Понятие коучинга простыми словами Чем занимается коуч

Что такое аккредитив простыми словами: как оформить, схема расчета и виды аккредитивов Аккредитованный счет

Правило Парето: что это такое и как применять этот закон на практике Сколько будет 70 30 и 80 20

Приказ об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования — Российская га

Где получить кредит на покупку жилья в Беларуси?

Должностная инструкция начальника цеха организации электроэнергетики Должностная инструкция начальника энергоучастка

Наладчик КИПиА: что за профессия, разряды, обучение Описание профессии наладчик

Виды издержек образования

Что такое дебетовый оборот простыми словами Что такое обороты по дебету

Трое детей в семье: какие положены льготы в России?

Примерная форма соглашения о задатке Пример оформления договора задатка при покупке бизнеса

Жалоба на начальника вышестоящему руководству – порядок и правила составления Как правильно попросить о помощи у начальника

Понятие недвижимости и ее объекта

Порядок получения кредита ИП

Расчет среднего заработка для заполнения справки для службы занятости

Мотивация поведения личности в процессе труда. Анализ и совершенствование мотивация поведения в процессе трудовой деятельности

Мотивация к профессиональной деятельности: – Смысл содержание и потребность труда. Она решается на основе разработки системы мотивации оценки результатов труда выбора стиля управления. Меняющиеся представления о содержании и характере труда свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования к руководству кадрам. Место мотивации и стимулирования труда в системе управления трудом Особенность управления экономическим поведением человека заключается в том что объект управления обладает значительной независимостью свободой.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7966. Мотивация трудовой деятельности 309.79 KB
В пирамиду потребностей Маслоу входят схема 31 следующие группы: 1.Стадии развития группы. Он не только исполнитель определенной роли соответствующей его должности но и член группы в рамках которой он действует. При этом группа оказывает влияние на его поведение человека а его поведение влияет на жизнь группы.
11421. Мотивация учебной деятельности и потребности старших школьников 102.02 KB
Учитель должен знать хорошо какие потребности побуждают активность учащегося чтобы создавая условия для их удовлетворения решать свою главную профессиональную задачу вызывать к жизни мотивы делающие человека хорошим учеником. Объектом исследования является мотивация учебной деятельности и потребности старших школьников. В соответствии с целью предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи:...
568. Условия трудовой деятельности 5.01 KB
Условия трудовой деятельности Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью напряжения организма. Физическая тяжесть труда это нагрузка на организм при труде требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергетических затрат в зависимости от вида нагрузки и нагружаемых мышц Статический вид нагрузки связан с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии а также с приданием человеку рабочей позы. Напряженность труда...
519. Эффективность трудовой деятельности 5.31 KB
Эффективность трудовой деятельности Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от предмета и орудий труда работоспособности организма организации рабочего места гигиенических факторов производственной среды. Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности: фаза врабатывания или нарастающей работоспособности; в этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным; фаза высокой устойчивости работоспособности; для нее...
520. Микроклимат и его влияние на эффективность трудовой деятельности 4.91 KB
Микроклимат и его влияние на эффективность трудовой деятельности Жизнедеятельность человека сопровождается непрерывным выделением теплоты в окружающую среду. Таким образом основа полноценной жизнедеятельности человека это нормальные метеорологические условия. Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на самочувствие человека и его работоспособность. Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек их пересыхания и растрескивания...
18722. Психологические аспекты мотивации трудовой деятельности 70 KB
В теорию мотивации внесли свой вклад многие ученые начиная с основателя научного менеджмента Ф. Содержательный и процессуальные подходы к мотивации разработанные теоретиками менеджмента и психологии достаточно близки На практике они дополняют друг друга и тесно переплетаются друг с другом.
574. Научно-технический прогресс и безопасность трудовой деятельности 14.57 KB
Состояние условий труда при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов называется безопасностью труда. Безопасность труда это состояние трудовой деятельности труда обеспечивающее приемлемый уровень ее риска. Безопасность труда обеспечивается комплексной системой мер защиты человека от опасностей формируемых в рабочей зоне конкретным производственным технологическим процессом техническим объектом. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название...
15930. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). Совершенствование трудовой деятельности на основе ФСА 70.2 KB
Соотношение функций органов правления с управляемым объектом дает информацию о том насколько необходим этот орган. Соответствие функций системы управления функциям производственной системы – необходимые условия эффективного построения системы управления организацией так как система управления существует не сама по себе а для обеспечения эффективного функционирования производственной системы. Аналитический этап Формулировка анализ и классификация функций ОУП их декомпозиция анализ функциональных взаимосвязей между ОУТ и ген. Важнейшими...
18175. Развитие творческих способностей детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности 101.81 KB
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей в процессе игровой деятельности Развитие творческих способностей в процессе игровой деятельности у детей 7-9 лет как психолого-педагогическая проблема. Роль педагога в развитии творческих способностей у детей 7-9 лет в процессе игровой деятельности. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий развития творческих способностей детей в процессе игровой деятельности...
18070. Развития познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе 97.65 KB
Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности. Творчество как высшая степень познавательной деятельности. Особенности развития познавательной деятельности младших школьников.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАББАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫЛЕННОСТИ»

ТЕМА: АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнил: Турушева Н.С., ст.гр.541

Научный руководитель: Селецкая О.С.

2017

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты мотивации труда работников…………………...5

2.Исследование и анализ мотивации поведения работников

на предприятии……………………………..…………………………………11

Заключение…………………………………………………………………….13

Библиографический список…………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………16

Введение

Мотивация призвана побуждать сотрудников к выполнению порученных задач в соответствии с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это или нет. В древние времена для этого служил хлыст и угрозы, а для немногочисленных избранных - подарки. Современным предпринимателям важно знать, что мотивация определяется целой совокупностью потребностей человека, которая постоянно изменяется. Поэтому очень важно для руководителя уметь определять потребности сотрудников и обеспечить их удовлетворение через работу в организации.

Актуальность исследования заключается в том, что изменения общественных отношений, с одной стороны, и социально-экономических условий с другой, предъявляют к руководителям всех уровней ряд новых требований при этом возникает необходимость не только умело управлять мотивацией сотрудников и влиять на эффективность их трудовых усилий, но и учитывать у субъектов управления специфических личностных потребностей, желаний, мотивов, создающих предпосылки успешной реализации ими трудовых умений и способностей.

Целью исследования является изучение современного состояния мотивации трудовой деятельности и определение перспектив использования мотивационного механизма в системе управления персоналом.

Объектом настоящего исследования выступает мотивация трудовой деятельности.

Предметом исследования является специфика мотивации трудовой деятельности работников учреждений.

Основные гипотезы исследования:

Применяемые методы мотивирования и стимулирования трудовой деятельности оторваны от практических потребностей и не учитывают мотивы трудовой деятельности работников.

Возрастные и психологические различия, образование, стаж, статус играют значимую роль в процессе формирования мотивации трудовой деятельности работников.

В ходе исследования применялись такие методы как:

Терминологический анализ в отношении понятии «мотив», «мотивация», «мотивирование»;

Аналитико-синтетический метод изучения публикаций в профессиональной печати, отражающий основные результаты исследований по изучению мотивов трудовой деятельности, а также практики мотивирования и стимулирования персонала;

Социологические методы при проведении исследования мотивации трудовой деятельности.

1.Теоретические аспекты мотивации труда работников

Вся система управления организацией строится на стремлении к достижению поставленных целей, а для этого нужна слаженная работа, сотрудничество руководящих органов и рядовых сотрудников, которые достигаются за счёт эффективной мотивации персонала.

От степени заинтересованности в выполнении своих обязанностей зависит, прежде всего, производительность труда. Именно система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально эффективна для данной организации в конкретных условиях. При этом основным инструментом служит мотивация сотрудников. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.

Мотивация – мощный рычаг управления. Мотивация есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели.

Профессиональная мотивация – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) с помощью трудовой деятельности.

Таким образом, мотивация персонала – важнейший фактор результативности его работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала каждого работника, то есть всей совокупности свойств, которые влияют на его трудовую деятельность.

Мотивация персонала, как одна из важнейших функций управления, в современных условиях, должна стать рычагом для наиболее эффективного достижения поставленных высоких целей. Именно поэтому, сегодня, руководителю, необходимо определить наиболее оптимальные методы мотивации персонала для успешного решения намеченных задач.

Центральное место в мотивации занимает мотив. Побуждение к деятельности вообще связано с потребностно-мотивационной сферой. Благодаря связи с потребностью, мотив выполняет функцию побуждения человека к активности и придает смысл отдельным действиям, целям и условиям их достижения.

Мотив –этопобуждение человека к деятельности.

Мотив (от фр. motif - мотив; лат. moveo - фактор) в широком смысле слова - это побудительная причина, основание, повод к какому-либо действию, поступку человека, вызванные его интересами и потребностями.

В понятие мотива труда входят:

потребность, которую хочет удовлетворить работник;

благо, способное удовлетворить эту потребность;

трудовое действие, необходимое для получения блага;

цена - издержки материального и морального характера, связанные с осуществлением трудового действия.

Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени.

Удовлетворенность трудом вызывается двумя рядами факторов: присущих самому процессу труда (профессиональных) и внешних по отношению к процессу труда.

Первая группа факторов включает:

1) возможность общения;

2) разнообразие в работе;

3) сознание, что работа необходима обществу;

4) проявление самостоятельности;

Ко второй группе факторов относятся:

1) хорошая организация труда;

2) деловые взаимоотношения между сотрудниками;

3) справедливое отношение руководителей;

4) внимание дирекции при оценке результатов работы каждого сотрудника.

Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, какие мотивы являются преобладающими у ключевых работников предприятия, чтобы дать им возможность удовлетворить их потребностей в обмен на эффективный труд. Руководитель должен иметь в запасе несколько направлений, по которым он может мотивировать своих работников.

Вот некоторые из них:

Рис. 1 Методы дисциплинарного воздействия

Это означает, что эффективность дисциплинарного воздействия зависит его силы, времени применения, выбора условий наказания или поощрения. Правильно подобрав все четыре фактора, руководитель может добиться максимального результата, если же начальник будет действовать спонтанно непродуманно, эффект от его воздействия будет минимальным, или вообще отрицательным.

Кроме того, руководительь может повышать мотивацию работников к труду, повышая уровень оплаты труда, предоставляя им возможность для самореализации или карьерного роста, выражая им признание со стороны руководства и т. д.

Рис. 2 Обращение к значимым стимулам работников

По мнению психологов, оптимальное соотношение поощрения и наказания должно составлять примерно 3:1, то есть хвалить подчиненных следует в несколько раз чаще, чем ругать. На наших предприятиях, к сожалению, наблюдается обратное соотношение. Большинство российских руководителей пока гораздо лучше владеют методами наказаний и угроз, в то время как диапазон их средств позитивной мотивации (особенно моральной) весьма узок. На самом деле, возможностей для стимулирования работы персонала достаточно: вовремя сказанное «доброе слово», благодарность, почетная грамота или диплом лучшего работника подразделения, корпоративные мероприятия и многое другое.

К моральной стимуляции можно отнести похвала, благодарность в приказе, грамота и пр. Вдохновлять персонал можно десятками способов, например публичной похвалой за каждое достижение. Не следует бояться перехвалить сотрудника за хорошую работу. Во-первых, похвалы никогда не бывает много, а, во-вторых, доброе слово в любом случае обойдется вам дешевле, чем самая маленькая премия за принесенную этим работником дополнительную прибыль.

Особую и достаточно эффективную форму морального стимулирования представляет соревнование. Оно может быть организовано как между отдельными сотрудниками, так и между целыми подразделениями на предприятии. В последнем случае конечный эффект соревнования возрастает, так как помимо повышения производительности труда возрастает еще и сплоченность команды. При этом исследователи показывают, что при организации соревнований следует учитывать индивидуальные особенности работников. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой, особенно если это очень важные соревнования.

В систему негативной материальной мотивации входят штраф, понижение зарплаты, депремирование, а в систему моральной негативной мотивации – замечание, приказ и запись в трудовой книжке.

Табл. 1 Причины демотивации персонала и способы ее коррекции

Причины снижения мотивации

1. Нарушение негласного «контракта» - расхождение между обещаниями, которые дают сотруднику при приеме на работу, и реальностью, с которой он сталкивается.

2. Неиспользование навыков сотрудника, которые он ценит. Игнорирование его идей и инициатив.

3. Отсутствие чувства причастности к деятельности организации.

4. Отсутствие ощутимых результатов в работе.

5. Отсутствие признания достижений со стороны руководства.

Давайте максимум правдивой информации в процессии приема на работу.

Предоставляйте человеку возможности проявить максимум своих способностей, творчества и инициативы.

Вовлекайте сотрудников в процесс планирования деятельности. Организуйте их участие в корпоративных мероприятиях.

- «Разбавляйте» рутинную работу краткосрочными проектами, дающими ощутимый результат. При долговременной работе, определяйте промежуточные этапы, которые следует вознаграждать.

Радуйтесь победам ваших сотрудников, поощряйте их активность и достижения.

2. Исследование и анализ мотивации поведения работников на предприятии

Для анализа мотивации поведения работников было проведено анкетирование 132 человек работающего населения, проживающих в Октябрьском районе г.Улан-Удэ (приложение 1).

По результатам опроса были разработаны диаграммы, в которых видно, что из 132 опрошенных 72% отвечали женщины и 60% мужчин. Возраст составлял от 18 до 60 лет, причем более активно отвечали на вопросы резиденты в возрасте от 20 до30. При опросе резидентов выяснилось, что 69% -предпочли бы денежное стимулирование, 20%- социальное стимулирование в виде повышения квалификации, престижности, 11% - моральное стимулирование, 11%-творческое стимулирование в форме самовыражения и 8% - неденежное стимулирование, в которое входит бесплатное питание, оплата затрат за проезд, страховка и т.д (приложение2).

При этом неденежное стимулирование не декларировалась высоко, но была отмечено как значимая при формировании самоуважения.

На вопрос «Что вы больше цените в работе?» сильно разделений не было, так 28% -ценят принесение своей работой пользы фирме, 27% - ценят уровень заработной платы, 25% - ценят возможность проявить то, что я знают и умеют, 20% - особенно ничего не ценят, просто работа уже привычна, 12%- ценят самостоятельность в принятии решений (приложение 3).

В результате исследования был выявлен ряд факторов, влияющих на удовлетворенность трудом:

1. личная ответственность

2. престижность должности

3. режим работы

4. комфортность помещений

Но так же в ходе опроса были выявлены факторы, отрицательно влияющих на удовлетворенность трудом:

1.физическая утомляемость

2. нервное напряжение

3. однообразная работа

4. слишком высокий темп работы и смены операций

Поэтом чтобы эффективно стимулировать работников к производительному труду, нужно знать, что представляет для людей наибольшую значимость. Можно определить наиболее важных мотивов, влияющих на их деятельность:

· Высокая оплата труда, соответствующая затраченным усилиям;

· Перспектива карьерного роста;

· Хорошие взаимоотношения с руководством и коллегами по работе;

· Комфортные условия труда;

· Положительные эмоции, связанные с работой (возможность самореализации, признание профессионализма работника, увлеченность работой, возможность принятия самостоятельных решений, свобода творчества и пр.)

Отметим, что при организации системы мотивационного воздействия на персонал руководитель должен помнить, что любая мотивация со временем теряет свою силу, поэтому нужно разнообразить методы и приемы. Соответственно, руководитель предприятия должен знать не менее двух десятков способов мотивировать своих работников.

Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что мотивация трудовой деятельности работников зависит не столько от самого процесса труда, сколько от коммуникативных связей и возможностей самореализации.

Заключение

Мотивация является ключевым условием, которое определяет успешность, эффективность его профессиональной деятельности.

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей

К задачам мотивации относят:

1) формирование у сотрудника какой-либо организации понимания значения мотивации труда;

2) обучение сотрудников психологическому внутриорганизационному поведению и общению;

3) обучение руководящего состава внутриорганизационному поведению и общению;

4) формирование всех руководителей демократических подходов к управлению персоналом с использованием различных инновационных методов мотивации.

Использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия, тогда управленческое влияние на педагогическую деятельность будет эффективным.

Основные способы морального стимулирования, которые можно применить:

    Признание за хорошо выполненную работу – похвала, повышение статуса.

    Статьи в СМИ и размещение информации о достижениях.

    Организация конкурсов профессионального мастерства.

    Доски почёта.

    Подарки от учреждения.

    Профессиональная лояльность.

    Награждение благодарственными письмами.

Таким образом, для мотивации персонала возможно использование разных способов и средств мотивации. Эффективная система мотивации должна включать и материальные, и нематериальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.

Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить мотивацию персонала, реализовать комплекс условий для проявления активности, инициативности, ответственности, создать атмосферу сотрудничества. Это будет способствовать переходу предприятий на инновационный путь развития.

Результаты проведенного исследования не претендуют на исчерпывающую полноту. Однако, будучи основанные на анализе опыта современного управления персоналом, на осмыслении специфики мотивации трудовой деятельности работников, они могут служить реальным вкладом в развитие мотивации трудовой деятельности.

Библиографический список

    Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом / Ю.А.Лукаш. – М.: Финпресс, 2012. – 208 с.

    Одегов, Ю.Г. Управление персоналом. Оценка эффективности: Учебное пособие для вузов / Ю.Г.Одегов, Л.В.Карташева. – М.: Экзамен, 2012. – 256 с.

    Потёмкин, В.К. Управление персоналом: учебник для вузов / В.К. Потёмкин. – СПб.: Питер, 2013. – 432 с.

    Самоукина, Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В.Самоукина. – М.: Вершина, 2008. – 224 с.

    Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала /С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2015. - 224 с.

    Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Инфра-М., 2011.-576с.

    Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб.пособие. - Минск: Современная школа, 2011. - 635с.

    Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. Питер, 2011.-512с.

Приложение1

А нкета

«Определение трудовой мотивации работника»

женский

мужской

Ваш возраст:

18-20

20-30

30-40

40-50

50-60

За 60

Что Вы больше всего цените в своей работе:

Я сам решаю, что и как мне делать

Она даёт мне возможность проявить то, что я знаю и умею

Я чувствую себя полезным и нужным

Мне за неё относительно неплохо платят

Особо ничего не ценю, но эта работа мне привычна

Как бы Вы хотели, чтобы Вас стимулировали к труду в организации?

Денежные стимулы (з/п, премия и тд)

Неденежные (питание, транспорт, страховка и тд)

Социальные (престижность, квалификационный рост и тд)

Моральные (награды, уважение сослуживцев и тд)

Творческие (возможность самовыражения и самосовершенствования)

Приложение 2

Приложение 3


Мотивация - это одна из основных функций современного менеджмента, направленная на повышение эффективности труда персонала организации.

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Данные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими решениями.

Структура мотивов труда

Мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Трудовой мотив - это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с удовлетворением его потребностей.

Мотив труда формируется только в том случае, когда трудовая деятельность является если не единственным, то основным условием получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей. Если получение блага не требует особых усилий либо если благо очень трудно получить, то мотив труда чаще всего не формируется.

Формирование мотива труда происходит в том случае, если в распоряжении субъекта управления имеется необходимый набор благ, соответствующий социально обусловленным потребностям человека. Для получения благ требуются личные трудовые усилия работника. Трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности, и приносит ему большее удовлетворение.

Группа ведущих мотивов, определяющих поведение работника, называется мотивационным ядром (комплексом), которое имеет свою структуру и зависит от конкретной трудовой ситуации.

Мотивы труда разнообразны. Они различаются

Ø по потребностям , которые человек стремится удовлетворить посредством трудовой деятельности,

Ø по тем благам , которые требуются человеку для удовлетворения его потребностей,

Ø по той цене , которую работник готов заплатить за получение искомых благ.

Общим у них является то, что удовлетворение потребностей всегда связано с трудовой деятельностью.

Можно выделить несколько групп мотивов труда, образующих в совокупности единую систему.

Это мотивы содержательности труда, его общественной полезности,

Ø статусные мотивы, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности,

Ø мотивы получения материальных благ,

Ø мотивы, ориентированные на определенную интенсивность работы.

Благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Практические сущности понятий «мотив труда» и «стимул труда» тождественны. В первом случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив). Во втором - о субъекте управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул).

Мотивы труда можно разделить на социальные и биологические.

К социальным можно отнести: коллективизм (потребность быть в коллективе), личное самоутверждение, мотив самостоятельности, мотив надежности (стабильности), противоположный предыдущему, мотив приобретения нового (знаний, вещей), мотив справедливости, мотив состязательности, генетически присущий каждому человеку.

Биологические мотивы соотносятся с первичными физиологическими потребностями.

Важным фактором личности является система ее потребностей, мотивов, интересов, то есть то, что определяет причины поведения личности, помогает объяснить принимаемые решения.

Потребность индивида - это осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к действию. Потребность - это состояние человека, выступающее источником его активной деятельности и создающееся нуждой, которую он ощущает по отношению к предметам, необходимым для его существования.

Московская государственная академия тонкой химической технологии им М. В.

Ломоносова

Реферат по предмету: «Управление персоналом»

«Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности»

студентки: Рудаковой Е.В. группы М-32 преподаватель: Аксенова

Москва 2001

I. С точки зрения теории
II. Способы улучшения мотивации труда
III. Теории мотивации труда на Западе
IV. Рекомендации для современных условий

I. В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во- вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие
«мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства.

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенный результат трудовой деятельности.

Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором.
Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями.
Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей.

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

Потребность в самовыражении.

Потребность в уважении.

Социальные потребности.

Потребность самосохранения.

Физиологические потребности.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности.

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица. Необходимо полнее использовать личные цели участников трудового процесса и цели организации.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

II. Рассмотрим способы улучшения мотивации труда. Они объединяются в пять относительно самостоятельных направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование.

Первое направление отражает роль мотивационного механизма оплаты труда в системе повышения производительности труда. Оно включает в качестве элементов совершенствование системы заработной платы, предоставление возможности персоналу участвовать в собственности и прибыли предприятия.

Безусловно, мотивационному механизму оплаты труда отводится большая роль, но постоянное повышение уровня оплаты труда не способствует как поддержанию трудовой активности на должном уровне, так и росту производительности труда. Применение этого метода может быть полезным для достижения кратковременных подъемов производительности труда. В конечном итоге происходит определенное наложение или привыкание к этому виду воздействия. Одностороннее воздействие на работников лишь денежными методами не может привести к долговечному подъему производительности труда.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем.
С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении.
Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Следующее направление улучшения мотивации - совершенствование организации труда - содержит постановку целей, расширения трудовых функций, обогащения труда, производственную ротацию, применение гибких графиков, улучшению условий труда.

Постановка целей предполагает, что правильно поставленная цель путем формирования ориентации на ее достижение служит мотивирующим средством для работника.

Расширение трудовых функций подразумевает внесение разнообразия в работу персонала, то есть увеличение числа операций, выполняемых одним работником. В результате удлиняется рабочий цикл у каждого работника, растет интенсивность труда. Применение данного метода целесообразно в случае недозагруженности работников и собственного желания их расширить круг своей деятельности, в противном случае это может привести к резкому сопротивлению со стороны работников.

Обогащение труда подразумевает предоставление человеку такой работы, которая давала бы возможность роста, творчества, ответственности, самоактуализации, включения в его обязанности некоторых функций планирования и контроля за качеством основной, а иногда и смежной продукции. Данный метод целесообразно применять в сфере труда инженерно- технических работников.

Для массовых рабочих профессий лучше всего использовать производственную ротацию, которая предполагает чередование видов работы и производственных операций, когда рабочие в течение дня периодически обмениваются рабочими местами, что характерно преимущественно для бригадной формы организации труда.

Улучшение условий труда - острейшая проблема сегодняшнего дня. На этапе перехода к рынку возрастает значимость условий труда как одной из важнейших потребностей человека. Новый уровень социальной зрелости индивида отрицает неблагоприятные условия трудовой среды. Условия труда, выступая не только потребностью, но и мотивом, побуждающим трудиться с определенной отдачей, могут быть одновременно фактором и следствием определенной производительности труда и его эффективности.

1) Ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах

2) Правильно располагать и хранить нужные предметы

3) Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте

4) Постоянная готовность рабочего места к проведению работы

5) Усвоить дисциплину и соблюдать перечисленные принципы.

Состояние рабочего места оценивается ежедневно при проверке побальной оценки на соответствии его содержания указанным правилам. Рабочие прямо заинтересованы в постоянном поддержании в хорошем состоянии своего места, так как в этом случае увеличивается на 10% тарифная часть его заработка.
Применение такой системы позволяет повысить уровень культуры производства и способствует росту производительности труда.

В менеджменте применяются, по крайней мере, 6 способов неденежного стимулирования
1. ОДОБРЕНИЕ. Одобрение является еще более мощным способом вознаграждения, чем деньги, которые, конечно всегда будут много значить. Почти все люди положительно реагируют, если чувствуют, что их ценят и уважают. По мнению
Мэри Кэй Эш, владелицы преуспевающей фирмы “Мэри Кэй Косметикс”, есть только две вещи, которые люди хотят больше, чем секса и денег - это одобрение и похвала. Достаточно одобрить хорошее поведение, и оно вскоре повторится.
Существуют следующие правила менеджеров:
1. хвалите сразу
2. хвалите работу человека
3. говорите, что вы довольны и вам приятно оттого, что работник это сделал
4. после этого не стоит стоять над душой работника, поэтому, выполнив свою миссию, уходите.
2. ДЕЙСТВИЕ. Служащие, которые приобретают акции и становятся совладельцами, ведут себя как владельцы. Но для того, чтобы использовать этот способ вознаграждения, предприятие должно использовать групповое принятие управленческого решения, вместо авторитарного и производить конкурентоспособный товар. Генри Форд также использовал этот метод. На его предприятиях рабочие были акционерами. Исследования Университета штата
Мичиган показали, что использование этого способа вознаграждения может в
1,5 раза повысить доход фирмы. К сожалению, в нашей российской действительности существует жалкая пародия на эту систему по причине невыполнения вышеуказанных условий.
3.ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ. Это поможет удержать сотрудников от формирования привычки транжирить время попусту и позволит сотруднику больше тратить времени на себя и свою семью, если он будет справляться с работой раньше отведенного срока. Такой метод подходит для людей со свободным расписанием. В противном случае у руководства появляется соблазн повысить объём работы.
4 ЗАИМОПОНИМАНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТНИКУ. Способ вознаграждения наиболее значим для эффективных сотрудников-профессионалов. Для них внутреннее вознаграждение имеет большой вес. Такой подход требует от менеджеров хорошего неформального контакта со своими подчиненными, а также знания того, что их волнует и интересует.
5 РОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖЕБНОЙ ЛЕСТНИЦЕ И ЛИЧНЫЙ РОСТ. Этот способ вознаграждения требует серьезных финансовых затрат высшего руководства, но именно он позволяет в настоящее время таким компаниям, как “IBM”,
”Digital equipment corp.”, ”General Motors”, сохранять лидирующее положение на рынке в США. Продвижение вверх даёт власть, а не только материальные блага. Люди её любят даже больше, чем деньги.

6 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБИМОЙ РАБОТЫ. Этот способ особенно хорош, когда работники стремятся стать профессионалами, но ощущают над собой пресс контроля или чувствуют, что другую работу они выполняли бы гораздо профессиональнее, с большей отдачей и лучшими результатами. Здесь искусство менеджера состоит в способности выявить такого сотрудника, что может быть затруднено приятием этих действий за очередное контрольное мероприятие. Очень часто такие люди могли бы работать эффективно без надзора сверху, но отсутствие некоторой смелости не позволяет им обратиться по этому поводу к руководству.

Участие в прибылях.

Наиболее распространенной формой коллективного поощрения является так называемая система ”УЧАСТИЯ В ПРИБЫЛЯХ”. Сущность системы “участия в прибылях” заключается в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируется премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат ставится в зависимость от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Выплаты рабочим и служащим (в том числе и представителям высшей администрации) в порядке “участия в прибылях” не облагаются налогом.
Таким образом, предприниматели поощряются государством к распространению этой системы. Во многих случаях “участие в прибылях” предусматривает выплату всей или части премии в виде акций.

В системе “участия в прибылях” премии начисляются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятий: повышение производительности труда и снижение издержек производства. Начисляются премии, как правило, пропорционально заработной плате каждого работника с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов, рационализаторская деятельность, а также склонность к сотрудничеству, верность фирме и т.п.

Эта система, как говорилось выше, безусловно хороша только для предприятий, производящих конкурентоспособные товары и имеющих стабильную прибыль. Скорее всего - это крупные фирмы.

|Мотивация |Трудовая активность, % |
|Материальная |48.2 |
|Комфортная |55.6 |
|Самореализация |37.5 |
|Социоцентрическая |56.4 |

III. На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, теория Д. Мак-Киеланда делает упор на потребности высшего уровня: власть, успех, причастность. У разных людей может доминировать та или другая из них. Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящимися отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня.

Люди, у которых преобладает потребность в успехе, как правило, не склонны к риску, способны брать ответственность на себя. Таким людям организация должна предоставлять большую степень самостоятельности и возможность самим доводить дело до конца.

Мотивация на основании потребности в причастности характерна для людей, заинтересованных в развитии личных связей, налаживании дружеских отношений, оказании помощи друг другу. Таких сотрудников следует привлекать к работе, которая даст им возможность широкого общения.

Известный ученый в области лидерства Д. Мак. Грегор, выделяя два основных принципа влияния на поведение людей, сформулировал «теорию х» и
«теорию у».
|Традиционный подход |Современный подход |
|Теория Х |Теория Y |Теория Z |
|1. Большинство |1. Работа является |1. Необходима забота |
|сотрудников не любит |желанной для |о каждом сотруднике в|
|работу и старается по|большинства |целом (забота о |
|возможности её |сотрудников. |качестве жизни) |
|избегать. | | |
|2. Большинство |2. Сотрудники |2. Привлечение |
|сотрудников |способны к |сотрудников к |
|необходимо заставлять|целеустремлённости и |групповому процессу |
|выполнять работу, |самоконтролю, |принятия |
|оказывая |способны |управленческих |
|административное, |самостоятельно |решений. |
|экономическое и |определять стратегии | |
|психологическое |достижения целей. | |
|давление. | | |
|3. Большинство |3. Заинтересованность|3. Периодическая |
|сотрудников |работников зависит от|ротация кадров и |
|заинтересованы только|системы |пожизненная |
|в безопасности. |вознаграждений по |гарантированность |
| |окончательному |занятости. |
| |результату. | |
|4. Большинство |4. Сотрудник | |
|сотрудников |стремится к | |
|предпочитает быть |ответственности и | |
|исполнителями и |самостоятельно | |
|избегает |принимает | |
|ответственности. |управленческие | |
| |функции. | |
|5. Почти все |5. Многие сотрудники | |
|сотрудники не имеют |имеют развитое | |
|творческих |воображение, | |
|способностей и |творческие | |
|инициативы. |способности, | |
| |изобретательность. | |

«Теория х» - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю. Согласно этой теории люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять трудиться для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.

«Теория у» основана на демократических принципах делегирования полномочий, обогащения содержания работы, улучшения взаимоотношений, признании того, что мотивацию людей определяет сложная совокупность психологических потребностей и ожиданий. Демократический руководитель считает, что работа человека, естественное состояние, и «внешний» контроль не главное и не единственное средство воздействия, работник может осуществлять самоконтроль, стремиться к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности. Эти две теории относятся к содержательным теориям мотивации.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

Получившая широкую поддержку модель Портера-Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе: признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу, применять программы обогащения труда и ротации кадров; использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома; устанавливать работникам скидки на продукцию, выпускаемую компанией, в которой они работают; предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредит на покупку жилья, садового участка, автомашин и так далее.

Попытаемся сформулировать мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.

На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.

На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации.

Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.

Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.
Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания.
Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице.

Управление людьми это искусство. Ему нельзя выучиться только в институте. Только практика, годы работы, много прочитанных книг и отдельные теоретические методы, работающие в реальной жизни.

Литература

1. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.

|| Человек и труд 1997 №10.

2. Экономика предприятия / Под ред. Семенова В.М. М. 1996.

3. . Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. T.I. -М..

Понятие мотивации настолько прочно вошло в терминологию психологов, социологов, экономистов и управленцев, что мало кто сомневается в глубокой истории термина, хотя впервые он прозвучал в 1813 г. в работе А. Шопенгауэра «О четверояком корне закона достаточного основания» и определялся как «причинность, видимая изнутри». Несомненно, что трудовая мотивация привлекала внимание задолго до появления самого термина - с момента возникновения организации и необходимости подчинять действия занятых в ней людей ее целям и задачам. Однако только с начала ХХ в. стали предприниматься серьезные попытки поиска эффективных методов мотивации, выходящие за рамки инструментов экономического принуждения.

Все определения мотивации можно свести к двум основным группам. В первой она рассматривается со структурных позиций как совокупность факторов или мотивов. Типичным в данном подходе может служить определение мотивации, данное О. С. Виханским и А. И. Наумовым, как совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы этой деятельности и придают ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей .

Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, процесс. Типичным в рамках второго подхода является определение М. Х. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури: мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Эти подходы взаимно дополняют друг друга и по своей сути являются отражением двух сторон мотивации как явления. Поэтому можно дать комплексное определение мотивации как процесса побуждения к деятельности, направленного на формирование мотивов трудового поведения под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов.

«Двойственность» в понимании мотивации способствовала появлению и развитию двух классов теорий мотивации: содержательных и процессуальных. Первые анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию, и сконцентрированы в значительной степени на выявлении имеющихся у людей потребностей, определении их приоритетности, влиянии на мотивацию (теории А. Маслоу, Ф. Херцберга, К. Альдерфера, Д. МакКлелланда). Процессуальные теории, появление которых связано с работами В. Врума, Л. Портера и Э. Лоулера, рассматривают мотивацию прежде всего как процесс и акцентируют внимание на когнитивных предпосылках поведения, реализуемых в мотивации и деятельности. Появившиеся впоследствии теории справедливости и атрибуции внесли дополнительный вклад в развитие представлений о мотивации, хотя и не позволили создать ее полную единую концепцию.

Следует различать три вида мотивации:

1) нормативную мотивацию - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т. п.;

2) принудительную мотивацию, основывающуюся на использовании власти и угрозы ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

3) мотивацию посредством стимулирования - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

В основе процесса мотивации находятся потребности человека. Потребность - это нужда в чем-то, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности или социальной группы. Потребности могут быть естественными и социальными; врожденными и приобретенными; первичными и вторичными, осознанными и неосознанными. Различают также материаль­ные, духовные и социальные потребности.

Однако классификация потребностей А. Маслоу, расположенных в иерархическом порядке, по мнению многих исследователей, остается на сегодняшний день самой стройной, несмотря на ряд присущих ей недостатков.

Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека, находится «внутри» него, носит персонифицированный характер. Другими словами, это внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей.

При классификации мотивов чаще всего их группировочные критерии совпадают с критериями классификации потребностей. Наиболее общая классификация мотивов в сфере труда выглядит следующим образом:

    материальные мотивы (работа выступает в качестве экономической необходимости, средства заработать деньги и обеспечить самостоятельность существования);

    духовные мотивы (человек выполняет работу потому, что ему нравится профессия, содержание трудовой деятельности);

    социальные мотивы (для работника важным является его место в коллективе и складывающиеся внутри него взаимоотношения).

Кроме того, на основе классификации различных видов потребностей можно выделить мотивы достижения, самоуважения, самоактуализации, мотивы-стремления к самой деятельности, к успеху и избеганию неудачи и т. д.

Мотивационную структуру человека нужно рассматривать как основу его действий. Она характеризуется определенной стабильностью, но может меняться в процессе воспитания человека, по мере роста его образования и других условий. Мотивированное поведение личности исходит из индивидуальных различий структуры мотивов и конкретной ситуации. Изменить мотивацию поведения работника можно лишь через соответственно подобранные стимулы.

Стимул - это внешнее побуждение к деятельности, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т. д. Стимулы - это блага (предметы, ценности и т. п.), которые могут удовлетворить потребности человека при выполнении им определенных действий.

Отличие стимулов от мотивов заключается в том, что стиму­лы характеризуют определенные блага, а мотивы - стремление чело­века получить их. Стимулы становятся мотивами в том случае, когда они объективно значимы, отвечают потребностям работника. Таким образом, стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. Общая классификация стимулов представлена на рисунке .

Рис. 8.1 . - Классификация стимулов

Виды стимулов

Стимулами могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что предлагается человеку в качестве компенсации за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий.

С помощью стимулирования, с одной стороны, создаются благоприятные условия для удовлетворения потребностей работника, а с другой - обеспечивается трудовое поведение, необходимое для успешного функционирования предприятия, т. е. осуществляется своеобразный обмен деятельностью.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования сотрудников называется стимулированием.

Основными требованиями к организации стимулирования работников являются:

    комплексность - единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от особенностей управления персоналом в конкретной организации;

    дифференцированность - индивидуальный подход к отдельным группам работников;

    гибкость и оперативность - постоянный пересмотр стимулов в связи с происходящими изменениями во внешней и внутренней среде организации.

Понимание руководителями и менеджерами по персоналу механизма мотивации, разнообразия потребностей, стимулов и мотивов работников должно способствовать построению эффективной системы мотивации, то есть системы организационных мероприятий и стандартов, направленных на управление активностью членов организации в достижении корпоративных целей. Система мотивации должна способствовать развитию у сотрудников стремления работать именно в этой организации и достигать вместе с ней высоких результатов.

Основными инструментами совершенствования системы мотивации современной организации являются:

    внедрение системы постановки целей;

    создание надежной системы оценки эффективности сотрудника и определения потенциала его развития;

    разработка системы окладов, грейдирование позиций;

    разработка системы бонусов, связанных с результатами деятельности;

    дизайн работ, обогащение содержания работ, ротация;

    создание команд, работающих в автономном режиме;

    создание прозрачных и ясных маршрутов карьерного продвижения;

    создание «золотого» кадрового резерва, включая планы подготовки резервистов.

Вам также будет интересно:

Страховые случаи и страховые риски Расходы на урегулирование убытков
сумма денежных средств, направленных на оплату экспертных и консультационных или иных...
Конференция в локарно 1925 и ее итоги
Начавшейся 5 октября того же года в швейцарском городе Локарно. В конференции участвовали:...
Реферат: Резервный капитал, его формирование и учет
Грамотно управляемое предприятие, как рачительный хозяин, выстраивает работу так, чтобы в...
Что делать, если ип или ооо на енвд выставили счет-фактуру с ндс Выставлен счет с ндс и без
Организация работает без НДС , взаимодействуя при этом с организацией, являющейся...