Куда жаловаться на Сбербанк России?

Больничный для ИП — расчет больничного ИП в ФСС Положен ли больничный индивидуальному предпринимателю

Схемы железных дорог россии

Что такое военно-учетная специальность (ВУС) Украинский воинский билет 956 131 а обозначение

Какие воинские звания предусмотрены в армии рф Ком роты звание

Как расшифровывается осназ гру гш

Домашнее насилие — куда обращаться в случае домашнего насилия?

Как бесплатно заказать в росреестре выписку из егрп онлайн

Закон убывающей предельной полезности

Существенные условия договора займа

Возражение на исковое заявление о восстановлении срока для принятия наследства

Новости владимирской области Владимирэнерго гарантирующий поставщик личный кабинет

Счет по коду 1с 8.3. Бухучет инфо. Субконто — аналитический учет

Заполнение декларации по налогу на прибыль

Доходы будущих периодов актив или пассив

Вернуть расходы по страхованию за счет взносов в фсс. Получаем возмещение расходов от фсс Договор возмещение расходов по страхованию

При ведении бизнеса неизбежно возникают разнообразные риски. Для того, чтобы снизить негативный эффект от них, используется, в частности, механизм страхования. Рассмотрим, по каким правилам отражаются расходы на страхование в бухгалтерском учете.

Расходы на страхование и его основные виды

Данные расходы выражаются в виде оплаты страховой премии, т.е. вознаграждения страховщику за его услуги (ст. 954 ГК РФ). В зависимости от условий договора она может выплачиваться единовременно или в рассрочку.

Предприятие в своей деятельности может применять разные виды страхования:

  • Личное (жизни и здоровья своих работников).
  • Имущественное – в части рисков гибели или повреждения имущества компании.
  • Ответственности, к которому, в частности, относится всем известное ОСАГО.
  • Иных рисков (финансовые, правовые, технические и др.).

Страхование в бухгалтерском учете (БУ)

Для учета расчетов по обязательному и добровольному страхованию используется сч. 76 , к которому открываются отдельные субсчета.

Когда производится оплата страховой премии, бухгалтерские проводки будут такими:

ДТ 76 – КТ 51 (50) - оплачена сумма премии

Данные услуги не облагаются НДС , поэтому и проводок по налогу здесь не будет (пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).

С точки зрения БУ страховая премия относится к «обычным» расходам (п. 5, 6 ПБУ 10/99). Договор может иметь срок действия, охватывающий несколько отчетных периодов. Действующие нормативные документы не содержат конкретных указаний о том, как в этом случае следует учитывать затраты – сразу, или распределяя по периодам. Организация может сама определить методику, отразив выбранный вариант в учетной политике.

Для первого варианта, когда сразу списывается вся страховая премия, проводки будут следующими:

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 76 – сумма отнесена на затраты полностью.

Счет учета затрат выбирают, исходя из того, к какой категории активов относится застрахованный объект.

Если принято решение распределять затраты на несколько периодов, то следует использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» . Та часть премии, которая относится к первому месяцу действия договора, списывается таким образом, как показано выше. Оставшаяся часть премии распределяется по месяцам до истечения срока полиса:

ДТ 97 – КТ 76.1 – оставшаяся часть отнесена на РБП,

ДТ 20 (23,25,26,44) – КТ 97 – ежемесячное отнесение на затраты.

При возникновении страхового случая предприятие получает страховое возмещение. Проводки в бухгалтерском учете будут такими:

ДТ 76 – КТ 91.1 – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76 – получены денежные средства от страховщика.

Таким образом, возмещение по страховому полису с точки зрения БУ является прочими доходами.

Учет затрат в данном случае не зависит от вида договора или объекта. Это могут быть бухгалтерские проводки по страхованию автотранспорта, грузов, личному и т.п.

Исключением являются обязательные страхвзносы во внебюджетные фонды . Они учитываются в особом порядке (по сути их можно считать платежами, аналогичными налогам) и в данной статье не рассматриваются.

Пример

Предприятие приобрело полис ОСАГО для принадлежащего ему легкового автомобиля. Срок действия полиса – 1 год, стоимость – 2400 руб. В учетной политике указано, что затраты, связанные с ОСАГО, отражаются с использованием сч. 97 «РБП». Автомобиль попал в аварию, ущерб в сумме 10 тыс. руб. был возмещен страховой компанией виновника ДТП. По договору ОСАГО проводки в бухгалтерском учете следующие:

ДТ 76.1 – КТ 51 (2 400 руб.) – оплачен полис ОСАГО сроком на 1 год;

ДТ 26 – КТ 76.1 (200 руб.) – списаны расходы за первый месяц действия полиса (2400 / 12 мес.);

ДТ 97 - КТ 76.1 (2 200 руб.) – остаток премии отнесен на РБП;

ДТ 26 – КТ 97 (200 руб.) – ежемесячное списание;

ДТ 26 – КТ 60 (10 000 руб.) – расходы на ремонт после ДТП;

ДТ 76.1 – КТ 91.1 (10 000 руб.) – начислено страховое возмещение;

ДТ 51 – КТ 76.1 (10 000 руб.) – получено возмещение от страховщика.

Особенности налогового учета страхования (НУ)

Правила НУ здесь существенно отличаются от правил БУ:

  1. Учет расходов можно начинать только после оплаты премии страховщику.
  2. Сразу списать затраты можно только, если срок действия договора находится «внутри» отчетного периода по налогу на прибыль , т.е. квартала. Если же договор является долгосрочным, то затраты нужно распределять равномерно в течение срока его действия (п. 6 ст. 272 НК РФ)
  3. Налоговый учет содержит ограничения по затратам, которые можно признать по обязательным видам страхования, например, по ОСАГО, только в пределах установленных норм – страховых тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). По добровольным видам расходы учитывают в фактическом размере (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Чтобы свести к минимуму отклонения между двумя видами учета, целесообразно для БУ по долгосрочным договорам использовать счет 97. В этом случае, при соблюдении лимитов затрат, налоговые разницы не возникают.

Вывод

Расходы на страхование в бухгалтерском учете можно отражать единовременно, или распределяя их на весь период. Чтобы свести к минимуму налоговые разницы, лучше использовать второй вариант.

Добрый день! ООО (подрядчик) заключило договор подряда с заказчиком на строительство объекта. По условиям договора общество осуществляет страхование рисков, гражданской ответственности перед третьими лицами и имущества заказчика. Согласно договору со страховой компанией подрядчик производит оплату страховой премии, которая освобождена от НДС. Подрядчик относит страховую премию ежемесячно на затраты Дт. 20 счета. Подрядчик (OOO) составляет КС-2 и КС-3 на компенсацию затрат с НДС. По моему мнению, сумму которую подрядчику возместят, подрядчик должен включить в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС. Заказчик отказывается оплачивать сумму НДС мотивируя тем, что подрядчик оплачивал страховку без НДС. Вправе ли подрядчик начислять НДС на компенсацию затрат по страхованию? Если нет, то как отразить эти операции в налоговом и в бухгалтерском учете? Что является обоснованием, что эта компенсация не является доходом? Спустя некоторое время (другой налоговый период март 2015 г.) заказчик предлагает исключить из сметы (стоимость договора) страхование и составить доп.соглашение где укажет, что компенсирует страх. вознаграждение без НДС. Как правильно отразить подрядчику в бухгалтерском и в налоговом учете, чтобы не занизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и НДС?

Ответ

В соответствии со ст. 709 ГК РФ, цена договора подряда должна покрывать издержки подрядчика и предусматривать его вознаграждение. К издержкам подрядчика относятся все его расходы, которые так или иначе связаны с исполнением договора подряда. К таким расходам относятся и расходы без НДС, например, расходы на страхование. Да мало ли иных расходов, которые подрядчик может нести без НДС: субподрядчики на упрощенке, расходы на охрану объекта и т.п. Все эти расходы – это издержки подрядчика, которые покрываются ценой договора. Любые иные компенсации, предусмотренные сверх цены, экономически также являются ни чем иным, как частью цены договора. В соответствии с п.1 ст. 168 НК РФ, сумма НДС предъявляется дополнительно к цене договора. По отдельным составляющим цены договора налог не исчисляется. Таким образом, подрядчик должен выставить заказчику цену договора, увеличенную на сумму НДС, не зависимо от того, нес он расходы облагаемые налогом или необлагаемые. Такое же мнение выразил Минфин РФ в письме от 30 декабря 2008 г. N 03-07-11/390.

Несмотря на то, что функции администрирования по страховым взносам с 2017 года переданы налоговикам, обращаться за возмещением расходов, понесенных страхователем на выплату пособий по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с производственными травмами), по-прежнему нужно в ФСС. Но! В нынешнем году изменились правила возмещения обозначенных расходов. Что учесть при подготовке документов - поясним в данном материале.

Правила расчета пособий в 2017 году

Напомним основные моменты, которые надо принять во внимание при начислении социальных пособий в 2017 году. Это важно, поскольку средства, потраченные на выплату пособий, расчет которых произведен неправильно, вернуть будет довольно сложно.
Показатели, которые используются при расчете пособий Его значение
Расчетный период По общему правилу 2015 - 2016 годы, но могут быть использованы два других, предшествующих года
Количество календарных дней в расчетном периоде 731 день (так как 2016 год был високосным) (см. )
Предельная база для начисления страховых взносов в ФСС в 2015 и 2016 годах* 670 000 и 718 000 руб. соответственно (общая сумма - 1 388 000 руб.)
Среднее значение календарных дней в месяце** 30,4 кал. дн.
Максимальный размер среднего заработка в расчетном периоде 1 898,77 руб. (1 388 000 руб. / 731 дн.)
Минимальный размер среднего заработка (до 01.07.2017 МРОТ - 7 500 руб., после - 7 800 руб.) С 01.01.2017 - 246,24 руб. (7 500 руб. х
24 мес. / 731 дн.); с 01.07.2017 - 256,09 руб. (7 800 руб. х 24 мес. / 731 дн.)
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты при начислении пособия «на травматизм»*** 72 290,4 руб.
Максимальный размер пособия «на травматизм» за полный месяц 289 161,6 руб. (72 290,4 руб. х 4)

* Утверждены постановлениями Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 и от 26.11.2015 № 1265.

** Установлено п. 5.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

*** Установлен п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19.12.2016 № 417‑ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и плановые периоды 2018 и 2019 годов».

Приведем примеры расчета пособий, назначаемых работникам в связи с болезнью и с получением производственной травмы.

Работник находился на больничном с 13 по 20 февраля 2017 года. Его страховой стаж - 12 лет 6 месяцев. В 2015 году его доходы составили 650 000 руб., в 2016 - 734 000 руб. Расчетный период отработан полностью.

Для расчета среднего заработка учитываются доходы в размере 1 368 000 руб.:

За 2015 год - 650 000 руб. (то есть по факту);

За 2016 год - 718 000 руб. (то есть предельная величина дохода).

Средний дневной заработок равен 1 871,41 руб. (1 368 000 руб. /
731 дн.), что значительно превышает сумму минимального среднедневного заработка (246,24 руб.).

Страховой стаж работника - 12 лет 6 месяцев, следовательно, пособие выплачивается в размере 100%.

Итак, величина пособия за 8 дней болезни (с 13 по 20 февраля 2017 года) составит 14 871,28 руб. (1 871,41 руб. х 8 дн.).

Выплаты, учитываемые при расчете пособия в связи с травмой, полученной работником в феврале 2017 года, составили в 2015 году 660 000 руб., в 2016 году - 742 000 руб. Период нетрудоспособности 12 дней: с 6 по 17 февраля 2017 года включительно. Страховой стаж работника - более 8 лет.

Размер среднего дневного заработка для расчета пособий равен 1 917,92 руб. ((660 000 руб. + 742 000 руб.) / 731 дн.).

Размер пособия, рассчитанного за февраль, - 53 701,76 руб. (1 917,92 руб. x 28 дн.). Эта сумма не превышает максимальную величину пособия за полный месяц (289 161,6 руб.).

Следовательно, пособие по травме должно быть рассчитано исходя из среднего дневного заработка 1 917,92 руб.

Таким образом, размер пособия, выплаченного работнику в связи с производственной травмой, составит 23 015,04 руб. (1 917,92 руб. х 12 дн.).

Обратите внимание

С 06.02.2017 при расчете социальных пособий применяется справка о заработной плате, форма которой утверждена Приказом Минтруда России от 09.01.2017 № 1н. Напомним, что на основании данной справки в расчет пособия включаются выплаты, произведенные предыдущим работодателем в расчетном периоде. Эту справку работнику выдают при увольнении.

В чем теперь заключается контрольная функция ФСС?

В 2017 году за ФСС сохранены полномочия по администрированию расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страхователи (работодатели-организации и предприниматели), как и прежде, будут предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с расходами на выплату пособий (п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Согласно ст. 4.2 Закона № 255‑ФЗ ревизоры фонда вправе:
  • проводить проверки (выездные и камеральные) правильности выплаты пособий;
  • требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • запрашивать у страхователей документы по выплате пособий, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных взносов;
  • запрашивать в налоговых органах сведения о взносах, начисленных и уплаченных страхователями;
  • контролировать соблюдение законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении, исчислении и выплате пособий.
Обратите внимание

Обмен информацией между ФСС и ФНС, в том числе в части заявленных страхователем доходов, расходов, результатов контрольной работы, будет осуществляться в соответствии с , Правлением ФСС России № 02‑11‑10/06-3098П от 22.07.2016. Так, сведения о расходах, которые страхователь указал в расчете по страховым взносам, ФСС получит из налоговой инспекции (см. также Письмо ФСС России от 16.12.2016 № 02‑09‑11/04‑03‑28043). Срок для направления данных:

  • не позднее 5 дней - со дня получения расчетов в электронной форме;
  • не позднее 10 дней - со дня получения расчетов на бумажном носителе.

Порядок возмещения расходов на выплату социальных пособий

Перечень документов, представляемых страхователем для возмещения в 2017 году расходов, понесенных в связи с выплатой пособий по больничным, зависит от периода выплаты этих пособий. Напомним: возмещение расходов производится в том случае, если сумма выплаченных за период пособий превышает сумму начисленных за данный период взносов на социальное страхование.

Если пособия выплачены до 01.01.2017

Если расходы на выплату пособия произведены в прошлом (2016) году (то есть страховой случай произошел тоже в 2016 году), то страхователь, обращаясь за их возмещением в текущем году, должен руководствоваться перечнем документов, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (в редакции, действовавшей до 01.01.2017). В этом перечне поименованы следующие документы:
  • письменное заявление страхователя на возмещение расходов;
  • расчет по форме 4-ФСС (обязанность по его представлению в территориальный орган ФСС сохранится при обращении за возмещением расходов, понесенных за периоды, истекшие до 01.01.2017, - п. 1 приложения к Приказу Минтруда России от 28.10.2016 № 585н);
  • копии документов, которые подтверждают обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование. Это листки нетрудоспособности для больничных и декретных и расчеты сумм выплат по этим пособиям; справки из женской консультации, справки о рождении ребенка и т. д. - для других видов пособий.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255‑ФЗ возместить расходы территориальный фонд ФСС обязан в течение десяти календарных дней со дня представления упомянутых документов.

Вместе с тем ч. 4 названной статьи предусматривает возможность назначения территориальным страховщиком камеральной или выездной проверки правильности и обоснованности расходов на выплату пособия. В рамках таких проверок страховщик вправе истребовать у страхователя дополнительные сведения и документы .

Соответственно, в этом случае решение о возмещении расходов принимается по результатам проверки и направляется страхователю в трехдневный срок. Его можно обжаловать в вышестоящем органе или в суде (ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255‑ФЗ).

Добавим: камеральные и выездные проверки правильности расходования средств на выплату пособий территориальные органы ФСС будут проводить на основании поступивших от налоговых органов сведений о расходах на выплату пособий, содержащихся в единых расчетах по страховым взносам, которые страхователи будут сдавать в налоговую инспекцию (ч. 1.1 ст. 4.7 Закона № 255‑ФЗ).

Обратите внимание

Выездные и камеральные проверки будут проходить в порядке, аналогичном порядку, установленному с 01.01.2017 Федеральным законом от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255‑ФЗ):

  • камеральная проверка - в течение трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • выездная проверка - в течение двух месяцев со дня вынесения решения о назначении проверки (возможно продление срока до четырех или шести месяцев).

Если пособие выплачено после 01.01.2017

Для возмещения расходов по пособиям, выплаченным по страховым случаям, наступившим в 2017 году, страхователю нужно представить иной список документов (см. ):
  • заявление о выделении необходимых средств на страховые выплаты по утвержденной форме;
  • справку-расчет (приложение 1 к заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения);
  • расшифровку расходов на обязательное социальное страхование и расходов за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (приложение 2 к заявлению);
  • копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов на обязательное социальное страхование.
Итак, для возмещения в 2017 году расходов на выплату пособий по больничным страхователю вместо прежней формы 4-ФСС нужно оформить новый документ - справку-расчет. Форма данного документа утверждена упомянутым выше Приказом Минтруда России № 585н.

В справке-расчете, представляемой при обращении за возмещением средств за периоды начиная с 01.01.2017, отражаются суммы:

  • задолженности страхователя (ФСС) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленных к уплате страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленных страховых взносов;
  • не принятых к зачету расходов;
  • средств, полученных от территориальных органов ФСС в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;
  • средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченных страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
  • списанной задолженности страхователя.

ФСС в 2017 году сохранила функции по контролю правильности исчисления пособий по социальному страхованию. Страхователи, как и раньше, обязаны представить страховщикам документы, подтверждающие расходы на выплату этих пособий (в том числе в случае обращения за возмещением указанных расходов). Но перечень документов, представляемых страхователем для возмещения в 2017 году расходов, понесенных в связи с выплатой пособий, зависит от периода наступления страхового случая и момента выплаты пособия.

Статья 4.6. Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.

2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.

2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.

3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.

4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.

6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд.

Вам также будет интересно:

Ремонт основных средств: как отразить в бухгалтерском учете Расходы на ремонт ос
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как...
Что входит в оборотный капитал
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данный вид капитала имеет форму...
Разделение питания по группам крови Распределение по группам и категориям 13 букв
Здравствуйте, уважаемые гости и подписчики сайта ! Прочитав эту статью, вы узнаете как...
Получение выписки егрн (егрп) через портал госуслуги
С 1 января 2017 года, после объединения Единого государственного реестра прав на недвижимое...
Как не переплатить лишнее: комиссия Сбербанка при оплате квитанции ЖКХ
Июль 2013 В статье рассказано какой размер комиссии взимается при оплате разными способами:...