Что он делает и чем занимается

Почему в депутаты идут артисты и спортсмены, а не те, кто надо?

Что такое прожиточный минимум на ребенка и какой его размер

Балаковская АЭС: строительство и развитие Руководство балаковской аэс

Деньги под автомобиль с правом пользования

Что такое план аудита. Принципы планирования. Планирование аудиторской проверки

Воинские звания США: в чем их особенности?

Нулевая отметка Как согласовать помещения по уровню

Как оплатить административный штраф через сбербанк онлайн Заплатить штрафы гибдд онлайн сбербанк

Пример хеджирования. Валютное хеджирование. Что такое хеджирование простыми словами? Хеджирование активов

Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос

Сергей доля про обработку фотографий

«мегапир», представительство ассоциации в южном федеральном и южном военном округах Ассоциацию офицеров запаса вооруженных сил мегапир

Я боюсь ответственности на работе что делать. В момент, когда Вы передаете свои данные, Вы соглашаетесь

С детства нас приучают к ответственности. Зачем это вообще делать? Почему так важно быть ответственным? Насколько это сложно? Зачем сковывать себя обязательствами и обещаниями? Не противостоят ли свобода и ответственность? Может лучше быть свободным и морально не обремененным? Что важнее? Как распознать боязнь ответственности? Что делать в случае ее появления? Стоит ли вообще что-то делать? Берем на себя ответственность как можно глубже изучить эти вопросы и найти ответы на них.

Что такое ответственность?

Ответственность - это субъективная особенность человеческого мышления брать на себя обязательства и неукоснительно их выполнять. Ключевое слово – «субъективная», ведь биологических последствий для здоровья от невыполнения договоренностей не существует. То есть, если человек даже кого-нибудь предаст или подведет, то за это не последует наказание биологической природы. Например, нос не отпадет и сердце не остановится.

Но почему же тогда люди так популяризируют это качество, развивают его в себе и учат других? Причины этого скрыты в нашей биосоциальной природе. Можно говорить о нескольких уровнях ответственности. Наиболее глубинная ответственность – родителей перед детьми. Необходимость продолжения рода настолько крепко сидит в наших генах, что любой психически нормальный родитель будет до последнего заботиться о своем потомстве. Данная ответственность присуща не только людям, но и большинству других существ. Она является залогом существования биологических видов, без которого они были бы обречены на вымирание.

Следующий уровень - моральная ответственность, которая появилась уже под влиянием социума. Биологических предпосылок она не имеет, а возникает под влиянием воспитания. В данном случае ответственность – это один из механизмов регуляции социальных взаимоотношений. Принято выделять такие ее виды, как призвание, связанное со статусом, и обязанность, полученную путем соглашения. Наивысшим уровнем можно считать долг. Причем, он несет не всегда моральный, а и правовой аспект, если говорить о долговом обязательстве. Например, долг перед кредитором. Можно говорить о долге перед Родиной. С одной стороны, он как бы и , но с другой стороны, попробуйте это объяснить работникам военкомата.

Почему возникает боязнь ответственности?

Существует ряд причин, вызывающих боязнь ответственности:

  • Непонимание того, зачем это нужно;
  • Неуверенность в своих силах;
  • Ответственность выбрана не сознательно, а навязана другими;
  • Эгоизм, или ;
  • Ущемление своих личных прав и свобод.

Разберем эти причины и проанализируем, как можно победить каждую из них.

1. Ответственность, зачем она нужна?

В данном случае речь идет не о боязни, а скорее о непонимании смысла. Действительно, а зачем? Лишняя морока в загруженном графике. Кому то что-то обещать, быть должным. Но почему-то более ответственные сотрудники получают премии и карьерный рост. Надежные юноши встречаются с классными девчонками. Вообще такие люди по-другому воспринимаются обществом, чаще находят друзей и союзников. Возможно ответственность – это не обуза, а привилегия? Если стать надежным человеком, то и жить будет легче? Взгляд эгоистичный, но все люди по-своему эгоисты.

2. А вдруг не получится быть ответственным?

Это уже явная боязнь ответственности. Страх не справиться с возложенными надеждами. Опасение подвести кого-нибудь. Причина этого не в том, что человек плохой, а в том, что он просто не . Чтобы его перевоспитать, следует вводить поручения постепенно, от более простых к сложным. Себя переучить сложнее, но и это реально. Главное начать жить по принципу «кто, если не я?»

3. Ответственность по принуждению.

Порой необходимость действий продиктована кем-то другим. Общество навязывает нам обязанности перед своей страной, перед другими членами социума. Например, ребенок не хочет учить уроки, но ему приходиться это делать, поскольку требуют родители и учителя.

В данном случае уместно использовать такое психологическое понятие, как локус контроля – распределение ответственности между собой и внешними факторами. Если локус контроля внешний (экстернальный), то человек склонен перекладывать ответственность на других. Если внутренний (интернальный) – на себя. В первом случае, он будет воспринимать обязанность, как насилие, а во втором – с готовностью ее примет.

4. Лень быть ответственным.

Еще одна распространенная причина отказа от ответственности – лень и апатия. Сюда можно отнести и эгоизм, из-за которого становится лень быть кому-то чем-то обязанным. Единственным эффективным способом расшевелить такого человека станет поднятие его общего тонуса, пополнение запасов . Пока он не сменит свою жизненную позицию на проактивную, ждать надежности не стоит.

5. Ответственность ущемляет права человека.

Описывая этот пункт, в мыслях сразу появляется капитан, уходящий на дно вместе со своим тонущим кораблем. Он бы тоже мог уплыть, но долг не дает ему этого сделать. В этом случае, свобода и ответственность противопоставляются друг другу. Не удивительно, если возникнет страх. Кто захочет крабов кормить, зная, что мог легко смыться? Допустим, капитан добровольно выбрал эту работу, зарплату большую получал, детей в Гарварде выучил. А что говорить о человеке, которому навязали обязанности вообще без каких-либо «бонусов» от этого. Такая личная ответственность его точно не порадует. К слову, бывает еще и коллективная, которая появляется в группах людей, взаимосвязанных между собой. Яркий пример – «честь мундира» или поговорка, что «не бывает чужих детей» и любой взрослый в ответе за ребенка, находящегося рядом.

В общем, если уважаемый читатель проявил ответственность и внимательно прочел этот материал, ему уже не сложно будет понять смысл и значение этого слова. Также, становиться понятным и почему возникает боязнь ответственности. Чтобы ее избежать, необходимо, чтобы были четко разделены свобода и ответственность. Важно понимать, что любое решение должно быть принято добровольно. Только в таком случае ответственность будет восприниматься как выбор, а не принуждение.

К одной из разновидностей социальных фобий относится страх ответственности. Боязнь ошибиться, выступить с инициативой, рискнуть, принять неудачное решение, получить провальный результат в работе – все это и составляет содержание упомянутого страха.

Гипенгиофобия – именно так в научном мире называют страх ответственности – основана на панической боязни человека не справиться с поставленной или самостоятельно взятой на себя задачей, неконтролируемой тревогой по поводу возможной ошибки или неуспеха.

Страшат также социальные последствия:

  • обсуждение, всеобщее порицание;
  • снижение авторитета;
  • потеря сложившихся межличностных отношений.

Возникает боязнь ответственности исходя из следующих причин:

  1. Переживания из детства . Часто страх ответственности зарождается из детских впечатлений, в ходе формирования у ребенка социального опыта (социализации). Оснований может быть множество: суровое наказание родителей за ошибку; чрезмерная критика за самостоятельные решения, которые преподносятся как неверные; постоянные запреты.
  2. Влияние социальных стереотипов . Они формируют у людей оценочное понимание всех событий и действий: что хорошо и плохо, удачно-неудачно, успешно-неуспешно и т.д. Высокая социальная внушаемость человека заставляет безоговорочно следовать данным стереотипам и не дает выработать собственную оценку.
  3. Формирование негативных установок и предубеждений. После выбора неудачного решения индивидом, возникли крупные неприятности, неблагоприятные последствия, провальные результаты – человек воспринимает все будущие действия, задания и события только в ракурсе прошлых неудач и существующих негативов.
  4. Перфекционизм наряду с заниженной самооценкой – склонность человека к стремлению достигать максимальных результатов («все должно удачно получаться с первой же попытки!»), сравнивать свои успехи чуть ли не с идеалом и расстраиваться, видя, что до наивысших достижений очень далеко. Следствием подобной позиции становится постоянное чувство тревоги и боязни при малейшей необходимости брать на себя любые обязательства.
  5. Повышенная чувствительность к социальной оценке : страх общественного осуждения, низкого социального статуса, возникновения позиции изгоя заставляет избегать любых действий, мешает принятию любого решения.

Гипенгиофобия пагубна и своими последствиями. Влияя на функциональные способности организма, она вызывает:

  • заболевания сердечнососудистой системы;
  • язвенные болезни;
  • инфаркты и инсульты;
  • гипертонию.

Как победить страх ответственности

Ощущая плохо поддающийся управлению страх в моменты, требующие ответственной позиции, гипенгиофоб переживает своего рода жизненный кризис.

В его сознании создается угрожающая ситуация: «А что, если не справлюсь?!», «А вдруг мое решение приведет к катастрофе?!», «Я подведу стольких людей своими неудачными действиями?!».

Психология человека, боящегося ответственности:

  • повышенная критика к себе на уровне самобичевания;
  • избегание любых ситуаций, где возникает неопределенность (освоение нового, деловые знакомства, разработка проекта, контроль);
  • ощущение безысходности при малейших трудностях и препятствиях;
  • низкая терпимость к любым критическим замечаниям.

Не допустить подобной жизненной позиции помогут следующие действия:

  1. Поощрение в себе оптимизма . В жизни любого человека есть взлеты и падения, ориентироваться необходимо на любой опыт, даже негативный. Любую проблему проще решить, если относиться к ней с позитивной стороны.
  2. Рациональный подход к оценке последствий любых трудностей и неблагоприятных решений. Аналитические процедуры при оценке каждого варианта решения любых обстоятельств, создаст ясность ситуации, конкретизированное понимание всех возможных последствий.
  3. Ошибка не должна видится как катастрофа – ее следует рассматривать как подсказку к плану возможных действий по исправлению ситуации к лучшему.
  4. Не следует затягивать принятие решения – это лишь создаст большее психологическое напряжение, инициирует у индивида стресс.
  5. Все задания необходимо доводить до логического конца . Если проблема остается в подвешенном состоянии, она таким своим существованием создает лишний повод для страхов. Завершенность позволит увидеть ситуацию с позиции оптимизма.
  6. Развивать веру в себя и уверенность в своих силах надо обязательно. Они являются основой к действиям и позволят максимально снизить тревогу в ситуации ответственности.
  7. Обязательное действие – тренировка волевых усилий . Заставить себя делать то, чего страшишься или не желаешь – процедура, создающая фундамент преодоления любой фобии.
  8. Чередование активной работы и полноценного отдыха – основа оптимального психического состояния. При этом ум человека будет работать более рационально, эмоциональное состояние сохранит стабильность и оптимизм.
  9. Нужно уделять повышенное внимание «зоне комфорта» . «Зона паники» и «зона комфорта» существуют одна за счет другой – увеличивая объем одной, мы уменьшаем другую. Усиливая влияние позитивных эмоций можно добиться максимального снижения воздействия на человека тревоги и страха.
  10. Если индивид будет чаще брать на себя ответственность за ежедневные действия, это создаст ресурс для противостояния гипенгиофобии.

Страх перед ответственностью не является биологически обусловленным, его основа находится в психических особенностях личности.

Несколько советов специалистов-психологов снизят проявления усиленного тревожного состояния в ситуациях ответственности:

  1. К ответственности привыкайте постепенно . Глобальные задачи можно отложить на потом или разделить их на малые части. Начинать лучше с единичных шагов и действий (выгуливать собаку, следить за чистотой в комнате и прочее), постепенно «наращивая нагрузку».
  2. Пользуйтесь помощью близких : уменьшить величину ответственности возможно, обратившись за помощью к родственникам и друзьям. Их советы или действия позволят справиться с задачей общими усилиями.
  3. Определите ситуации, которые приводят к избеганию ответственности. Их конкретизированный набор позволит предметнее проанализировать свои страхи.
  4. Сформируйте мотивацию для преодоления гипенгиофобии . Куда привлекательней быть решительным и удачливым человеком, чем избегать даже мелких задач и решений.
  5. Действуйте при любых обстоятельствах . Именно совершение поведенческих актов – начальный этап борьбы со страхом. Страх будет инициировать бездействие, ему поддаваться не следует ни в коем случае.
  6. Культивируйте веру в себя – даже если кажется, что наступила ситуация полной безысходности, нужно искать выход и верить, что он обязательно вами найдется.
  7. Забывайте о привычках прошлого : пессимизм и депрессивные состояния создают основу негативного отношения ко всему. Но если сложилась привычка к отрицательным оценкам, можно создать противоположную им установку – оптимизм и положительные подходы к ситуации.
  8. Используйте самодопрос для проработки страха ответственности. Задавая себе вопросы по поводу возникновения фобии, проявления ее особенностей, можно докопаться до сути, избежать черно-белого отношения к ситуации ответственности.

Именно желание человека быть ответственным, а не прятаться за собственной слабостью, тревогой и боязнью создадут фундамент для преодоления гипенгиофобии.

Чтобы понять, почему люди избегают ответственности, в первую очередь стоит задать себе следующие вопросы: «А что такое ответственность?» и «Как понять, где человек ее на себя берет, а где нет?»

Я бы назвал ответственностью сферу контроля человека. Ответственность на себя мы берем в тех ситуациях, где осуществляем контроль над происходящим, принимаем в нем участие, совершаем какие-то действия, способствующие получению результатов, которые нужны нам.

Получается, что избегание ответственности – это отказ по той или иной причине влиять на ситуацию, ожидание, что ситуация изменится сама, или ее кто-то изменит за нас. Когда кому-то говорят: «Возьми на себя ответственность за свою жизнь», обычно подразумевают: «Начни уже наконец-то что-то делать, чтобы твоя жизнь стала такой, как ты хочешь, вместо того, чтобы жаловаться на обстоятельства, продолжая «плыть по течению».

Здесь стоит вспомнить такое известное в психологии понятие как локус контроля . Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Обычно если человек больше привык считать себя причиной тех вещей, которые с ним случаются в жизни – считается что у него внутренний локус контроля (интернальный). Если человек считает, что он в общем особо ни на что в жизни не влияет, а то, что происходит, определяется судьбой, кармой, Богом, инопланетянами, разными людьми или любыми другими обстоятельствами, тогда считается, что он обладает внешним локусом контроля (экстернальным).

Конечно же, в обычной ситуации у большинства людей этот показатель будет находиться где-то между двумя крайностями, сдвинутым больше к одному или другому полюсу.

Люди, у которых локус контроля очень сильно сдвинут к внешнему – обычно играют роль жертвы обстоятельств. Все у них не так, они не на что не влияют, во всем виноваты окружающие. Они совсем не несут ответственность за свою жизнь, они движутся туда, куда их несет поток. Как малые дети, которые испытывают беспомощность перед возникающими проблемами и в вместо решения могут только обижаться или обвинять других.

К примеру у человека нет друзей, но он обвиняет в этом других, обижается на них и даже злится за то, что они его не понимают, не хотят понять, не ценят и не любят, вместо того, чтобы разобраться в реальной причине, и что-то изменить в себе, предпринять какие-то действия, чтобы построить желаемые взаимоотношения с окружающими.

Люди, у которых локус контроля очень сдвинут к внутреннему, часто берут на себя ответственность даже за то, на что они повлиять по сути не могут. Например, за чужие эмоции или решения. Эти люди склонны к сильному чувству вины и самообвинениям, когда что-то идет не так.

Хорошим примером будет работа с парнем, который испытывал ряд неприятных эмоций, если при знакомстве девушка ему отказывала. Любой отказ он всегда принимал на свой счет, считая, что он делает что-то не так, при этом веря, что если бы делал все правильно, то обязательно получил бы позитивный ответ. Он никак не мог понять, что есть другие обстоятельства, на которые он повлиять не может при всем желании и при всей «правильности» его действий. Когда мы начали разбираться, оказалось, что нечто похожее у него происходит в других сферах – убежденность, что все всегда зависит от него. Но это, конечно, же не так. Всегда есть еще ряд факторов, которые влияют, особенно когда идет взаимодействии с любой другой живой системой: животным, человеком, группой людей. Мне когда-то очень понравился замечательный пример, который привел Роберт Дилтс: если мы ударим ногой по мячу, имея определенный опыт и навык, мы можем просчитать траекторию полета мяча, где он приземлится. Если мы ударим ногой собаку, мы никогда не знаем наверняка, где окажется собака через несколько секунд.

Конечно, если мы уже какое-то время знакомы с человеком, нам известны его привычки и осообенности, то в этом случае уже можно более или менее просчитать, как он отреагирует на наше действие. Но тоже далеко не всегда. Тем более мы не можем управлять всем и всегда в этом мире. Многие вещи так или иначе происходят помимо нашей воли, и ничего с этим не поделать.

Помните молитву о спокойстии? «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого» – это как раз об уравновешенном локусе контроля. Очень важно уметь брать на себя ответственность и предпринимать действия там, где это возможно и просто отпускать контроль, принимать неизбежность там, где возможности что-либо изменить нет.

Еще стоит заметить, что когда говорят о локусе контроля человека, высчитывается некий общий показатель, путем усреднения уровня контроля в разных ситуациях. То есть общую тенденцию человека брать ответственность за события в разных сферах его жизни на себя или перекладывать ее на внешний мир. Но, что интересно, несмотря на общий знаменатель, в некоторых сферах человек может иметь совершенно противоположный локус контроля. Например, в сферах бизнеса, здоровья, саморазвития, человек берет на себя ответственность за результаты (интернальный локус контроля), а в сфере личных отношений убежден, что от него ничего не зависит (экстернальный локус контроля).

Мой опыт говорит о том, что это во многом связано с убеждениями человека, которые сформировались в процессе взросления. К примеру экстернальный локус контроля в сфере отношений у человека может быть, потому что на каком-то этапе своей жизни он сформировал убеждение, что «вторую половинку» ему пошлет Бог или судьба, что все должно произойти само по себе, поэтому никаких особо действий не предпринимает в этой сфере.

Бывает, наоборот, человек верит, что на нем «венец безбрачия» и тоже ничего не делает, а ходит по экстрасенсам, в надежде «снять» проклятье, вместо того, чтобы проанализировать причины неудач и что-то изменить в себе. Получается, что здесь он перекладывает ответственность за результат в этой области своей жизни на других.

Теперь, когда стало более понятно с ответственностью, попробуем разобраться с теми причинами, по которым люди избегают ответственности в разных сферах своей жизни.

Несколько основных причин, которые приходят в голову:

1. Убежденность, человека в том, что от него это не зависит, что он не может на это повлиять. Когда по тем или иным причинам появились убеждения, что это изменить нельзя. Один пример я уже привел выше, но можно добавить еще. Например, убеждение «В этой стране ничего никогда не изменится». С таким убеждением человек даже не пытается ничего менять.
В таком случае необходима работа с этими убеждениями, расширение представления о конкретной сфере, помощь в поиске методов изменения ситуации и достижения результатов.

2. Избегание ответственности из-за неумения и незнания как сделать что-то , и как результат ожидания, что кто-то сделает вместо меня.

Обычно такая проблема возникает у несамостоятельных людей, тех, о ком с детства проявляли сверхзаботу и не давали ничего делать самому. Такие люди просто не умеют и не привыкли напрягаться, чтобы что-то получилось. Их с детства приучили, что если что-то попробовал и не получилось с первого раза, прибежит мама и все устроит. Обычно такие люди и во взрослом возрасте, если сразу что-то не получилось, не стремятся самостоятельно найти решение, приложить усилия. Они делают растерянный беспомощный вид и ждут, когда придет мама, или кто-то взрослый, кто маму заменит. А если им не помогают, они искренне не понимают почему, и обижаются на плохих людей вокруг, которые их не любят, потому что не хотят помогать. Часто проблема усугубляется тем, что поскольку много лет все проблемы и задачи решались другими, человек не сформировал достаточно навыков и личного опыта, на который он сможет опереться. Объем работы очень большой. Когда человек хочет что-то делать, все это наваливается сразу, кажется неподъемным, и ему проще вернуться к привычным паттернам поведения. Кстати, часто у таких людей есть внутреннее ощущение, что они как бы все еще маленькие и сами не знают, как правильно, а вот остальные взрослые и лучше знают, как поступить.

Я, конечно, описал крайний случай, но и такие крайности встречаются. У некоторых это проявлено частично или в отдельных сферах жизни. У кого-то во всех сразу.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в последовательном обучении самостоятельности, выработке стратегий поиска решений и достижения результатов, в формировании навыков и уверенности, что он сам знает, как поступить. Все это в конце концов должно привести к постепенному взрослению личности или той части личности, которая застряла в детстве.

3. Избегание ответственности из-за страха ошибиться. Обычно эта причина сбрасывания с себя ответственности проявляется у людей, которых постоянно наказывали, критиковали за ошибки и неудачи, которым выставляли завышенные требования. Иногда просто показывали, как то, что он с чем-то не справился плохо и ужасно, как сильно расстраивает маму. В общем, если проще, то неудачи/ошибки у человека проассоциировались с чем-то страшным и болезненным, поэтому он старается любыми способами их избежать. Обычно такие люди являются перфекционистами, потому что как еще можно избежать ошибок? Правильно, делать все идеально, быть идеальным. Но в мире нет ничего идеального и быть не может. А тем более человек не может не совершать ошибок, потому что это нормальная часть любого обучения. Поэтому, как правило, те сферы, где идеально сделать не получится, человек избегает, старается не брать на себя ответственность за результаты, потому что любая неудача будет для него болезненной. На удивление такие люди сверхответственны и могут чувствовать свою вину даже там, где они ничего сделать не могут. Но в то же время тех ситуаций, в которых они не уверены, что справятся на 100%, перфекционисты постараются избежать. Они часто играют с собой в игру «да не очень-то и хотелось». То есть просто не делают чего-то, в чем могут потерпеть неудачу, тем самым сохраняя иллюзию идеальности. Обычно такие люди не склонны к экспериментам и редко выходят за рамки привычного. Любые попытки делать что-то новое у них сопровождаются сильной тревогой и сопротивлением, пока они наберут должной степени , чтобы не делать ошибок. Часто еще одной проблемой является стремление все сделать с первого раза. Если сразу не получилось, человек расстраивается и больше не пытается. Даже один раз очень больно переживать неудачу.

Во многом они конечно берут на себя ответственность и получают результаты. Но в сферах, где они могут не справиться, где может быть критика в их адрес, они будут избегать брать на себя ответственность любой ценой.

Терапевтическая работа с такими людьми будет заключаться в убирании страха неудачи/ошибки, прорабатывании чувства вины, в обучении принимать свою неидеальность и любить себя такого, какой есть, в не зависимости от своих достижений или неудач.

4. Нежелание брать на себя ответственность из-за неверия в собственные возможности. Человек перестает верить в то, что сможет справиться с чем-либо в том случае, когда было очень много неудач в прошлом. В результате множественных неудачных опытов у него формируется убеждение о том, что он ничего не сможет или с ним что-то не так. И с этим убеждением он уже даже не пытается пробовать, потому что заранее ожидает неудачи. Более того, каждая новая неудача «цепляет» и поднимает наверх боль прошлых неудач, заставляя человека еще сильнее убеждаться в том, что с ним что-то не так и он ни на что не способен. Тогда человек просто даже не пытается что-то делать и чем-то управлять, он избегает любой ответственности. Зачем, если все равно в результате ничего не получится кроме боли и разочарования?

Терапевтическая работа с таким человеком будет заключаться в поиске внутренних ресурсов, в переоценке прошлого опыта и выяснении реальных причин неудачи, в формировании эффективных стратегий достижения результатов, формировании позитивных убеждений вместо негативных по поводу своих способностей и подкрепление их успешным опытом. Ему нужно будет постепенно простраивать “фундамент успешности”, сперва достигая результатов в малом, а потом опираясь на эти достижения, как на ресурс, постепенно добиваться большего в своей жизни.

Конечно, здесь описаны «чистые варианты», но в реальной жизни они часто перемешаны, поэтому работа идет по нескольким разным направлениям. И такую работу стоит проводить, она может очень сильно изменить жизнь. Исследования показывают, что люди с интернальным локусом контроля более счастливы, чаще реализовывают себя в различных сферах жизни, менее тревожны. Неудивительно, что живут такие люди значительно лучше, чем те, кто обладает экстернальным локусом контроля. Вторые, не имея достаточно влияния на то, что с ними происходит, часто становятся жертвами обстоятельств, испытывают тревогу в связи с невозможностью влиять на происходящее и вынуждены полагаться на других, что делает их зависимыми. Под гнетом внешних событий они принимают не те решения, идут не в том направлении, и, в конце концов, просто проживают не свою жизнь. Но работа над собой позволяет из «жертвы обстоятельств» превратиться в «хозяина жизни», который планирует, действует, принимает решения, достигает результатов, сам строит свою жизнь. В конце концов, это не что-то магическое, а набор поддерживающих убеждений и эффективных паттернов мышления, которым можно обучить человека. И это не пустые слова. Например, когда я проходил программу по работе с наркозависимыми у Фрэнка Пьюселика, он рассказывал как в его центрах из, по-сути конченных людей, личность которых разрушена наркотиками и тем образом жизни, который они вели, делают вполне успешных членов общества. Не всех конечно, только тех, кому хватило сил и желания пройти длительную программу (от полутора лет). И я видел этих ребят, общался с ними. Они открыты, у них чистая речь, они уверены в себе, работают, растят детей, они никак не похожи на бывших наркоманов. С такими людьми хочется дружить. Глядя на них, понимаешь, какой на самом деле потенциал к позитивным изменениям заложен в человеке, нужно только помочь ему раскрыться. Это не просто, но вполне возможно.

Ответственность и безалаберность: почему некоторые люди сбрасывают груз на чужие плечи


Во время мы обсудили, в чем отличия между самооправданием и объяснением своей позиции. Мы овладели эффективным способом выражения своей точки зрения. Сегодня нам предстоит проделать важную работу. Цель нашей встречи – понять, в чем причины того, что некоторые из нас охотно принимают на себя ответственность за собственную судьбу, другие же особы довольствуются безалаберным и безответственным стилем жизни.

Образ жизни: режиссеры и актеры
Существует две группы людей. Первая группировка – ответственные режиссеры. Это самостоятельные, независимые хозяева жизни, создающие свою реальность властелины судьбы. Вторая каста – безалаберные актеры. Это покорные, безответственные холопы, трусливые жертвы обстоятельств. В чем разница между режиссерами и актерами? В способе восприятия мира, в образе мышления, в стиле поведения.
Самодостаточные и уважающие себя режиссеры несут личную ответственность за свои мысли, высказывания, поведение. Они могут перевернуть горы, поскольку убеждены, что все зависит только от них. Они готовы отвечать за свои слова и дела. Режиссеры обладают незаурядной энергией. Это активисты и лидеры по жизни. Это бесстрашные новаторы, жаждущие перемен. Они хотят знать, что, где и почему происходит.
Эти ответственные хозяева судьбы хотят влиять, управлять, принимать решения, однако способны пойти на разумный компромисс. Представители этой касты вполне успешно взаимодействуют с социумом, поскольку они умеют конструктивно высказывать свое мнение, способны объяснить свою позицию и могут отстоять свою точку зрения.
Властелины судьбы нередко несут значительные потери, но и зарабатывают изрядный гонорар в виде удовлетворения и чувства гордости от достигнутых успехов. Режиссеры, принимающие на себя ответственность за происходящее, получают эмоциональный «доход» от общения с громадным количеством людей, от интересных событий, от приятных дел, которые в изобилии присутствуют на их жизненном пути.

Подневольные актеры панически боятся и избегают ответственности, взваливая вину за происходящее на внешние обстоятельства и перекладывающие груз на плечи других. Они плывут как бумажные кораблики, которых ветер несет по реке жизни. Они вечно причитают и сетуют на несправедливый и трудный мир. Однако эти холопы не предпринимают никаких попыток, чтобы выбраться из кабалы и улучшить свою реальность. Они убеждены, что он них ничего не зависит. Они верят, что ни на что повлиять не могут. Эти подневольные актеры с покорностью выполняют все, что им прикажут.
Выходцы из сословия актеров встречают непонимание, враждебность, агрессию со стороны общества, потому что они привыкли оправдываться и не способны конструктивным путем выражать свои мысли. Такие безответственные люди часто чувствуют себя ущербными и страдают от своей несостоятельности. Они прозябают в своем спокойном, но мрачном мире, не осознавая, что их покой очень хрупок.
Представители этих двух групп по-разному оценивают себя и других людей. Режиссеры – хозяева жизни. Они сильные, свободные, ответственные, энергичные. Актеры – подневольные рабы. Они слабые духом, зависимые от других, безалаберные, пассивные.

Интерналы и экстерналы: определяем локус контроля
Чтобы понять, почему одни люди склонны брать на себя ответственность за происходящие события, а другие стараются переложить груз на плечи окружающих, нам необходимо изучить одну из важнейших характеристик личности – локус контроля. Согласно теории социального научения одним из основных отличий между людьми является присутствующее у них ощущение локализации контроля – существующая у человека убежденность в том, кто является ответственным за происходящие события: лично он сам или окружающие. Локус контроля – это устойчивое свойство личности приписывать свои достижения и провалы внутренним факторам или внешним обстоятельствам.
Если личность склонна приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям или недостаткам и недоработкам, можно с уверенностью сказать: персона обладает интернальным локусом контроля. Если человек привык перекладывать ответственность за существующее положение вещей на внешние силы и обвиняет в возникших трудностях других людей, он имеет экстернальный локус контроля.

Конечно, на практике «чистых» интерналов и экстерналов не существует. Чаще всего показатель локуса контроля расположен между двумя полюсами. Однако это значение приближено к какому-то одному полюсу.
Кто такие интерналы? Особы, имеющие интернальный локус контроля – режиссеры в театре жизни, которые сами строят свою судьбу. Такие персоны:

  • убеждены, что успех или поражение, победа или проигрыш зависит исключительно от их действий;
  • полагают, что их знания и навыки являются решающими элементами для обретения желаемого результата;
  • считают, что благодаря наличию мотивации и четкой цели они достигнут высот;
  • стараются обрести эмоциональную зрелость;
  • видят причинно-следственные связи;
  • готовы работать над собой;
  • прикладывают усилия для воплощения мечты в жизнь.

  • Приведем пример. Молодая женщина стремится достигнуть высот в карьерной лестнице. Она объективно воспринимает конструктивную критику. Признает свои промахи и ошибки. Полагает, что даже отрицательный опыт служит хорошим полезным уроком. Не зацикливает внимание на неудачах. Неустанно движется вперед. Не боится экспериментировать. Уверена в успешности своих начинаний.

    Кто такие экстерналы? Люди, обладающие экстернальным локусом контроля – это и есть актеры в театре жизни, которые обычно играют роль бесправной жертвы. Такие субъекты:

  • убеждены, что не могут ни на что повлиять;
  • считают, что во всем виноваты внешние силы;
  • не несут никакой ответственности за свою судьбу;
  • ощущают собственную беспомощность при возникновении каких-то препятствий;
  • не имеют своей точки зрения и соглашаются с мнением других;
  • не способны принять решение самостоятельно;
  • не могут конструктивным путем выразить свое несогласие;
  • обижаются на критику;
  • склонны к самооправданию.

  • Приведем пример. Зрелый мужчина – одиночка по жизни. У него нет ни друзей, ни приятелей. Он винит в этом все и вся. Обижается и злится на весь белый свет. Убежден, что другие умышленно не хотят его понять. Считает, что его незаслуженно не любят. Однако он отказывается признать, что причина кроется в нем самом. Не предпринимает никаких действий, чтобы изменить ситуацию.

    Очень важно иметь уравновешенный локус контроля. Потому что крайности всегда чреваты провалом и разочарованием. Быть «чистым» экстерналом вредно и не выгодно. Однако при любом раскладе сохранять интернальный локус контроля тоже неправильно.
    Мы должны стремиться к золотой середине. Помнить о том, что мы не можем управлять всем и всегда. Мы не способны контролировать все в этом мире. Учитывать, что есть ситуации, которые возникают помимо нашей воли. Нам не следует брать на себя ответственность и испытывать угрызения совести за то, на что мы повлиять не можем. Нам необходимо принять то, что мы не в состоянии изменить, и иметь мужество взять ответственность за то, на что способны повлиять.

    Приведем пример. Мы не можем повлиять, и тем более изменить существующее мировоззрение у нашего драгоценного супруга. Если благоверный убежден, что являются нормальными явлениями его пьянки, загулы, нежелание работать, мы не переубедим его в этом. Бессмысленно переживать и обвинить себя за то, что муж – беспросветный пьяница. Однако мы несем ответственность за наше благополучие. Поэтому мы можем поступить решительно, раз и навсегда прекратив отношения с этим человеком.

    Как формируется локус контроля: почему одни ответственные, а другие безалаберные
    Теперь, когда мы разобрались, что такое интернальный и экстернальный локус контроля, попробуем выяснить причины, по которым одни из нас становятся хозяевами жизни, а другие довольствуются положением холопа и избегают ответственности. Психологи считают, что на формирование ощущения локализации контроля влияют особенности взросления человека и модель родительского воспитания. Это свойство личности, как и большинство иных качеств, закладывается и развивается в детском и подростковом возрасте. Такое убеждение формируется в процессе социального научения и социализации человека.
    Почему человек панически боится ответственности? Перечислим несколько основных установок, способствующих безалаберности и безответственности.
    Причина первая, почему субъект боится ответственности – это непоколебимая убежденность в том, что от него это не зависит ни его настоящее, ни будущее. Абсолютная уверенность, что он не может оказать влияние на ход текущих процессов. Твердое убеждения в том, что не суждено изменить ситуацию.

    Приведем пример. У молодого парня существует убеждение, что встреча со «второй половинкой произойдет сама по себе. Поэтому он не предпринимает никаких попыток познакомиться с особами противоположного пола. Такое верование – результат внушенных родительских установок, что партнера по браку человеку выбирает Бог.

    Причина вторая, почему человек избегает ответственности – слепая вера в предопределенность судьбы. Когда человек считает, что все происходящее с ним предначертано свыше. Когда он полагает, что проблемы – результат вмешательства потусторонних сил.

    Например, девушка уверена, что на ней «венец безбрачия» и убеждена, что устранить «проклятье» могут только колдуны. Она оббивает пороги магов и экстрасенсов. Проводит ритуальные обряды. Однако она не делает попыток проанализировать причины неудачных отношений с парнями. Она не прилагает усилия, чтобы изменить какие-то личные качества.

    Такое восприятие мира часто возникает из-за того, что родители неустанно внушали ребенку, что вероятная причина проблем – сглазы и порчи, наведенные недоброжелателями и завистниками.
    Причина третья, почему индивид боится ответственности – отсутствие требуемых знаний и умений, необходимых для выполнения определенного задания. Дефицит полезной информации и нехватка личного практического опыта в какой-то сфере жизни приводит к тому, что человек чувствует себя беспомощным. Как результат, он ожидает, что его работу выполнит кто-то другой.

    Например, персона отказывается от участия в перспективном проекте, потому что не знает, как выполнять поставленные задачи. Она не напрягается, не делает никаких попыток получить необходимую информацию и усовершенствовать свои знания. Она не желает рисковать, поскольку убеждена в провале начинаний. Такая позиция – следствие того, что в детстве родители проявляли чрезмерную заботу о ребенке. Это результат того, что малышу не предоставляли независимость, не позволяли делать что-то самому. Соответственно у этой особы отсутствует личный опыт самостоятельного решения проблем. Такой человек не обладает знаниями, которые накапливаются в результате успешной или ошибочной деятельности.
    Причина четвертая, из-за чего человек избегает ответственности – панический страх допустить ошибку. Такая особа часто является перфекционистом и стремится все сделать идеальным образом. Безукоризненное выполнение заданий выступает для нее гарантией, что она не допустит ошибку. Соответственно, она не будет нервничать и переживать. Чтобы предотвратить нервное напряжение, перфекционист попросту отказывается от дел, если не уверен, что сможет представить совершенный результат.

    Например, парень не дает согласие на свое участие в очень прибыльном предприятии, поскольку работа предполагает не только приложение усилий, но и креативный подход. Юноша боится, что его идеи и предложения угробят этот проект. Он убежден, что его ресурсов не хватит, чтобы выполнить все задачи в образцовом варианте. Такая боязнь ошибиться – следствие неправильной стратегии родительского воспитания. Когда ребенка часто наказывали за малейший промах, критиковали за ошибки, требовали от него неисполнимого. Поэтому у него закономерно возник иррациональный страх допустить ошибку.

    Причина пятая, почему человек боится брать на себя ответственность – это отсутствие веры в собственные возможности. Эта та ситуация, когда у личности крайне занижена самооценка. Когда она считает себя никчемным и ни на что не способным существом.

    Например, девушка не может завести семью, поскольку уверена, что она не достойна мужского внимания, заботы, любви. Она считает себя непримечательной личностью и убеждена, что не может быть интересна мужской половине человечества. Такое мнение о себе часто является результатом множественных неудачных опытов, когда человек считает, что именно он виноват в том, что случилось. В результате у него формируется уверенность, что все его начинания потерпят крах, принесут боль и разочарование.

    Как научиться брать на себя ответственность в разумных пределах?

  • Стараемся поступать логично.
  • Рассуждаем непредвзято.
  • Избавляемся от внутренних противоречащих установок.
  • Устраняем убеждения, внушенные извне.
  • Стараемся реализовать себя в различных сферах жизни.
  • Пытаемся раскрыть в полном объеме свой творческий потенциал.
  • Не тревожимся и не впадаем в депрессию, если нам не дано повлиять на ситуацию.
  • Планируем свои шаги.
  • Решительно действуем, если считаем, что мы правы.
  • Не боимся принимать решения, если мы обладаем достаточным объемом нужных сведений.

  • Помним, постоянная работа над собой позволит перестать быть актером и поможет превратиться в режиссера в театре жизни.

    Вам также будет интересно:

    Расписание занятий – Timetable
    Программа для составления расписания "1С:Автоматизированное составление расписания....
    Рспп: родственные связи правительства рф Где работает сердюков в настоящее время
    Бывший министр обороны Анатолий Сердюков получил новую должность. Он стал индустриальным...
    Как взыскать неосновательное обогащение за пользование земельным участком без договора аренды
    Неосновательное обогащение за пользование земельным участком взыскивается в денежной форме....
    Законодательная база российской федерации Федеральный закон 402 фз о бухгалтерском
    Глава 1. Общие положения Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона 1....
    Пятерочка: учебный портал Study X5
    Через мозилу или другой браузер для прохождения профессиональных курсов в дистанционном...