризует намерение государства в особых случаях смягчать негативное воздействие налогообложения и способствовать позитивному экономическому и социальному развитию общества. Государство снижает налоги на предприятия и на проекты, которые с точки зрения бизнеса рискованны или не гарантируют быструю прибыль, но в случае успеха могут принести большую пользу обществу.

Свежий пример – чемпионат мира по футболу 2018 года. Налогоплательщики, причастные к подготовке этого чемпионата, получают существенные налоговые льготы. Другие примеры – Олимпиада Сочи-2014, проект «Сколково».

Отечественная налоговая система старается способствовать (точнее, не мешать) модернизации промышленного производства, развитию сельского хозяйства, медицины и образования. Поддерживаются трудовая занятость инвалидов, народные промыслы, традиционные занятия малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поддерживается стремление граждан решать жилищные проблемы собственными силами, а также учиться и укреплять здоровье.

Разновидность регулирующей функции налогов – ререгулирующая функция . Путем применения повышенных налоговых ставок государство старается уменьшить продажи товаров и объемы предоставления услуг, потребление которых оказывает вред обществу.

К таким товарам относятся алкогольные напитки и сигареты, к услугам – азартные игры.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать полноту и своевременность уплаты налогов. Контрольная функция реализуется через налоговые проверки, меры принуждения и наказания.

Для каждой области человеческой деятельности присуща своя терминология. Не является исключением налогообложение.

Если для обычного человека налог рассчитывается , а для бухгалтера – начисляется , то специалист по налогообложению скажет, что налог исчисляется . Исчисленный налог затем удерживается из денег налогоплательщика и уплачивается в бюджет (а не просто платится ).

К описанному процессу – исчисление , удержание и уплата – иногда применяют термин взимание налога .

Что такое сбор

Сбор – это обязательный платеж, взимаемый с граждан и организаций за конкретные действия государственных структур.

Сбор схож с налогом следующими признаками: обязательность уплаты и денежная форма . Но, в отличие от налога, сбор является возмездным платежом. Сборы взимаются за оказание государством конкретных услуг гражданам и организациям. Соответственно, сбор имеет иную цель, чем налог. Цель сбора – компенсировать затраты государства на содержание государственных органов и государственных служащих, занятых оказанием услуг гражданам и организациям.

Что такое обязательный страховой взнос

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан (эти фонды перечислены выше).

Обязательный страховой взнос (как и сбор) схож с налогом такими признаками, как обязательность уплаты и денежная форма . В то же время такой признак налога, как индивидуальная безвозмездность платежа , относится к обязательному страховому взносу лишь частично. Страховые взносы можно отчасти считать возмездными платежами.

Обязательные страховые взносы собираются за счет тех денег, которые граждане, в принципе, могли бы получить в качестве личных доходов. За граждан, работающих в организациях или у предпринимателей, взносы уплачивают организации и предприниматели. Собираемые суммы пропорциональны личным доходам работающих граждан.

Собранные средства расходуются на социальную поддержку граждан в ситуациях, когда государство признает их нуждающимися в этой поддержке: когда гражданин не способен зарабатывать деньги самостоятельно или утратил такую способность по уважительным причинам. Это следующие ситуации: временная нетрудоспособность по причине болезни, травмы, беременности; постоянная нетрудоспособность по причине достижения пенсионного возраста. Но социальная поддержка, оказываемая гражданину со стороны фонда, не всегда пропорциональна сумме взносов, собранных за счет его доходов. То есть применительно к страховым взносам принцип индивидуальной безвозмездности платежа соблюдается лишь частично.

К социальной поддержке граждан, оказываемой за счет средств государственных внебюджетных фондов, относятся трудовые пенсии и выплаты по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью. Работающие граждане могут получать социальную поддержку через организации и предпринимателей, у которых работают, и тем же способом, каким они получают заработную плату.

Следует заметить, что в Российской Федерации социальная поддержка граждан осуществляется не только за счет средств внебюджетных фондов, но также за счет средств бюджетов: федерального, региональных и местных. В частности, за счет федерального бюджета выплачиваются пенсии бывшим военнослужащим и государственным служащим, а также пенсии никогда не работавшим гражданам. Также за счет федерального бюджета начисляется материнский капитал при рождении второго ребенка.

Еще одно отличие обязательного страхового взноса от налога – цель взимания . Обязательные страховые взносы взимаются не для финансирования государственных нужд в целом, а строго для финансирования социальной поддержки граждан.

Общее и различия между налогами, сборами и взносами


Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.

На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.


Рис. 2


Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления (А. В. Гартвич, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром -

Обязательное медицинское страхование является итогом сотрудничества между государственной властью, работодателем и трудоспособными гражданами. Целью такого взаимодействия является предоставление качественных и доступных медицинских услуг.

Какая разница между Взносами и отчислениями на Медицинское страхование

  • Отчислениями на медстраховку называют средства, которые работодатель оплачивает за своих сотрудников
  • Взносами на ОСМС - это то что платят все категории включая государство и самозанятых

Медицинское страхование, кто и сколько будет платить?

Если вкратце, то взносы на обязательное медицинское страхование в РК будут платить государство, работодатели, работники и самозанятое население. Разберемся, кто, сколько и когда будет это делать.

Государство. Закон РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» предусматривает, что государство будет платить за социально уязвимые слои населения (см. перечень в следующем пункте). В конечном итоге размер взносов составит 7% от средней заработной платы по стране. Достигаться эта цифра будет поэтапно: 4% в 2017 году, 5% с 2018 года, 6% в 2023 году и 7% с 2024 года.

Работодатели. Будут платить за своих наемных работников. В конечном итоге размер взносов составит 5% от фонда оплаты труда. Достигаться эта цифра будет также поэтапно:

Взносы будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налог.

Достоинства системы медицинского страхования

Солидарная система начисления взносов за медицинское обслуживание снимает финансовую нагрузку с большинства граждан, вынужденных оплачивать медицинскую помощь из собственного кармана. Вместе с внедрением программы ОСМС будут достигнуты такие цели:

  • снижение коррупционной составляющей в медицинской сфере;
  • повышение уровня медицинского обслуживания;
  • доступность лечения для неимущих и нетрудоспособных слоев населения;
  • снижение затрат на лечение;
  • повышение конкурентоспособности среди медицинских учреждений.

Единые правила начисления взносов на медобслуживание позволяют каждому жителю Казахстана получить своевременную и качественную медицинскую помощь вне зависимости от собственного уровня доходов. Окончательные итоги реформы медицинской сферы правительство подведет после 2022 года.

Список выплат и доходов не облагаемых по системе ОСМС

К ним относятся, например:

компенсации работникам при разъездном характере работы;

компенсации при служебных командировках;

компенсации расходов при переводе работника на работу в другую местность за счет средств бюджета;

полевое довольствие работников;

расходы на обеспечение лиц, работающим вахтовым методом;

расходы, связанные с доставкой работников;

стоимость выданной специальной одежды;

расходы работодателя на оплату обучения;

повышения квалификации или переподготовки работника;

расходы на проживание, медицинское страхование;

проезд физического лица не резидента от автономной организацией образования;

пособия и компенсации, выплачиваемые за счет средств бюджета;

пособие к отпуску на оздоровление;

выплаты для оплаты медицинских услуг, при рождении ребенка, на погребение в пределах 8 месячных заработных плат;

страховые премии, уплачиваемые работодателем; стипендии.

Отчисления работодателей Начисленные и удержанные взносы и отчисления перечисляются работодателем не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов. По решению юридического лица-резидента его филиалы и представительства могут рассматриваться в качестве самостоятельных плательщиков отчислений и взносов.

Работодатель обязан ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять работникам, за которых уплачиваются отчисления и взносы, сведения об исчисленных (удержанных) и перечисленных отчислениях и взносах. Важно В соответствии с ответом Министра здравоохранения и социального развития, работодатель может информировать своих работников сведениями об исчисленных и перечисленных взносах и отчислениях в письменной или электронной форме, в том числе с включением информации в расчетные листки.

Взносы работников Исчисление (удержание) и перечисление взносов работников в фонд ежемесячно осуществляются работодателями за счет доходов работников.

Удержание взносов работников на ОСМС начнется с 2019 года.

Будут ли штрафовать уклонившихся от уплаты взносов на ОСМС

За несвоевременную уплату суммы отчислений и (или) взносов органами государственных доходов начисляется пеня в размере 1,25-кратной официальной ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Казахстан, за каждый день просрочки (включая день оплаты в фонд). Так, к примеру, за 30 дней просрочки при зарплате в 150 тысяч тенге пеня составит 16,41 тенге», - сообщили в фонде в ответ на письменный запрос редакци

Как пояснили в ФСМС, взыскание производится на основе инкассового распоряжения органа госдоходов с направлением уведомления плательщику. Органы госдоходов вправе взыскивать с банковских счетов плательщика деньги в пределах образовавшейся задолженности.

«За неуплату (неперечисление), несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование работодателями, индивидуальными предпринимателями предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»

Проголосовать

(0)

Действующим законодательством установлены обязательные страховые платежи в различные фонды – пенсионный, социального и медицинского страхования. Это непреложная обязанность для всех компаний и предпринимателей. Иными словами, взносы уплачивают все – и ИП без нанятого персонала, и ООО со средними доходами, и огромная корпорация с немалым штатом сотрудников. Кроме того, даже по каким-то причинам не функционирующие организации, т. е. не получающие доход, но не заявившие о прекращении своей деятельности в официальном порядке, также производят эти платежи. Расчет сумм страховых взносов осуществляется в различных предприятиях по-разному, все зависит от многих причин: статуса предприятия, организационных особенностей и других условий. Попробуем разобраться в тонкостях начислений для разных категорий организаций, работников и узнаем порядок расчета страховых взносов для предприятий разных форм собственности.

Чем отличаются налоги работодателя и его сотрудников?

Сначала рассмотрим отличия в уплате налогов персоналом и работодателем, поскольку их часто путают, хотя понятия эти полярно противоположные. Расчет страховых взносов осуществляется на основе размера оплаты труда. Нельзя смешивать такие разные понятия, как платежи работодателя и сотрудника. Работник уплачивает НДФЛ с суммы начисленной ему лично зарплаты, а работодатель платит 30% от размера всего фонда зарплаты персонала в различные фонды. Кстати, выступая налоговым агентом, компания или ИП удерживает и перечисляет в бюджет полную сумму НДФЛ с ее работников. Такова разница между налогами, которые уплачивают наемные работники и руководители предприятий.

Страховые взносы: что это такое?

Взносы, уплачиваемые работодателем в социальные фонды, называются страховыми, или социальными отчислениями. Все платежи в них рассчитываются и перечисляются помесячно в установленные законодательным порядком сроки.
Подавляющая часть населения России является нанятыми работниками разных предприятий. Для компаний, находящихся на традиционной системе налогообложения, база для расчета страховых взносов строится исключительно на сумме начисленной им зарплаты и связанных с нею выплат, например премий или доплат за работу в праздничные и выходные дни, классность, территориальный коэффициент и др. Выплаты, характеризующиеся как социальные, в расчетную базу не входят. К ним относятся:

  • материальные компенсации;
  • помощь от компании для восстановления здоровья или приобретения лекарственных средств на основании коллективного договора или отраслевых тарифных соглашений;
  • пособия, начисленные при увольнении сотрудников, вызванном сокращением производства и ликвидацией рабочих мест;
  • затраты на командировки, носящие производственный характер, но не имеющие отношения к начислению заработной платы.

Итак, все начисления производятся на сумму начисленной зарплаты. Узнаем, в какие фонды перечисляют взносы предприятия, применяющие ОСНО, их размеры и особенности расчета, а также для каких компаний и в каких случаях применяются сниженные тарифы.

ФСС

Один из важнейших социальных фондов, куда отчисляются страховые взносы – ФСС. Он работает в двух направлениях: контролирует и оплачивает пособия по временной нетрудоспособности и возмещает ущерб, вызванный полученными производственными травмами.
В связи с этим взносы в ФСС исчисляются по следующим тарифам:

▪ 1-й – по временной потере трудоспособности и материнству – 2,9 % от зарплаты работников. На 2015 год установлен предельный уровень оплаты труда, с которого насчитываются взносы, в сумме 670 тыс. руб. На полученный свыше этого уровня доход тариф не начисляется.

▪ 2-й – страхование от производственных несчастных случаев. Величина взноса варьируется от 0,2% до 8,5 % и соответствует одному из 32 классов риска на производстве, законодательно установленных для компаний различной степени производственного травматизма. Для этого вида страхования не существует размера предельной базы, отчисления с заработной платы производятся независимо от суммы дохода по установленному для каждого предприятия классу риска. Только для бюджетных предприятий профессиональный риск ограничен первым классом.

ФФОМС

Отчисления по медицинскому страхованию составляют в 2015 году 5,1% от суммы оплаты труда. Максимальный уровень зарплаты, свыше которого взносы не насчитываются, равен 624 тыс. рублей.

ПФР

Для предприятий, работающих на общих основаниях, взносы составляют 22 %. Предельный доход для их начисления в текущем году равен 711 тыс. руб. В отличие от остальных фондов, в ПФР на суммы, превышающие норматив, отчисления производятся в размере 10 %. Но распределяются они уже не на отдельный счет работника, а на общий, консолидированный счет. В представленной таблице указаны размеры отчислений и предельные уровни дохода, на который они начисляются, для предприятий, применяющих ОСНО.

1. Пример расчета страховых взносов

Сотруднику предприятия за январь начислена зарплата – 68 тыс. руб. В нее входят выплаты:

  • оклад - 40 000 руб.;
  • отпускные - 15 000 руб.;
  • оплачен больничный лист - 13 000 руб.

Всего начислено: 68 000 руб.

Оплата листа нетрудоспособности не входят в базу для расчета, понижая сумму дохода для начисления взносов.

68 – 13 = 55 тыс. руб.

Начислено взносов за январь:
в ПФР:
55 000 * 22% = 12 100 руб.
в ФСС:
55 000 * 2,9% = 1595 руб.

В ФСС (от несч. сл.):

55 000 * 0,2% = 110 руб.
в ФФОМС:
55 000 * 5,1% = 2805 руб.
Всего начислено взносов за месяц - 16 610 руб.

Продолжим пример:

Зарплата этого сотрудника за 10 месяцев года составила 856 000 рублей. Размер начисленных за это время взносов:

В ПФР:
711 000 * 22% + (856 000 – 711 000) * 10% = 156 420 + 31 900 = 188 320 руб.
в ФСС:
670 000 * 2,9% = 19 430 руб.

ФСС (от несч/сл.):

856 000 * 0,2% = 1712 руб.
ФФОМС:
624 000 * 5,1% = 31 824 руб.
Начислено за 10 месяцев - 241 286 руб.

Страховые взносы: расчет для ИП

Часто предприниматели, организуя собственный бизнес, работают в единственном числе, не набирая штат персонала. Сам себе ИП зарплату не платит, он получает доход от предпринимательской деятельности. К этой категории относится и так называемое самозанятое население - частнопрактикующие юристы, врачи и другие специалисты, организовавшие собственный бизнес.

Для таких предпринимателей законодательно утвержден особый порядок начисления подобных платежей – фиксированные (обязательные) страховые взносы.

Осуществляется расчет обязательных страховых взносов исходя из размера МРОТ, индексирующегося ежегодно. Поэтому с каждым годом увеличивается и сумма фиксированных взносов, не считая эксперимента законодателей в 2013 году, когда за основу для расчета отчислений брали не один МРОТ, а два.

Эта сумма четко определена и рассчитывается как произведение 12-кратного МРОТ на тарифы, установленные для ПФР в размере 26 % и ФФОМС - 5,1%:

В текущем году обязательный взнос составил 18 610,80 руб. и 3650,58 руб. соответственно. Всего подлежит перечислению за год 22 261,38 руб.

Расчет страховых взносов в ФСС индивидуальные предприниматели не делают, поскольку для них не предусмотрены расчеты с фондом ни по оплате листов нетрудоспособности, ни по производственным травмам.

Законодательно установлена предельная планка получения дохода для возможности уплаты отчислений в фиксированной сумме – 300 тыс. руб. Превышение этого уровня доходов потребует доначисления размера взносов: на сумму, полученную сверх этого норматива, начисляется 1 %. Такое правило действует только для начисления взносов в ПФР. Оно не относится к отчислениям в ФФОМС. На размер взноса в этот фонд не влияет сумма доходов, он стабилен.

Порядок перечисления и расчет страховых взносов в ПФР предпринимателями

Алгоритм расчетов с пенсионным фондом следующий:

До окончания текущего года в обязательном порядке уплачивается фиксированный взнос. Это обязанность всех предпринимателей. Как уже упоминалось, при уплате этого взноса не играет роли ни финансовый результат деятельности, ни режим налогообложения, ни размеры дохода, ни его полное отсутствие. Этот взнос уплачивается, поскольку является обязательным.

До 1 апреля будущего года перечисляется полученная расчетным путем часть взносов – 1% от размера дохода, превысившего трехсоттысячный предел.

3. Рассмотрим пример расчета страховых взносов для ИП, работающего без персонала:

Годовой доход практикующего врача составил 278 тыс. руб. Составим расчет страховых взносов:

в ПФР = 5965 * 12 * 26 % = 18 610,80 руб.

в ФФОМС= 5965 * 12 * 5,1% = 3650,58 руб.

Платежи осуществляются одинаковыми долями поквартально или сразу полной суммой. Главное, чтобы они были внесены до конца года.

4. Рассмотрим следующий пример:

Доход ИП за год – 2 560 000 руб.

Взнос в ПФР = 18 610,80 + 1 % * (2 560 000 – 300 000)= 18 610,80 + 22600 = 41 210,80 руб.

В ФФОМС – 3650,58 руб.

Важно! Фиксированная сумма 22 261,38 руб. должна быть перечислена до конца налогового года, взнос с разницы 18 949,42 руб. уплачивается до 1 апреля.

Предельная сумма взноса в текущем году - 148 886,40 руб. Рассчитывается она по формуле: 8-кратный размер МРОТ за год, помноженный на установленный тариф ПФР.

Особенности расчета взносов ИП: как правильно рассчитать размер дохода ИП

Расчет страховых взносов ИП изменен радикально. И если раньше все расчеты строились на размере прибыли, сегодня за основу для их начисления берется размер полученного дохода. И следует различать эти понятия, поскольку неправильно подсчитанная сумма дохода и, следовательно, платежа может повлечь наложение штрафных санкций.


При совмещении нескольких налоговых режимов доходы от деятельности на каждом из них должны суммироваться. Если доход предпринимателя за год - не больше 300 тыс. рублей или отсутствует, то ИП обязан перечислить лишь фиксированный взнос.

Применение пониженных тарифов: кто может рассчитывать на льготы?

Российским законодательством регламентирована возможность применения сниженных тарифов для некоторых категорий предприятий-работодателей. Величины этих тарифов различны для разных компаний и зависят от деятельности, которой они занимаются. Размеры тарифов перечислены в 1-й части ст. 58 З-на № 212-ФЗ. Это весьма пространный реестр, который вмещает целый ряд плательщиков, имеющих право использования льгот. В таблице представлен список предприятий, деятельность которых позволяет применять льготные тарифы при расчете социальных отчислений.

Размеры пониженных ставок страховых взносов
Компании, имеющие право на применение льготных тарифов ПФР ФСС ФФОМ
Предприятия, работающие на ЕСХН, сельхозпроизводители, общественные представительства инвалидов 21 2,4 3,7
Партнерства, организованные бюджетными, некоммерческими учреждениями, IT-компании, др. 8 4 2
Компании и ИП, работающие на патенте и УСН по видам деятельности, перечисленным в законе, предприниматели-фармацевты на ЕНВД, некоммерческие организации на УСН, предприятия, работающие в сфере социального обеспечения, разработок НИОКР, здравоохранения, культуры, благотворительного направления 20 0 0
Предприятия-участники проекта "Сколково" 14 0 0

В пункте 8, ч. 1 ст. 58 опубликован список видов деятельности, по которым установлено применение льготных тарифов. Организациям и ИП, работающим с любым из них, дано право не насчитывать отчисления по социальному и медицинскому страхованию, а для взносов в ПФР установлена ставка 20%. Предельный доход для расчета отчислений – 711 тыс. руб. На полученные доходы, сверх этого размера, взносы не насчитываются. Законодателями установлены и некие ограничительные барьеры, которые должны быть применены для реализации предприятиями права на использование льготных тарифов.

Рассмотрим расчет страховых взносов по льготным тарифам на нескольких следующих примерах.

1. С годового дохода работника предприятия – сельхозтоваропроизводителя, имеющего право на льготный расчет в сумме 264 000 руб. отчисления составили:

В ПФР:
264 000 * 21% = 55 440 руб.
в ФСС:
264 000 * 2,4% = 6336 руб.

В ФФОМС:

264 000 * 3,7% = 9768 руб.

Итого: 71 544 руб.

2. С зарплаты работника предприятия сферы соцобеспечения, ведущего деятельность, подпадающую под применение льгот в сумме 210000 руб., должны быть насчитаны взносы:

В ПФР:
210 000 * 20% = 40 500 руб.
Итого: 40 500 руб.

3. С годового дохода сотрудника IT-компании в сумме 547 000 руб. сделаны отчисления:

В ПФР:
547 000 * 8% = 43 760 руб.
в ФСС:
547 000 * 4% = 21 880 руб.

В ФФОМС:

547 000 * 2% = 10 940 руб.

Итого: 76 580 руб.

Еще одно нововведение с начала текущего года – суммы взносов при уплате не округляются до рублей, как было принято раньше, а насчитываются и уплачиваются в рублях и копейках, не создавая при расчетах с фондами мизерных переплат.

Учет расчетов по страховым взносам: начисление, проводки, особенности

Начисление страховых взносов осуществляется предприятиями-работодателями в том же месяце, за который начисляется зарплата. Важно! Начисление-расчет страховых взносов на отпускные производится сразу же при расчете отпускных, причем на всю сумму, независимо от продолжительности периода отпуска. Зачастую начинается он в одном месяце, а заканчивается в другом. Тем не менее расчет по начисленным страховым взносам производится на всю сумму сразу.

Бухгалтерский учет страховых взносов осуществляется на счете № 69 «Расчеты по социальному страхованию» и его субсчетах для отдельного выделения видов отчислений и фондов. Корреспондируется он со счетами учета затрат производства, сумма начисленных взносов отражается по кредиту 69-го счета :

Д-т 20 (23, 26, 44 …) К-т 69 - начислены взносы в ПФР, ФСС и ФФОМС на соответствующие субсчета, утвержденные в компании.

Уплаченные взносы дебетуют субсчета 69 и отражаются в кредите счета 51 «Расчетный счет», подтверждая произведенный платеж и расчет по уплаченным страховым взносам.

Особенности применения льгот при уплате взносов для «упрощенцев»

Законодательно установлена возможность уменьшения налогооблагаемой базы предприятий, применяющих спецрежимы. Уплаченные страховые взносы в полном объеме рассчитанной суммы уменьшают базу по начисленному налогу, предусмотренному спецрежимом, в следующих случаях:

ИП применяет УСН и/или ЕНВД и функционирует без нанятого персонала;

Компания работает на упрощенном режиме «Доходы за минусом расходов».

1/2 суммы отчислений уменьшает базу для расчета налога, когда применяются следующие режимы:

УСН «Доходы * 6%»;

Обладателям патентов страховые взносы не уменьшают их стоимость.

Надо отметить, что право на применение указанных льгот осуществимо только в том периоде, за который начисляется налог, и уменьшена база может быть исключительно на сумму уплаченных (не начисленных!) в этом же отчетном периоде взносов.

Штрафные санкции

Страховые взносы, расчет по которым произведен, должны быть уплачены в фонды в установленные сроки. По закону при несвоевременном перечислении ежемесячных платежей контролирующие ведомства вправе предъявить организации пени за каждый день просрочки.

Неустойки, не предусмотренные законодательно, не могут быть применены в качестве санкций, но штрафы бывают весьма внушительными. Существует немало причин, которые могут вызвать неудовольствие внебюджетных фондов. Они вправе оштрафовать компанию за несвоевременную регистрацию в фондах либо за опоздание с предоставлением отчетности по взносам, а также за использование бланков неустановленной формы. Это далеко не полный перечень нарушений, внебюджетный фонд располагает немалой властью и лучше заранее готовить и представлять все необходимые отчетные формы, чтобы иметь возможность что-либо изменить и вовремя отчитаться.

18.03.2019, Сашка Букашка

Пенсия накопительная и страховая - это виды выплат, которые производятся гражданам, достигшим определенного возраста. Что из себя представляет каждая их этих видов пенсий? Чем они отличаются друг от друга? Как рассчитываются? Об этом расскажем в статье.

Что такое страховая пенсия

Страховая пенсия - это стандартные выплаты гражданам, вышедшим на пенсию по возрасту. Они формируются из той части доходов, которые работодатель перечисляет в Пенсионный фонд, чтобы в будущем работник, став пенсионером, смог их получать.

Страховая пенсия рассчитывается с помощью системы баллов, которые накапливаются за время трудовой деятельности гражданина. Ежегодно стоимость балла повышается с учетом инфляции и других факторов. Также в страховую пенсию включается фиксированная часть. На 01.01.2019 она составляет 5334 рубля 19 копеек.

Для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти несколько условий:

  • возраст - 60 и 65 лет (женщины и мужчины соответственно);
  • стаж - не менее 15 лет (к 2024 году; в 2019 году достаточно 10 лет);
  • количество пенсионных баллов - 30 (в 2025 году; в 2019 достаточно 16,2).

Что такое накопительная пенсия

Накопительная пенсия - пенсионные накопления, состоящие из страховых взносов работодателя и дохода от их инвестирования. То есть это часть пенсии, которой гражданин распоряжается самостоятельно, выбирая негосударственные пенсионные фонды. Деньги, переданные НПФ будут инвестироваться.

Особенностью этих отчислений является то, что каждый человек вправе сам решить, сколько он будет отчислять - 2 или 6 % дохода. Отчисления делаются добровольно. Для этого нужно написать соответствующее заявление на имя работодателя. Также нужно заключить договор с НПФ или управляющей компанией, куда и будут перечисляться проценты с заработка.

Еще одна особенность – это возможность наследования накопительной части пенсии. То есть если человек, производивший отчисления в НПФ, умер раньше, чем смог получить накопленные средства, это могут сделать его наследники.

Формированием накопительной пенсии занимаются такие организации:

  • управляющая компания;
  • негосударственный пенсионный фонд.

ВАЖНО! До 2021 года формирование накопительной пенсии приостановлено и взносы полностью отправляются на финансирование страховой пенсии (п. 4 ст. 33.3 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, ст. 6.1 закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ).

Сравниваем различия в таблице

Подытожим в таблице, чем отличается страховая пенсия от накопительной.

Страховая
Способ формирования Баллы Денежное выражение
Источник Страховые взносы работодателя Средства, размещенные на индивидуальном счете
Суть выплат Обязательство государства по распределению Компенсация получаемого ранее дохода за счет накопленных на персональном счете средств
Индексация Размер уточняется ежегодно Правительством Размещается в , государственных или частных, которые используют ее в предпринимательской деятельности, доходность - ее основа
Размер Зависит от баллов, которые каждый год меняются за счет , выплат, размера зарплаты. Уточняется надбавка к основной сумме, установленной государством, и расчетного количества месяцев, когда будет выплачиваться Зависит от размера поступлений и количества месяцев, в течение которых будет выплачиваться
Наследование Никогда не наследуется Может быть наследована до момента ее назначения
Условия назначения Достижение возраста и наличие определенного стажа Получение права на пенсию по старости и наличие средств на счете

Формула страховой пенсии

Расчет страховой пенсии происходит по формуле:

СП = ИПК × СПК + (ФВ × КвФВ),

  • СП - размер страховой пенсии;
  • ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл);
  • СПК - стоимость пенсионного балла на день, когда назначается страховая пенсия по старости (в 2019 году 1 СПК = 87,24 руб.);
  • ФВ - фиксированная выплата к страховой пенсии (в 2019 году она составляет 5334,19 руб);
  • КвФВ - коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за начислением страховой пенсии.

Жучкова Мария Петровна вышла на пенсию в 2019 году в возрасте 55 лет. Ее стаж составляет 25 лет. Накоплено всего 25 баллов. Дальше Мария Петровна решила не работать, чтобы помогать детям воспитывать внуков. Расчет будет следующим:

СП = 25 × 87,24 + 5334,19.

СП = 7515,19 руб.

Так как ее пенсия меньше прожиточного минимума пенсионера, Марии Петровне следует доплата из регионального бюджета.

Формула накопительной пенсии

Накопительная часть пенсии рассчитывается по следующей формуле:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной части пенсии;
  • ПН - сумма пенсионных накоплений, находящаяся на лицевом счете гражданина;
  • Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части (в 2019 году он составляет 252 месяца).

Светлячков Дмитрий Афанасьевич вышел на пенсию в 2019 году и обратился в негосударственный пенсионный фонд, в который он совершал перевод своих пенсионных накоплений, с просьбой о выплате накопительной пенсии. За время работы у него накопилась сумма в 900 000 рублей. Произведем расчет:

НП = 900 000 / 252.

НП = 3571,43 руб.

Ежемесячно Дмитрий Афанасьевич будет получать дополнительно к страховой пенсии 3571,43 руб. - накопительная часть пенсии.

Выделяем главные особенности

И тем не менее вопросов остается много, люди запрашивают в поисковиках: «Пенсия страховая и накопительная часть - что это?» Некорректная формулировка, как мы теперь видим, ведь это не одна, а две разные пенсии, два вида компенсации доходов, и формируются они по-разному. Отличия, по сути, в их характерных особенностях:

  • накопительная формируется за счет взносов, при этом средства находятся на отдельном счете и используются в бизнесе (сумма страховых взносов на финансирование накопительной пенсии формирует ее обязательную часть, дополнительно размеры вклада могут пополняться самим гражданином, его работодателем и т. д.);
  • страховая назначается государством и рассчитывается исходя из определенных условий по достижении определенного возраста или наступления определенных событий (по старости - один из ее видов), платежи работодателей в счет формирования страховой пенсии носят обязательный характер.

Чем НПФ отличается от ПФР и зачем они нужны

В России есть два вида пенсионных фондов:

  • государственный (ПФР);
  • негосударственный (НПФ).

Государственный представлен Пенсионным фондом Российской Федерации. Он оказывает услуги в социальном обеспечении граждан России. Также он заведует пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием граждан.

Негосударственный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. В НПФ есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Высокие доходы, по сравнению с ПФР.
  2. Индивидуальность вложений. Все данные можно посмотреть на своем личном счете.
  3. Возможность ежегодно получать выписки со своего счета.

Минусы:

  1. Подвержены риску банкротства, в отличие от ПФР.
  2. Ставки по отчислениям могут быть малы и прибыли можно не получить.

Поэтому чтобы избежать рисков, нужно тщательно изучить , по интересующим вопросам внимательно выслушивать ответы консультантов. Можно сменить НПФ путем перехода, но застрахованное лицо может при этом потерять часть дохода от инвестирования.

С какими рисками можно столкнуться

Бизнес и предпринимательство - вещи рискованные. Также не всегда обстоятельства зависят от организации или самого гражданина. Что если все инвестиции Пенсионных фондов не только не принесут дохода, но и будут утрачены. Что станет с вложениями граждан на старость? Тут самое время задаться вопросом: страхование накопительной части пенсии - что это такое?

Государство как раз придумало эту систему на случай форс-мажорных обстоятельств. Пенсионные фонды обязаны иметь внутренний резерв. Дает свои гарантии в сохранении накоплений и Общенациональный фонд, который объединяет всех страховщиков. Если негосударственный пенсионный фонд отказывается участвовать в этом благом деле, то он будет вынужден прекратить свою деятельность, а все накопления передать в ПФР.

Вообще контроль за фондами ведется жесткий, они постоянно сдают отчетность, обязаны делать отчисления в Агентство страхования вкладов, публиковать отчеты о деятельности. В случае финансовых сложностей у фонда Агентство несет ответственность по платежам.

Ну и не забываем, что права выбирать НПФ никто нас не лишал. Но лучше делать это не чаще одного раза в пять лет, иначе можно лишиться некоторой части накоплений.

Что нового в 2019 году

С 01.01.2019 началась пенсионная реформа, которая должна закончиться в 2024 году. В связи с этим будет повышен пенсионный возраст и составит:

  • 60 лет - для женщин;
  • 65 лет - для мужчин.

Изменятся условия получения страховой пенсии. Помимо соответствующего возраста, нужно будет иметь 30 пенсионных баллов и не менее 15 лет стажа.

В 2019 году на пенсию можно выйти:

  • в 60,5 лет - мужчинам;
  • в 55, 5 лет - женщинам.

Трудового стажа в этом году достаточно 10 лет, и должно быть накоплено не менее 16,2 пенсионных балла.

Вам также будет интересно:

Может ли россия признать днр и лнр Признание днр странами
Россия заранее призвала не считать выдачу паспортов Донбассу сигналом "для кого-то" - об...
Какая сумма считается взяткой?
Взяточничество – социальное явление, которое известно обществу еще с древних времен....
Порядок, условия и сроки выдачи банковских гарантий Что влияет на стоимость банковской гарантии
Выдана на несколько лет. Получение банковской гарантии связано с участием организации в...
Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Город Москва - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального Федерального...
Реестры банковских гарантий Еис банковская гарантия
Банковская гарантия - это кредитный продукт, который весьма востребован участниками...